Киевский режиссер Елена Фетисова заканчивает работу над фильмом «Параджанов» о жизни и творчестве автора культовой украинской ленты «Тени забытых предков». Мировая премьера состоится в Каннах, а наш зритель ее увидит в сентябре этого года. Фильм снимался в ко-продукции Украины с Францией, Арменией и Грузией. Главную роль сыграл французский актер Серж Аведикян, который стал также сорежиссером фильма. О том, как отнеслись родственники и друзья Параджанова к идее создания фильма, где проходили съемки, и почему пришлось отсидеть пару недель в тюрьме, ЕЛЕНА ФЕТИСОВА рассказала «Известиям в Украине».
Было написано девять версий сценария. Вы сейчас монтируете картину. Фильм получается такой, как вы задумали с самого начала?
Прошло четыре года, как я занимаюсь созданием фильма «Параджанов». Было написано девять версий сценария, я постоянно что-то дописывала и дорабатывала. В результате очень довольна тем, что вижу сейчас на экране. Но пока мы имеем голого ребенка, которого постепенно одеваем - создаем дизайн звука, со дня на день ждем колориста из Франции, который будет проводить цветокоррекцию фильма.
Какой стиль фильма? Это будет нечто в духе поэтического кино, в котором творил Параджанов?
Нет, это биографическая драма. Ее стиль сложно определить одним термином. Знаете, к фильму о Параджанове нужно приступать с большой любовью и огромным чувством юмора, а также с тонким вкусом. Думаю, что и сам Параджанов хотел бы, чтобы именно так о нем снимали картину.
Вы встречались с Сергеем Иосифовичем?
Я была тогда еще очень маленькой, буквально жила на Киностудии имени Довженко, ведь там работали мои родители и бабушка с дедушкой. И там же я пару раз видела Параджанова. Однажды, когда была постарше, мои родители на кухне тихо сказали: «Параджанова арестовали...» И это было мое первое разочарование в нашей благополучной советской жизни. Ведь о режиссере много говорили в нашей семье, родители были просто шокированы - они понимали, что этот арест сфабрикован.
На роль Параджанова вы пригласили французского актера Сержа Аведикяна. Есть ощущение полного попадания в образ?
Приглашение этого артиста я считаю огромной удачей. Нам его посоветовал режиссер Роман Балаян. Перед Аведикяном стояла очень трудная задача, ведь события, показанные в фильме, охватывают 20 лет. Серж играет Параджанова в возрасте от 40 до 60 лет. И он с этим блестяще справился. Когда актер готовил эту роль, я его настраивала, что это должен быть не портрет, а обобщенный образ, который я придумала. Параджанова ведь невозможно скопировать - только создать и прожить, вложив новый современный смысл. Безусловно, у Сержа есть сходство с Параджановым. Но все же, оно условное. Мы не применяли пластический грим, чем очень гордимся. И в этом заслуга наших художников и гримеров, всей режиссерской команды. Надеюсь, что этот образ понравится и вдове Параджанова Светлане Щербатюк.
А ведь поначалу Светлана Ивановна очень негативно отнеслась к самой идее создания художественного фильма о Параджанове. Она изменила свое мнение?
Когда у меня появилась идея снимать эту картину, я сначала пошла к Роману Балаяну. И он меня представил Светлане Ивановне Щербатюк и сыну Сурену. С ними мы долго обсуждали: почему я хочу снимать этот фильм, какова моя внутренняя мотивация. Конечно, я чувствовала настороженное отношение Светланы Ивановны. Она прочитала сначала первую версию сценария, потом третью, шестую и последнюю, девятую. То есть прошла с нами весь путь развития сценария и дала свое добро. Вначале она не верила, что такой фильм вообще может быть снят. Но когда поняла всю серьезность наших намерений, стала консультантом картины и передала нам все права на создание ее образа. Она ведь тоже присутствует в ленте. Сын Сурен, который тоже владеет правами на наследие отца, подписал с нами все необходимые документы, хотя он присутствует в ленте только в образе младенца. Еще есть у нас реальный персонаж - Додо Абашидзе. Он помогал Параджанову, когда тот жил в Грузии и вместе с ним создавал фильм «Легенда о Сурамской крепости». Его сын тоже передал нам права на использование образа отца и его творческого наследия в художественном фильме. Так что в этом смысле у нас все строго по закону.
Наверно, не просто было получить столько разрешений?
Да, для этого я год училась в рамках Европейской продюсерской программы EAVE у ведущих европейских мастеров и нашла коллег в Европе, которые заболели темой Параджанова так же, как и я. Проект был представлен на ко-продукционных рынках в Софии, Каннах, Роттердаме и Берлине. Благодаря этому удалось сделать очень сложную ко-продукцию, которой еще не было в Украине: с участием Франции, Армении и Грузии. И 50 процентов бюджета фильма выделило Государственное агентство Украины по вопросам кино.
Где проходили основные съемки?
В Украине и Грузии. В Тбилиси, на улице Котэ Месхи мы нашли дом и двор, который удалось преобразить так, что он стал похож на тот, в котором жил Параджанов. Когда близкий друг Параджанова Юрий Мечитов туда пришел, то заплакал - настолько все напоминало прошлое. Еще мы снимали в Гареджийской пустыне, где у Параджанова проходили съемки «Легенды о Сурамской крепости». Также два дня работали во Франции. Там мы снимали финальные сцены в Центре Жоржа Помпиду. Это место связано с именем Параджанова - там проходила ретроспектива его фильмов. Сам зал ничем не примечателен, но для нас было важно прикоснуться к местам пребывания нашего героя.
У вас, насколько известно, были еще съемки в колонии...
Да, ведь Параджанов сидел в нескольких колониях. Его постоянно переводили, потому что он очень быстро налаживал дружеские отношения с сокамерниками. Но власти такая ситуация совершенно не устраивала - Параджанова хотели уничтожить как личность. А порядки в колонии были таковы, что новенькие зэки должны пройти «прописку» и прочие атрибуты тюремной жизни. Но к Параджанову все относились очень хорошо, никто его не третировал. И в этом еще одна загадка его натуры.
Почему для съемок выбрали Дрогобычскую колонию, где он никогда не сидел?
Дело в том, что большинство украинских колоний уже приобрели некий лоск в виде пластиковых окон и прочих атрибутов цивилизации. А в Дрогобыче все осталось так, как в советское время. Нам помогла Государственная пенитенциарная служба, без содействия которой такие съемки были бы невозможны. Так что мы сами практически несколько недель провели в заключении.
Реальных зэков тоже снимали?
Да. Начальник колонии разрешил нам привлечь для участия в массовке заключенных. И я поразилась, насколько органично они себя чувствовали в кадре. У многих из них изломанные судьбы, но то, что они заинтересовались личностью Параджанова, надеюсь, поможет им найти себя в жизни.
Почему вы пригласили на роль Светланы Параджановой московскую актрису?
Я очень долго искала исполнительницу роли жены. Для кино очень важны актеры, ведь кино - это прежде всего лица исполнителей. Мы пробовали очень многих украинских и московских актрис, к нам приезжала на пробы даже знаменитая Александра Дальстрём из Швеции. Когда на пробы пришла Юлия Пересильд, я сначала не увидела в ней героиню. Но как только она вошла в кадр и прочитала текст, сразу стало ясно: только Юля должна играть эту роль. Нужно заметить, что Пересильд не соглашается на любую роль. Она актриса Театра Наций под руководством Евгения Миронова, снимается у лучших российских режиссеров - Алексея Учителя, Кирилла Серебренникова и еще у Сергея Лозницы «В тумане».
Светлана Ивановна уже видела эти кадры?
Нет. Но мне кажется, что ей понравится, как она выглядит в фильме. Я считаю, что этот образ - один из самых удачных.
Где вы брали информацию о личной жизни Параджанова?
Везде! Мне во многом помогали друзья Параджанова и во время написания сценария, и во время режиссерского решения ленты. Это Роман Балаян и Михаил Беликов. Беликов и его жена были очень дружны с Параджановым. Они и подсказали много деталей, из которых я смогла сложить тонкую историю любви, длиною в жизнь.
Почему для премьеры фильма выбрали Каннский кинофестиваль?
По своему содержанию и художественному воплощению фильм каннский. Поэтому я надеюсь, что он попадет в программу фестиваля. Планируем также участие фильма в программах других международных кинофестивалей, которые пройдут в этом году. А в украинский прокат фильм выйдет в конце сентября - мы подписали контракт с компанией «Артхаус Траффик». «Параджанов» будет показан и на Одесском фестивале. А благодаря тому, что в следующем году - 90-я годовщина со дня рождения Параджанова, то картина пройдет и на телевидении, тем более что в ко-продукции принимает участие крупнейший европейский телеканал ARTE FRANCE CINEMA.
СПРАВКА:
Елена Фетисова - продюсер, режиссер, сценарист, член Европейской документальной сети EDN. Лауреат премии Кабинета Министров Украины им. Леси Украинки 2009 года. В 2009 году прошла обучение в рамках Европейской продюсерской программы EAVE.
Елена родилась в Киеве, в 1964 году. В 1987 году окончила ВГИК и с тех пор непрерывно работает в кино. В 2001 году основала и возглавила киностудию «Интерфильм». Имеет большой опыт реализации международных кинопроектов. Режиссер и автор сценария ряда фильмов, завоевавших призы международных кинофестивалей.
Награды
Приз «Серебряный витязь» XVIII МКФ «Золотой витязь», Россия, 2009
Приз зрительских симпатий XX Открытого фестиваля документального кино «Россия», 2009
Специальный диплом 39-го Киевского МКФ «Молодость», 2009
Первый приз Международного форума социального кино, Россия, 2008
Гран-при кинофестиваля «Открой Украину», 2008
отсюдазанимательная справка... награды, награды, награды и - ни одного названия картины, хоть вспомнить, кто такая...??
на самом дотошном
сайте о кино о ней тоже скупая информация. Пришлось искать.
Здесь написано, что дама является самым известным на Украине продюсером и полный метр как режиссёр не снимала.
Здесь есть её фотография и над ней откровенно стебутся,......
В общем суммируя долгий поиск: находящаяся на хорошем счету у руководства государства, железная леди-продюсер, юридически грамотная (респект за подписанные документы у наследников и уточнение по сценарию с ними же - наши продюсеры этим брезгуют), режиссёр-документалист, сценарист, опытная, дотошная, вкалывающая и при этом ухоженная Елена Фетисова снимает дебютный художественный фильм, вкладывая в него душу и жизнь. Если принять во внимание, что талантливые люди должны быть талантливы во всём (или что профессионализм пропить сложно) , то и фильм Фетисовой о Сергее Иосифовиче не должен быть комом. Тем более, что Елена поставила на Канны. Дай Бог.