Вместе с Александром Владимировичем Варламовым
- Всё балдеешь?
- Ну да, ты только послушай, ударник-то какой!
Отец прислушался. Лицо немного просветлело.
- Ну да, ничего так. Лаци Олах лучше стучал.
Я заинтересовался. Пришлось отцу рассказать - кто это.
Отец в юности был большим любителем потусоваться в "центорвых" местах, послушать запрещённую музыку, потанцевать. Тогда это можно было сделать в основном в ресторанах. "Коктейль Холл", "Спорт", "Аврора"... Джазом в "Авроре" руководил венгерский цыган, ещё до войны переехавший в СССР - Лаци Олах. Был он очень популярным, легендарным даже. Но те времена давно канули в лету. Где он сейчас, что с ним стало, отец не знал.
Прошло несколько лет, и в конце 70-х я попал на джазовый фестиваль. Несколько дней в кинотеатре "Варшава" играли джаз, все его разновидности. Я даже и не думал, что в Союзе столько классных джазистов. В один из дней ведущий объявил выступление специального гостя - Лаци Олаха. Я чуть со стула не упал - для меня этот человек был легендой из отцовского рассказа про стародавние времена. Такой же ушедшей, как "Бродвей", стиляги и башмаки "на манной каше". И вдруг оказалось, что человек этот существует на самом деле!
На сцену вышел старичок, встретили его вежливыми аплодисментами. Дедушка улыбался, немного по-клоунски гримасничал...
Он сел за барабаны, долго устраивался. Зал терпеливо ждал.
Группа, молодые ребята, начали играть. Я смотрел на барабанщика и думал: "Ну, дедок, не облажайся..."
Дедок играл довольно бодро, но ничего выдающегося не показал - на фестивале были барабанщики и покруче. Ну а уж о Пейсе из Дип Пёрпл я вообще молчу.
Мне даже обидно стало - отцовская легенда оказалась всего лишь легендой.
И тут старый барабанщик уронил палочку... Зал выдохнул. На лице старика отразилось какое-то детское недоумение, обида. "Как же так", - как бы говорил он...
"Ну всё", - подумал я. "Облажался..." Захотелось встать и уйти, чтобы не видеть позора пожилого человека.
И тут Лаци хитро подмигнул в зал, выхватил запасную палочку, швырнул её в воздух на неимоверную высоту, она, вращаясь, летела как вертолётный пропеллер, и прилетела точно к нему в руку. Он с лёта подхватил её, и выдал такой брэйк, что зал взвыл от восторга. Концовку композиции играли под сплошной визг, крик и аплодисменты. Барабанщик выделывал невероятное.
Дома я рассказал отцу, кого я видел на концерте.
- Да, живой? Надо его на Студию пригласить, записать его брейки знаменитые. Для потомков...
Потом много раз про это вспоминал, да только так и не собрался.
Я вот думаю - нифига Лаци не случайно палочку уронил. Шоумен... Старая школа.
http://kotenochkin.livejournal.com/367209.html?view=5326697#t5326697 Эдуард Хруцкий вспоминает:
...особенно мы любили ресторан «Аврора», где играл знаменитый ударник Лаци Олах. Когда-то мой дядька познакомил меня на Тверском бульваре с невысоким полненьким человеком с веселым лицом. - Это знаменитый джазовый музыкант Лаци Олах, - сказал он мне. Как ни странно, Лаци запомнил меня и, когда я появлялся в «Авроре», дружески здоровался, что очень льстило моему самолюбию. Как только я усаживался с девушкой за стол, к микрофону подходил трубач и объявлял: - Мелодия из кинофильма «Подвиг разведчика». Оркестр начинал играть знаменитый фокстрот «Гольфстрим». Играл оркестр и мелодии из спектакля Центрального театра кукол «Под шорох твоих ресниц», и даже музыку из сцены «Полярный бал» фильма «Музыкальная история». Такие вещи комиссией, утверждавшей репертуар ансамбля, милостиво разрешались, хотя все знали, что стоит за этими безобидными названиями.
Алексей Семёнович Козлов:
...когда я был в девятом классе, произошло еще одно важное событие. Отец моего школьного друга, Юры Андреева, бывший сотрудник разведки, работавший во время войны в странах Европы, взял нас с собой в самый модный тогда ресторан «Аврора» (ныне «Будапешт»). Ресторан этот был известен тем, что только там играл официально джаз-оркестр, но не простой, а руководимый легендарным барабанщиком, выходцем из Венгрии, Лаци Олахом. Отец Юры познакомился с Лаци еще в довоенные времена, в Венгрии. Для меня это было первое в жизни посещение ресторана, поэтому , когда мы вошли в этот, довольно роскошный и по теперешним меркам зал, мне показалось, что я попал в рай. Колонны, роскошные женщины, закуски и вина, живой джаз на сцене. Как только мы сели, Лаци Олах подошел к нашему столику и поздоровался с Юриным отцом, обнаружив большое почтение и сильный иностранный акцент. Затем, когда он начал играть, особенно, исполняя свои «брэйки», я все сразу понял - я буду джазовым музыкантом, причем барабанщиком. Этот вечер запомнился мне на всю жизнь. <...> ...На бирже я начал сталкиваться с еще одним легендарным лабухом, барабанщиком Лаци Олахом, уже знакомым мне по ранним посещениям ресторана «Аврора». Он, появлялся там нечасто и, будучи человеком с прошлой европейской известностью, держался особняком. Постояв на бирже и получив приглашение на «халтуру», он ловил такси и, садясь в машину, говорил своим писклявым голосом, с сильным акцентом - «Шэф, я - Лаци Олах, поезжай скорее!»
Пояснение: биржа располагалась вначали на Китайском проезде, потом переместилась через дорогу, позади ЦУМа, на углу Пушечной и Неглинной, рядом с существующим по сию пору (ура!) магазином музыкальных инструментов. Там можно было обменяться пластинками, продать и купить запрещённые "на рёбрах" в том числе, ну и - получить работу, халтуру, так сказать.
Борис Васильевич Матвеев:
В кинотеатре «Художественный» играл оркестр Лаци Олаха - венгерского цыгана, приехавшего ещё до войны к нам в СССР. Он влюбился в пианистку Юлю, женился на ней и остался навсегда. Именно он привёз в страну европейскую культуру игры на барабанах. До него так… чирикали…<...> Домотканая музыка. Он давал платные уроки, но я был воспитанником и денег у меня не было. Я каждый вечер приходил в «Художественный» перед сеансами и перенимал то, что играл Лаци. Потом быстрее бежал домой и про себя пел его ритмы. Пока ехал в трамвае, отбивал ритм на коленках. Так и учился. Перенял у него все вплоть до мимики. Уже позже Лаци Олах стал звать меня на замены, когда сам был занят у Цфасмана. Платил мне по пятёрке, за что я расписывался у него в специальной книжке.
Борис Васильевич, конечно, перенял манеру Лаци с лихвой - его умение и драйв стучать по всему, что звучит, - незабываемы))
Кое-кто сегодня (видали небось Дмитрия Севостьянова, например) пытаются устроить шоу, однако ж - кишка тонка :-) - нет у них куража, нету... да и с харизмой подкачали... И вообще - за всю историю советского-российского джаза отличных ударников - хватит пальцев на одной руке: кроме упомянутых -
Валерий Буланов,
Владимир Журавский, оба трагически погибших.
Помнится, знаменитый Марек Каревич - знаток джаза и лучший джазовый фотограф мира - каждый раз будучи в Москве и слушая музыкантов, горевал: " Нет ударников, ну что ты поделаешь!". Конечно, конечно, стабильный, надёжный ритм можно найти,
но мы-то с Вами понимаем, что он имел ввиду...
Без малого 20 лет нет на свете искромётного Лаци, но о нём продолжают помнить и будут помнить, и складывать легенды,
и неправда, что Музыку нельзя увидеть...