до 28 октября
в Трубниковском
«От великого до смешного…». Сатирическая графика времени Наполеоновских войн из собрания Государственного Литературного Музея.
Выставку открывают парадные портреты главных действующих лиц той войны -императоров Александра I и Наполеона Бонапарта, русских полководцев М.И. Кутузова, П.И. Багратиона, войскового атамана Донского казачьего войска М.И.Платова, поэта-партизана Д.В. Давыдова. Героика ратного подвига показана в знаменитых медалях скульптора Ф.Толстого, создавшего своеобразную пластическую поэму в духе античных образцов. В витринах - издания произведений русских писателей и поэтов, в которых запечатлён опыт художественного осмысления событий Отечественной войны 1812 года: от «Певца во стане русских воинов» В.А. Жуковского до «Войны и мира» Л.Н. Толстого.
Основу выставки составляет коллекция сатирических гравюр 1812 - 1814 из собрания Государственного Литературного музея. В ней представлены как работы российских графиков И.И. Теребенева, А.Г. Венецианова, И.А. Иванова, С. Шифляра, А.Е. Мартынова и др., так и западноевропейских художников - Эльмса, Гилрея, Гейслера, Готье и др. Посетители увидят, как оценивали Наполеона и его действия мастера политической карикатуры России, Англии, Германии и Франции - каждый зал выставки со своим национальным акцентом.
полностью до 29 октября
в Доме-музее А.П. Чехова - Садовая-Кудринская, д. 6.
«Российская беляковская моногравюра». Белякова Людмила Анатольевна - народная художница, автор уникальной техники моногравюры.
Работая иглой по металлу, без применения красителей, она достигает непревзойденного эффекта преломления света, который рождает более 40 цветовых оттенков.
Людмила Анатольевна разрабатывала технику моногравюры в течение нескольких десятков лет . Но удивительна не только сама техника исполнения, но и теплота и необыкновенный магнетизм работ.
полностью до 31 октября
на Трубниковском
по книгам А. М. Волкова и Л. Ф. Баума «Озумрудный город». Выставка рассказывает историю переплетения двух сказочных книг: «Удивительный волшебник из страны Оз» и «Волшебник Изумрудного города».
Первая книга о приключениях девочки Дороти и ее друзей в волшебной стране Оз взбудоражила умы маленьких американских читателей в 1900г. Высылая десятки писем на адрес редакции, лично автору книги Лаймену Фрэнку Бауму и даже приходя к нему домой, - дети требовали продолжения любимой сказки. Писатель поддался уговорам не сразу, но, как показало время, навсегда. Назначив себя «придворным историком страны Оз», он посвятил ей 12 сказочных книг и последние 20 лет своей жизни.
В 1939г. книга о девочке в летающем домике вышла на русском языке. Доцент математики одного московского ВУЗа Александр Мелентьевич Волков, упражняясь в английском языке (он уже владел латинским, французским и немецким), сделал перевод книги Баума. Из оригинала он убрал некоторые главы, изменил имена героев, ввел новые сюжетные линии, проведя через всю книгу идею настоящей, бескорыстной, самоотверженной дружбы. Русский вариант оказался столь удачным, что заслужил положительный отзыв «вожака» детской литературы - С. Я. Маршака. В 1959г. книга была переиздана в новой редакции с иллюстрациями Л.В.Владимирского, ставшего постоянным иллюстратором всего сказочного цикла Волкова.
полностью до 20 декабря:
в главном здании Литературного музея - Нарышкинских палатах Высоко-Петровского монастыря (Петровка, 28) - юбилейная выставка к 200-летию И. А. Гончарова «Сон Обломова»
.Гончаров представлен на ней в трёх своих качествах - как писатель, путешественник и цензор.
Выставка строится на противопоставлении русской мечты о «земном потерянном рае», воплощённой в главе «Сон Обломова», и идеи прогресса и цивилизации.
Прекрасные виды усадеб, сцены усадебного быта, пейзажи призваны воссоздать идеализированный мир старой усадебной России и русской природы, понимаемый как символ родового гнезда и символ России.
А рядом как реализация метафоры «житейское море», - акцентируя маршрут путешествия Гончарова на «Фрегате Паллада» и последующих заграничных поездок, - мир, воплощённый европейскими городами и Петербургом. Эти образы переносят нас из природного царства покоя и умиротворения в эстетически не менее привлекательную стихию движения - морских волн и мир городской цивилизации. Морские виды и пейзажи, изображения кораблей в цветных литографиях с оригиналов А. Боголюбова и И. Айвазовского чередуются с видами городов Европы, Китая и Японии.
Выставка построена на материалах Гончаровской коллекции Литературного музея.
полностью* * *и интересная новость:
В разделе «Виртуальный музей» открылась новая
рубрика «Виртуальная экскурсия». Теперь мы сможем воскресить выставки, проходившие в нашем музее.
Первая виртуальная экскурсия приглашает в музейные залы в Трубниковском переулке на
выставку «Диалог / Dialogue», посвящённую русско-французским литературным связям в XX веке, которая была открыта с 23 ноября по 21 декабря 2010 года.