vasily_sergeev:
Человек, подковавший блоху Человека, который подковал блоху, уже нет в живых.
Информации в сети очень мало об этом художнике. О нем несправедливо мало сказано.
Караван верблюдов в игольном ушке. Высота 0,25-0,20 мм. Золото 999,9 пробы
Ирина, вдова художника: "Мой горячо любимый муж Николай Сергеевич Алдунин умер 9 сентября 2009 года по стечению обстоятельств, связанных, в основном, с непрофессионализмом и безалаберностью медицинских работников (не буду говорить каких и в каких учреждениях). Ему было всего 53 года, он мог бы создать еще немало удивительных работ. Но мне, помимо личного горя, очень обидно, что все те, кого он интересовал при жизни (журналисты, коллеги, друзья и др.), очень быстро забыли о нём, многие даже не знают, что его больше нет...."
Тульский самовар. Высота - 1,2 мм. Изготовлен из 12 деталей
Мастер микроминиатюры Алдунин Николай Сергеевич родился 1 сентября 1956 года в поселке Южная Ламоватка Ворошиловградской области. Из всех природных и искусственных материалов с детства полюбил металлы и металлические изделия. Работая слесарем, а потом токарем на промышленных предприятиях, постиг все секреты металлообработки. Каким-то внутренним чутьем сразу безошибочно подбирал режим резания металлов, это позволяло увеличивать количество изделий, повышая их качество.
А.С.Пушкин. Портрет на рисовом зерне. Высота 1 мм
Существующую "технологию металлов" Николай считал несовершенной. Около пятнадцати лет назад ему пришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что "нашел себя" в микроминиатюре. Он уволился с работы и решил серьезно заняться этим очень трудным и интересным ремеслом. Николай считаел, что достижение человеком в жизни целей зависит от желания: чем выше цель, тем большим должно быть желание.
Российский рубль. Диаметр - 0,88 мм. Материал - золото 999,9 пробы
Работа над блохой началась с подготовки микрометрического инструмента. Один резец, толщиной в 2 микрона, затачивал по 6 - 7 часов кряду. Жена Ирина ложится спать, он сидит точит. Просыпается, он точит. На чем затачивал? Это уже секрет мастера. Алмазная паста в 3 - 5 микронов оказалась грубовата. Искал свои составы. Работал по ночам. Повязывал голову платком и надевал одежду из хлопка. Микроминиатюры очень чувствительны к статическому электричеству, которое накапливают искусственные ткани. Чуть дотронешься до них заряженным резцом - она, как живая, прыг куда-то в сторону. Облачившись, Алдунин садился на кухне и пару часов неподвижно ждал, пока осядет пыль. И лишь тогда начинал работать. Три месяца он точил подковки, ковал гвоздики и подковывал блошиные лапки. А когда забил последний гвоздик, отсыпался почти неделю.
Подкованная блоха. С седлом и стременами
Вот что сказал сам мастер про свою блоху: «Лапки ведь у них пустые внутри, а снаружи волосатые. Сделал на лапках депиляцию, подстриг коготки, так сказать педикюр навел, а потом только приступил к подкове. Я подсчитал, что на одной спичечной головке этих подковок можно уместить две с половиной тысячи штук». На самых кончиках четырех из шести блошинных лапок сверкают золотые подковки. В каждой - по три гвоздика. Одна блошиная подковка Алдунина весит 0,00000004419 грамма. Из одного грамма золота получится 22 629 544 подковки. То есть можно подковать больше 5 миллионов блох. Ширина каждой подковы - 40 микрон, длина - 50, диаметр шляпок гвоздиков - и вовсе 5 (в 1 миллиметре 1000 микрон).
Совет да любовь. Рисовое зерно. Высота букв - 0,14 мм. Материал-золото 999,9 пробы.
«Это же ведь брэнд для Тульской области.-Рассказывает микроминиатюрист. - И я был первым тульским жителем, через 150 лет после выхода «Левши» Лескова, который блоху и подковал. Блоха должна была быть первой. Ведь если бы я занимался просто микроминиатюрой, туляки мне этого не простили. И все время спрашивали: «Когда блоху подкуешь?». А тут я решил все сразу. Чтоб не было вопросов. А сейчас у меня есть блоха с седлом и уздечкой, со стременем, все как положено.
Трехлинейная винтовка Мосина. На рисовом зерне. Длина - 3 мм. Материал-золото 999,9 пробы
Подкованная блоха Алдунина вместе с микроскопической винтовкой Мосина, расположенной на рисовом зернышке (длина вместе со штыком - менее 3 мм, имеется движущийся затвор!), включена в экспозицию Тульского музея оружия.
Танк Т34/85. Расположен на продольном срезе яблочного зерна. Длина корпуса - 2 мм.
Количество деталей - 257. Материал - золото 999,9 пробы
Самой сложной своей работой, мастер-микроминиатюрист считает танк Т34/85. Длина корпуса - 2 мм. Расположена микроминиатюра на продольном срезе яблочного зерна. «Танк я делал полгода к 60-летию Победы. Почти не выходил из дома, только за едой в магазин. Я вообще во время серьезной работы стараюсь не появляться на улице, чтобы не набрать негативных эмоций. Я вообще люблю военную тематику, а этот танк я делал с дотошностью истинного фаната военной техники, - рассказывает Николай Сергеевич. - Собрал из 257 отдельных деталей!»
Останкинская телебашня. Расположена на яблочном зерне. Высота - 6,3 мм. Материал - золото 999,9 пробы
Накануне 40-летнего юбилея Останкинской телебашни умелец смастерил ее точную копию, только в 850 тысяч раз меньше. На ней через микроскоп отчетливо видны все антенны, спутниковые тарелки и даже ресторан «Седьмое небо».
По словам Николая, к нему часто обращались представители политических кругов и шоу-бизнеса - заказывали подарки, например, портрет известной певицы на рисовом зернышке или подкованную блоху для политика.
Н.В.Гоголь. Портрет на рисовом зерне
Умелец выполнил около сотни работ. Все шедевры Николай Алдунин исполнял из чистого золота 999,9 пробы. По его словам, это было продиктовано суровой необходимостью, ведь микроскопическая деталь, изготовленная из любого другого металла, на глазах могла бы покрыться ржавчиной.
Велосипед. Расположен на швейной игле. Длина - 2 мм.
Про мастера микроминиатюры Алдунина уже стали ходить легенды, вот что мы прочли в одном из блогов: чтобы достичь идеальных движений рук, Николай научился играть более чем на 20-ти струнных музыкальных инструментов. Благодаря этому он может создавать такие удивительные вещи.
Л.Н.Толстой. Портрет на рисовом зерне
1 сентября Николай Алдунин, талантливый мастер, отметил в больнице свой 53-ий день рождения. 2 месяца он пролежал в больнице при институте им.Вишневского с осложнениями после перенесенной операции. У него был хронический панкреатит. 9 сентября у Николая открылось сильное внутреннее кровотечение, которого он не смог перенести. Он ушел, как и жил, борясь и яростно вырывая у тяжелого недуга каждый свой новый день. «Я не молю, а только прошу Бога, чтобы он дал мне немного времени доделать то, чего не успел», - сказал он другу Александру Богатырёву, прощаясь, 19 мая в Москве. А планов и новых уникальных замыслов у микроминиатюриста было много...
Автомат АКМ-47. Расположен поперек спички. Длина - 1,625 мм. Состоит из 34 детелей.
Материал - золото 585 и 999,9 пробы. Время изготовления - 6 месяцев.
«В ближайшем будущем я собираюсь приступить к созданию новой работы - „Мерседеса“ длиной в 15 см из золота, серебра и платины, - планировал Николай Сергеевич. - Причем в нем будут детали реального автомобиля. Особое внимание я уделю приборной доске: все стрелочки, циферки, кнопочки...» Была задумка выковать блоху из металла. И чтобы она кадриль выкидывала наподобие лесковской под музыку «Тула веками оружие ковала». Жаль, что его планам не суждено было сбыться.
По его глубокому убеждению, философии и психологии мастерства исполнения миниатюрных шедевров научить невозможно. Он постоянно подчеркивал: «Я не художник!» При этом Николай Алдунин на первое место в своей работе ставил изящество и красоту исполнения задумки. Но, наверное, самым главным секретом Николая было то, что за работу он садился только в хорошем настроении, в состоянии гармонии и любви к себе и миру, к тому, что предстояло сделать.
Интервью с мастером микроминиатюры 2002 года, взят первый рубеж - подкована блоха...
Утащено
отсюда, спасибо
Ира Булынина___________________________
персональный сайт Николая Сергеевичаего похоронили 11 сентября в Алексине Тульской области, рядом с могилой материиюнь 2009 -
интервью Алдунина о музее его работ в Москве. Будет ли он теперь?