Львовский театр оперы и балета

Sep 21, 2012 07:04


21 сентября 1940 года оперой «Тихий Дон» был открыт Львовский государственный академический театр оперы и балета - первый украинский стационарный оперный театр на Западной Украине.

Одно из красивейших театральных зданий (бывший Большой городской театр; зрительный зал на 1080 мест) построено в 1900 по проекту выпускника Берлинской архитектурной академии, директора Львовской высшей художественной школы архитектора Зигмунда Горголевского (1845-1903).

Он удивил жюри выбором места для строительства, предложив центр города, хотя на то время место, выбранное Горголевским, было сильно застроено. Архитектор смело предложил «спрятать под землёй» речку Полтву, протекающую в этом месте, а вместо фундамента впервые в Европе использовал цельную бетонную основу.

Первый камень в основание театра был заложен в июне 1897 года. З. Горголевский сам руководил и земляными, и строительными, и распорядительными работами, привлекая к строительству лучшие львовские и зарубежные фирмы.

Основная нагрузка легла на известную в то время строительную организацию инженера И. Левинского. Для строительства использовались местные материалы. За границей изготавливались формы деталей из мрамора и специальное полотно для росписи фойе. Монтаж электрического освещения проводила австрийская фирма «Сименс», механизацию сцены - польская фирма из города Санок.

Строительство длилось почти три года. Оно было осуществлено на средства, выделенные городской управой и добровольные пожертвования. Стоимость строительства составляла 2,4 миллиона австрийских крон.

Театр построен в классических традициях с использованием форм и деталей архитектуры ренессанса и барокко, или в стиле, называемом «псевдоренессанс». Театр, богато декорированный как внешне, так и внутри, стал сосредоточением скульптурных и художественных произведений Западной Европы конца ХІХ столетия.

В отделке театра принимали участие такие мастера скульптуры, как П. Войтович, А. Попель, Е. Печ, Т. Баронч, художники: Т. Попель, М. Герасимович, Т. Рибковский, З. Розвадовский, С. Дембицкий, С. Рейхан.

Большой городской театр (назывался так до 1939 г.) открылся 4 октября 1900 года. В торжественном открытии театра принимали участие художник Г. Семирадский, писатель Г. Сенкевич, композитор И. Падеревский, делегации из разных европейских театров. На этом вечере, в помещении театра состоялся показ первого спектакля - лирико-драматической оперы «Янек» В. Желенского, рассказывающей о жизни карпатских верховинцев. Главную партию исполнял прославленный украинский тенор Александр Мышуга, для которого она была специально написана.

До 1900 года оперные и балетные спектакли ставились на сцене театра мецената графа Станислава Скарбека. Новый театр был приспособлен для приёма гастролирующих оперных и балетных коллективов. В театре в постоянном составе работали драматическая и оперная труппы.

В 1934 году театр закрыли из-за экономического кризиса.

В 1939 году здесь прошли Народные сборы Западной Украины, которые поддержали присоединение Галиции и Волыни к УССР.

Большой городской театр был переименован в Львовский государственный театр оперы и балета, театр вошёл в подчинение Министерству культуры Украины. Реорганизовали оркестр, хор, балетную труппу, среди солистов оперы появились новые имена - выпускники Киевской, Харьковской и Одесской консерваторий. На должности главных дирижёров пригласили М. Покровского и М. Гончарова. Из разных городов приехали преподаватели: режиссёры, балетмейстеры, художники.

Сезон 1940-1941 гг. стал творческим стартом в работе львовского театра. В афишу первого сезона вошли оперы: «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Наталка Полтавка» М. Лысенко, «Травиата» и «Аида» Д. Верди, «Кармен» Ж. Бизе, «Чио-Чио-сан», «Богема» Д. Пуччини, балеты «Дон Кихот» Л. Минкуса, оперетта «Цыганский барон» И. Штрауса.

В течение первого сезона театр поставил 11 спектаклей, в т. ч. оперы «Евгений Онегин», «Наталка Полтавка», «Кармен», «Аида», балеты «Красный мак», «Дон Кихот».
* * *Назначенная на 26 июня 1941 года премьера спектакля «Лилея» не состоялась. Раскупленные билеты так и остались у тех, кто хотел попасть на новый балет украинского композитора К. Данкевича. Война прервала работу театра. Но нашлись энтузиасты, которые молчаливый театр разбудили и оживили... Не легко было режиссёру В. Блаватскому скомплектовать полный состав артистов для спектаклей, но, всё же, ему удалось найти музыкантов, хористов, танцоров и драматических актёров. В. Блаватский отважился поставить украинскую оперу М. Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем».

В середине ноября 1941 г. Украинский львовский театр открыл театральный сезон 1941-1942 гг. «Запорожцем за Дунаем». Ставил оперу режиссёр Й. Стадник, дирижировал - Л. Туркевич.

В годы немецкой оккупации (июль 1941 и июль 1944) были поставлены оперы: «Аида», «Кармен», «Травиата», «Мадам Баттерфляй», «Цыганский барон», «Трубадур», «Каваллерия Рустикана». Плодотворно работали балетмейстеры Вигилиев, Тригубов, Штенгель.

В театр приглашались для новых постановок также немецкие дирижёры. В постановке Вигилиева шли с большим успехом «Дон Кихот», «Пер Гюнт», «Коппелия», «Сельская любовь» и другие. Испанская газета писала, что Львовский оперный театр был наилучшим в Европе в военное время.
* * *
После освобождения Львова от фашистских захватчиков, в мае 1945 года, оперой М. Вериковского «Наймычка» начался первый послевоенный оперный сезон.
В этом же сезоне шли оперы «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Травиата» Д. Верди, балет «Коппелия» Л. Делиба, русская и западно-европейская классика, произведения украинских композиторов.

К столетию со дня рождения (1956 г.) великого украинского писателя Ивана Франко театру присвоили его имя. А через десять лет за большие творческие успехи театр получил статус Академического.

В конце 1970-х закрывался на реконструкцию, вновь был открыт в 1984 году.

[об оперном репертуаре]
Среди наиболее значительных постановок: оперы - «Далибор» Сметаны (1950, впервые в СССР), «Молодая гвардия» (1953); «Железный дом» Тамберга (1969), «Золотой обруч» Лятошинского (1970; Государственная премия УССР им. Т. Г. Шевченко, 1971), «Эрнани» (1970), «Хованщина» (редакция Д. Д. Шостаковича, 1973), «Зачарованный замок» Монюшко (1974) и балеты - «Лилея» Данькевича (1946), «Семь красавиц» (1954); «Пан Твардовский» Ружицкого (1958; впервые в СССР), «Спартак» (1965); «Сотворение мира» Петрова (1972).

На сцене театра прошли первые постановки опер - «Лесная песня» (1958) и «В воскресенье поутру...» (1966) Кирейко, «Зарево» Кос-Анатольского (1959), «Украденное счастье» Мейтуса (1960), балетов - «Платок Довбуша» (1951), «Сойкино крыло» (1956), «Орыся» (1964) Кос-Анатольского, «Тени забытых предков» Кирейко (1960), триптих «Предрассветные огни» Кирейко, Дычко, Скорика (1967).

В развитии театра видную роль сыграли дирижеры Н. Д. Покровский (1940-41), Л. М. Брагинский (1945-1948,1951-52), И. А. Зак (1948-50), Я. А. Вощак (1953-1963), Ю. А. Луцив (1963-73) и певцы - А. Выспрева, А. Дольский, П. Дума, Т. Я. Ткаченко, H. M. Шевченко, Н. В. Шелюжко.


В этом театре впервые на территории Западной Украины была создана балетная труппа. В 1940-41 под руководством Н. И. Трегубова поставлены балеты «Красный мак», «Дон Кихот»; «Пер Гюнт» на музыку Грига.

Великая Отечественная война прервала работу труппы над постановкой «Лилеи». Первый послевоенный спектакль - «Бахчисарайский фонтан» (1945). Значительным событием в жизни театра стала постановка «Лилеи» (1946), осуществлённая В. И. Вронским.

Большую роль в становлении балетной труппы сыграла работа К. Я. Голейзовского над оригинальным воплощением «Бахчисарайского фонтана» (1949), а также постановки русской балетной классики: «Лебединое озеро» (1947), «Спящая красавица» (1952), «Раймонда» (1953).

Важный период в творческой жизни коллектива связан с деятельностью Трегубова, возглавлявшего труппу в 1948-1958; театр обратился к постановкам произведений композиторов союзных республик, оригинальное сценическое решение получили «Лауренсия» (1950); «Берег счастья» Спадавеккиа (1950), «Медный всадник» (1951), «Семь красавиц» (1954); «На берегу моря» Юзелюнаса (1956).
[о балетном репертуаре]
Уделяя большое внимание созданию национального репертуара, Трегубов по-новому поставил «Марусю Богуславку» Свечникова (1953), создал в содружестве с композитором А. Кос-Анатольским историко-героический балет «Платок Довбуша» (1951) и лирический балет «Сойкино крыло» (1957, по новелле И. Я. Франко), в которых объединены элементы классического и гуцульского народного танца; позже эту линию успешно продолжил М. С. Заславский в работе над героическим балетом на современный сюжет «Орыся» Кос-Анатольского (1964; 2-я ред. 1968). В 1958 львовская балетная труппа впервые в СССР поставила балет польского композитора Л. Ружицкого «Пан Твардовский».

В спектаклях 40-50-х годов раскрылись индивидуальности артистов М. Беловой, В. М. Ильинской, М. Н. Мономахова, В. М. Обертена, М. Н. Печенюка, Н. В. Слободян, О. Н. Сталинского, А. В. Ярыгиной.

В балетах «Тропою грома» (1963), «Лилея» (1964), «Золушка» (1965), «Спартак» (1966); «Предрассветные огни» Дычко и «Ведьма» Кирейко (оба - в 1967), постановка А. Ф. Шикеро, по-новому проявилось сценическое дарование мастеров старшего поколения - Слободян, Г. А. Исупова, С. И. Клур, О. С. Поспелова, И. Р. Красногоровой, Сталинского, а также молодых артистов - Е. М. Бочище, Ю. И. Карлина, В. М. Товстанова, В. В. Якимовича и др. В театре успешно работали балетмейстеры С. В. Дречин, К. А. Муллер.

Большое значение для работы труппы имела деятельность балетмейстера Заславского, утверждавшего в своих постановках реалистическую танцевальную образность, выразительные пластические характеры. Его «Легенда о любви» (1963); «Три мушкетёра» Баснера (1966), «Ромео и Джульетта» (1968); «Сотворение мира» Петрова (1968) и «Тиль Уленшпигель» Глебова (1974) определили искания и творческое лицо коллектива. Спектакли театра отличались яркостью, масштабностью и оригинальностью декорационных решений.
источник
источник


Это к вопросу о театре вообще и украинским авторам и украинскому языку в частности.

Сейчас Театр носит имя Саломеи Крушельницкой.


Зачем сменили название - понятно, глупо и назло. И в общем-то достаточно, мягко говоря, некорректно по отношению к самой Крушельницкой.
Иван Франко, друживший с Амвросием Крушельницким, присутствовал на одном из первых выступлений юной Саломеи. Тогда же началась и их дружба.
После смерти Ивана Яковлевича особое место в творческой деятельности певицы занимали концерты, посвященные его памяти и памяти Т. Г. Шевченко. Для участия в этих концертах она (будучи замужем за итальянским адвокатом, постоянно проживая и изредка выступая в Италии, потому ушла со сцены) часто приезжала на Западную Украину.

Иван Франко умер 28 мая 1916 года в бедности и был похоронен на старейшем львовском Лычаковском кладбище.
16 ноября 1952 года умерла Саломея Крушельницкая. Её похоронили на том же Лычаковском кладбище рядом с могилой друга и наставника - Ивана Франко.

Надгробье на её могиле тоже улучшили, сразу виден замысел автора: здесь покоится оперная дива и красивейшая женщина, да, вновь с безупречным уважением к воле и вкусу выдающейся певицы (на фото справа - скульптура, которую она лично поставила на последнем пристанище любимого отца в с. Белое).
Впрочем, с памятниками Саломее Амвросиевне вообще явно не везёт(((....

* * *[ария Тоски в исполнении Крушельницкой и фильм о ней]

image Click to view



image Click to view


документальный фильм / хроника, Италия, начало ХХ века, 40-е годы, Великая Отечественная война, балет, архитектура, СССР, опера и оперетта, Малороссия/Украинская ССР/Украина

Previous post Next post
Up