Радужные планы Малахова

Jun 17, 2009 04:38




Журнал Огонёк, 1954 год

image Click to view


Репортаж Алёны Акиньшиной

ВВЦ отмечает 50-летний юбилей. Выставка достижений народного хозяйства должна была показывать всё лучшее, что сделали на заводах, фабриках, в институтах и сельском хозяйстве страны. Полвека назад ВДНХ была заполнена посетителями, а по улицам разгуливали животные. Теперь в полуразрушенных зданиях расположены неприглядные склады. То, что когда-то было символом ВДНХ, - или очень давно на реконструкции, или вовсе утрачено. Зато у нынешнего руководства ВВЦ грандиозные планы.

Почти 20 лет он - Всероссийский выставочный центр, но в народе его упорно зовут ВДНХ. Выставка, уникальная уже тем, что существует 70 лет. И открывалась дважды - до и после войны. А ровно полвека назад город и село встретились и объединились.

"Всё происходило на этой площади. Народу было очень много - как на похоронах Сталина, я принимал участие в них", - вспоминает председатель профсоюзного комитета ОАО "ГАО ВВЦ" Аркадий Каздым.

Город будущего - это площадь с фонтанами и окружающими павильонами, колхоз - дом культуры со свинарниками, коровниками и лошадьми. Полвека назад на деревенских улицах ВДНХ разгуливали животные. Теперь в опустевших зданиях - хмурые офисы или склады. С павильонов исчезли названия, все значатся по номерам, а символ эпохи - памятник рабочему и колхознице - отправили на бессрочную реставрацию. А Ту-154 - безжалостно и грубо в утиль. Железом разорвали летучий памятник, потому что руководство решило: к показу не годен.

Директора сняли с поста, а вместо самолёта осталось пятно на асфальте. Рядом с ним - павильон №32, бывший "Космос". Минувшей осенью в нём торговали семенами, плакат о продаже висит до сих пор. Само здание закрыто - говорят, на реконструкцию.

"Высота стеклянного купола в верхней точке достигает 60 метров. Представляете, что может случиться, если что то там не сработает или придёт в негодность? Поэтому он и должен серьёзным образом обследоваться", - подчёркивает директор управления технической эксплуатации, главный инженер ОАО "ГАО ВВЦ" Александр Егоров.

Фонтан "Дружба народов" позолоченный 20 лет назад, отремонтирован внутри недавно, работает только по выходным. Как и его знаменитый сосед - "Каменный цветок". Остальные десять давно не видели воды.

"Слава богу, хватило ума сохранить ВВЦ и ВДНХ как комплекс и не растащить по углам. И он существует", - говорит генеральный директор ОАО "ГАО ВВЦ" Иван Малахов.

На ВВЦ надо менять концепцию, но без исторического урона. Руководство говорит: будем строить современные павильоны, в которых автосалоны не стыдно проводить. Совсем недавно сдали выставочный комплекс на 24 тысячи квадратных метров. И задумались о собственной транспортной системе.

Сейчас по территории ВВЦ курсируют детские паровозы, веломобили и машины. В 1960-х здесь хотели запустить движение троллейбусов. Специально для этого выпустили серию общественного транспорта со стеклянными крышами, но оказалось, что разместить контактную сеть невозможно. Поэтому смелую идею похоронили, зато троллейбусы потом ещё долго курсировали по улице Горького - ныне Тверской.

В 2000-м по ВВЦ прокатились электромобили с молекулярными накопителями в качестве источника энергии. Транспорт будущего в городской деревне советской мечты из-за дороговизны не прижился. Над способом передвижения ещё предстоит подумать - так же, как и над способом сделать выставочный центр таким же ярким и многолюдным, как 50 лет назад.

http://www.vesti-moscow.ru/rnews.html?id=56612

Прямая линия с новым директором ВВЦ



Всесоюзная сельскохозяйственная выставка - ВСХВ была долгие годы одним из московских чудес наряду с Третьяковской галереей. Большим театром или метрополитеном. Всякий приехавший в Москву считал своим долгом непременно побывать в этой маленькой сказочной стране, где царила атмосфера непрерывного праздника.
Нельзя не согласиться с тем, что для достижения подобного эффекта, причем без диснеевских ухищрений, нужны были многолетние усилия множества талантливых людей.

Но, конечно, далеко не только для "праздничного настроя" организовывались в разные годы и десятилетия сельскохозяйственные выставки в столице страны. Каждый раз это был и крупный общественный акт, и очень полезное для экономики мероприятие.

Всероссийские сельскохозяйственные выставки проходили и в конце XIX века, причем ежегодно место их проведения менялось. В 1923 году в Москве состоялась первая подобная выставка после революции, имевшая огромный успех.

В 1921 году В.И.Ленин, резко сменивший экономический курс находившейся на грани голодной смерти страны, направил основные усилия народа на восстановление сельского хозяйства и кустарного производства. Он понимал, что экономика аграрной страны напрямую связана с крестьянством: чем больше сельский труженик продаст своей продукции, больше заработает денег, тем больше купит промышленных товаров - значит, рабочий получит зарплату, фабрика сможет расширить производство. В 1922 году, когда были налицо первые результаты нэпа, для демонстрации достижений было решено в кратчайшие сроки провести выставку. Она была развернута на территории нынешнего Парка культуры и отдыха имени Горького.

В 1935 году Всесоюзный съезд колхозников, констатировавший "полную победу социализма в деревне", принял решение об организации постоянной сельскохозяйственной выставки. По постановлению правительства выставку предстояло развернуть у Ярославского шоссе, на части угодий села Алексеевского и "бросовых" землях, используя часть Останкинского лесопарка как зону отдыха. Работы по сооружению павильонов, ввиду их огромного объема, в срок завершить не удалось, и в августе 1938 года Верховный Совет, приняв "Закон о ВСХВ", перенес открытие выставки на 1 августа 1939 года.
Постановлением Совнаркома и ЦК партии в феврале 1939 года выставка определялась как ежегодная, с отбором экспонентов по итогам года. Был утвержден пространный перечень показателей по отраслям и климатическим зонам для отбора участников. Учреждались поощрения: занесение всех участников в Книгу Почета, награждение медалями, дипломами, премиями.

В процессе подготовки к открытию ВСХВ была проделана большая работа, как на Ярославском шоссе, так и на территории, отведенной под выставочный комплекс. Осушили заболоченную часть участка, проложили дороги, соорудили каскад прудов, высадили деревья и цветы, проложили водопровод и канализацию, освещение, телефонные и радиокабели. К открытию выставки был приурочен ввод в действие Крестовского виадука, река Копытовка в районе Церковной горки была заключена в подземную трубу. К выставке организовали троллейбусные и автобусные маршруты, трамвайные пути, проложенные в 1923 году до Останкина, перенесли на участке до Крестовской заставы на параллельную улицу.
В двухстах метрах от поворота с Ярославского шоссе была установлена скульптура В. И. Мухиной "Рабочий и колхозница". В Париже она украшала довольно высокий павильон СССР, в Москве ограничились низким постаментом, чтобы статуя не подавляла "Триумфальную арку труда" - главный вход.

В основу генерального плана выставки был положен проект В.К.Олтаржевского. Ансамбль создавался как архитектурное завершение магистрали Останкино - Серпуховское шоссе, пробивка которого намечалась планом реконструкции Москвы 1935 года. Градоформирующая роль комплекса и поныне очень велика. Старинная Ярославская дорога (позднее шоссе), доходя до Останкинского леса, сворачивала на восток. Между селом Алексеевским и лесопарком оказалось непросто в сжатые сроки организовать подъезд со стороны шоссе, так как потребовалось бы сносить не только сельские дома и огороды, но и склады, и мелкие предприятия. Выставка сооружалась в трехстах метрах от шоссе, и главный подъезд к ней пришлось организовывать со стороны села Ростокина, под довольно большим углом к ее основной оси. Однако архитекторы сумели превратить эту нерегулярность в достоинство планировочного решения, придавшее композиции ансамбля дополнительную живописность.

Основными композиционными осями ансамбля были несколько параллельных аллей. Архитектор Л.Поляков и скульптор Г.Мотовилов создали эффектный главный вход (нынешний Северный). Был найден необычный контраст между массивными боковыми пилонами, традиционными для триумфальных арок, и легким двойным арочным абрисом, как бы "очерчивающим" главный вход на фоне неба.

К главному входу примыкала обрамленная соснами площадь Администрации, от нее начиналась Большая аллея, и был виден Главный павильон, со стоящей перед ним на 56-метровом пьедестале скульптурой "Тракторист и колхозница", ставшей эмблемой выставки. Таким образом, начиная от мухинской скульптуры, прослеживалась в зрительных образах последовательность идей: "Советский Союз - государство рабочих и крестьян", "Слава силе и плодам коллективного труда" и "Колхозное крестьянство - щедрый урожай Родине!".

Главный павильон не замыкал Большую аллею, а выходил на нее парадным фасадом, перед которым образовывалась площадь Колхозов с павильонами союзных республик и крупных географических регионов. Этот прием - еще одна находка авторов генерального плана выставки: отступая от принципа строгой центричности, они сумели создать одновременно и замкнутость главной площади, и включение ее в "проспект", проложенный через всю длину выставочной территории. К тому же павильон "Механизация" представлял собой как бы глубокую арку, перекинутую через Большую аллею, и не закрывающую перспективы до самой границы выставки.

Основной замысел Главного павильона был глубоко продуман: "кодовым словом" его стал объединяющий все нации классицизм. Прямоугольное в плане здание было окружено со всех сторон многоколонными портиками с разной степенью выноса. Ряды флагов и флажков довершали композицию. Внутри здание было разделено на три продольные части, которые, в свою очередь, делились на залы. Аванзал посвящался уже изрядно мифологизированной истории "Великого Октября". Зал Сталинской Конституции был украшен неимоверным количеством знамен, и в нем был установлен большой макет строящегося Дворца Советов - символа нового мира. В зале колхозов и совхозов одна часть экспозиции рисовала "безысходную нищету и бесправие крестьян при царизме", а другая - "расцвет деревни под руководством рабочего класса и партии". Были здесь залы науки, культурной революции и Красной Армии.

Площадь Колхозов окружали республиканские и зональные павильоны, спроектированные лучшими зодчими страны (они выполнялись в основном из дерева и оштукатуривались). Каждый из них имел не только запоминающийся, характерный облик, но и помещался в свою "микросреду". Тут потрудились ботаники, разместив вокруг павильонов растения, присущие тому или иному региону страны, в том числе кусты чая, персиковые и вишневые деревья, карагач, альпийские травы, тополь и кипарисы, тую и серебристые ели, хурму и виноград, тутовое дерево и кедр. Во внешнее обрамление павильонов входили также статуи, вазы, фонтанчики с водоемами, многоцветные газоны...

Один из организаторов выставки так определил то невиданно яркое зрелище, которое предстало перед первыми посетителями 1 августа 1939 года: "Это не только выставка сельского хозяйства. Это архитектурная демонстрация эпохи торжества социализма перед взором народа-героя, народа-созидателя. Величественно и гордо стоят павильоны союзных республик, скрывая внутри целый мир, новый и прекрасный..." .

Последняя фраза представляла собой основную мифологему созданного ансамбля: если Дворец Советов призван был воплотить космическое начало, всемирность коммунизма, то выставка на краю Останкинского леса представляла собой как бы воплощенное изобилие на "одной шестой части земли". С каждым павильоном был увязан тот или иной "ударный" лозунг. Павильон Узбекской ССР и поныне стоит на прежнем месте, и почти в тех же формах. Архитектор Полупанов поместил на террасе перед главным входом сооружение, уже более полувека интригующее посетителей. Эта высоченная ажурная металлическая ротонда без крыши, по замыслу автора, символизировала Восток. По сторонам ротонды - скульптуры народных музыкантов, а у главного входа посетителей "встречали" изваяния дехкан, несущих щедрые дары узбекской земли. Лозунгом павильона было: "Достижения узбекского народа в борьбе за хлопковую независимость Советского Союза" (более 60% хлопка страны давал Узбекистан).

Симметрично, по другую сторону от Главного павильона, разместился павильон Казахстана. Его формы шли от восточных караван-сараев. По соседству находился павильон Грузинской ССР, казавшийся нереально легким. Перед его фасадом выступал дворик-вестибюль, окруженный рядами арок, опирающихся на тонкие пучки колонок (арх. Г.Лежава). Основная тема экспозиции - активное внедрение посадок чая, до этого считавшегося сугубо тропической культурой, и цитрусовых.
В отличие от грузинского павильон Армении был более строг по архитектуре, что отвечало и материалу облицовки туфом розовых тонов. Архитекторы К.Алабян и С.Сафарян стилизовали древние национальные традиции. Гордостью Армении было виноградарство и виноделие.

Своеобразным обликом отличался и павильон Башкирской автономной республики: главный объем завершала коническая конструкция, напоминавшая юрту (архитектор М.Ф.Оленев). До нашего времени в перестроенном виде сохранился павильон Белоруссии: прежде он был выполнен в довольно строгом классическом стиле с фронтоном над приподнятой средней частью. Гордостью Белоруссии были огромные работы по осушению бескрайних Полесских болот. Павильон Украинской ССР также в основе сохранился, правда, тогда он не имел высокого завершения в виде исполинского снопа.
Российская Федерация не имела "главного" павильона, как другие республики, но была представлена значительным числом разделов, посвященных разным регионам. Московская, Тульская и Рязанская области развернули свои экспозиции в павильоне, обычно называвшемся "Москва". Рядом стоял павильон "Ленинград и Северо-Запад". Большим павильоном, в духе, близком конструктивизму, обладало Поволжье, на его центральной башнеобразной части была установлена конная скульптура Чапаева. Главной темой экспозиции была борьба с засухой: в те годы на Волге начали строить Куйбышевский гидроузел.

Необычную, наиболее "выставочную" форму имел павильон Арктики (арх. Б.С.Виленский и Г.И.Глушенко). Здание трактовалось как "торос" с рифленой передней поверхностью, который был увенчан макетом самолета полярной авиации. Многие экспонаты в нем были посвящены дрейфу на льдине в 1937-1938 годах четверки И. Д. Папанина.
Второй площадью выставочного комплекса была площадь Механизации. В центре ее на высоком постаменте была установлена скульптура И. В. Сталина, общей высотой 25 метров (скульптор С.Д.Меркуров). В павильоне "Механизация", представлявшем собой в основной части фактически большой навес, в двухъярусной экспозиции демонстрировались десятки образцов новой сельскохозяйственной техники. А в закрытом зале были выставлены большие полотна художника Финогенова, посвященные теме заботы вождей о сельском хозяйстве.

В ансамбль площади Механизации входили отраслевые павильоны - "Зерно", "Животноводство", "Хлопок" и "Земледелие", поставленные по диагонали, а по сторонам от павильона "Механизация" располагались обширные комплексы:животноводческий к северу и растениеводческий к югу. Это "зонирование" сохранилось и поныне. Имелись показательные посевы сотен сортов овощей, картофеля, бахчевых, риса, хлопчатника, табака, винограда, эфироносов, промышленных видов роз. Было посажено более 8000 яблонь, груш, столько же слив и черешен. Особое внимание уделялось злаковым: демонстрировались посевы пшеницы, выведенной "по методу академика Лысенко", пшенично-пырейные гибриды академика Цицина, сорта трав, выведенные академиком Вильямсом.

Тут же неподалеку, у павильона "Садоводство" раскинулся Мичуринский сад площадью в 4,5 гектара. В нем были участки разных климатических зон, стелющиеся сады. У павильона "Пчеловодство" расположились сотни ульев пасеки. В павильоне "Виноградарство и виноделие", на террасе, оплетенной благородными розами, была устроена дегустация отечественных вин. Большую экспозицию имел павильон "Субтропики", демонстрировавший не только лимоны, мандарины и апельсины, но и чай, бамбук, бананы, агавы и разные виды пальм.

Обширным был и животноводческий комплекс с множеством построек, по размерам приближавшихся к колхозным фермам. Кроме свинарников, коровников, телятников, конюшен, были и помещения для экзотических животных - оленей, ослов и верблюдов. Имелся демонстрационный выводной круг с трибунами и манеж для выездки верховых лошадей.
На образцовом участке "Новая деревня" были возведены сельсовет, клуб, школа, родильный дом, правление колхоза, колхозный хозяйственный двор и машинно-тракторная станция (МТС).

Ближе к каскаду прудов группировались павильоны перерабатывающей промышленности - "Главконсервы", "Главмясо", "Главтабак", "Главчай" и другие. На плотине между прудами, устроенными на реке Каменке, действовала колхозная гидроэлектростанция. Демонстрировались действующие комбикормовый и сахарный заводики.
Дети могли посетить участок юных натуралистов с павильоном и оранжереей, могли развлечься в детском городке, оборудованном множеством аттракционов, был для них и специальный детский троллейбус. А для взрослых была организована сеть ресторанов и кафе, экзотическая чайхана и пивной бар, построены открытый театр и два кинотеатра, эстрада для любителей симфонической музыки. Вечерами выставка эффектно освещалась.

До войны была проведена еще одна выставка в 1940 году, а следующая была прервана в самом разгаре. Будучи в известной мере "рекламной витриной" строя, ВСХВ 1939 и 1940 годов все же немало давала труженикам полей.
Вновь к идее возобновления постоянной сельскохозяйственной выставки обратились в конце 40-х годов, когда было в основном восстановлено народное хозяйство. В новых границах выставка заняла территорию в 207 гектаров, получив приращение в 70 гектаров за счет сноса села Алексеевского и присоединения ранее заболоченного участка.
При Главном выставочном комитете был создан отдел главного архитектора. Новый генеральный план утвержден правительством.

Если в ВСХВ 1939 года парадность и представительность подразумевались, но не декларировались, то в послепобедной стране, и особенно в столице, парадность в архитектуре и градостроительстве стала официально объявленным принципом. Сооружение фактически новой выставки стало сильным градообразующим фактором. "Под выставку" проектировались десятиэтажные комплексы на Ярославском шоссе, одновременно проектировалась ветка метрополитена, прокладывались новые маршруты наземного транспорта. Через район ВСХВ планировалось в перспективе проложить "Четвертое" (Парковое) кольцо, чтобы слить в сплошной 15-километровый пояс зеленые массивы Сокольников, Алексеевского студенческого городка, Церковной горки в Алексеевском, парков при Останкинском дворце и Тимирязевской академии.
Задача проектировщиков новой ВСХВ была огромной:более двухсот новых объектов, включая большой кормозавод и тепловую станцию, благоустройство присоединенной территории, реконструкцию многих зданий прежней выставки. Зону отдыха за прудами расширили до 27 гектаров и отделили от открытого в 1945 году Главного ботанического сада Академии наук и парка имени Дзержинского при Останкинском дворце.

В основе планировки осталась прежняя идея деления территории продольной осью на две относительно равные части. Бывшая площадь Колхозов была значительно расширена, с добавлением восьмиугольного участка, в центре которого соорудили фонтан "Дружба народов". На "старой" части площади устроили великолепный фонтан "Каменный цветок", по мотивам сказов П. Бажова. Для обеспечения его функционирования под постаментом была устроена насосная станция, подававшая в тысячеструйный фонтан две тонны воды в секунду. Третьим крупным фонтаном стал "Колос" на прудах.
От выставки 1939 года была воспринята и идея придать каждому павильону архитектурный образ, несущий черты национального зодчества, и окружить здания характерной для той или иной республики растительностью. Основные архитектурные решения, вроде планировки площади Колхозов, получившей название "Дружбы народов", принимались в результате конкурсов.
Среди вновь построенных были павильоны "Сибирь", "Северный Кавказ", "Поволжье", Прибалтийских республик и ряд других. Фактически заново на прежнем месте и в прежних формах был построен павильон Украины из уникального материала - керамических блоков на стальном каркасе (арх. А.А.Таций). Огромный великолепный витраж "Переяславская рада" над входом выполнила бригада художников - Г.Боня, В. Давыдов, С.Кириченко, С.Отрощенко.
В целом, в художественном оформлении выставки большую роль сыграла московская школа, представленная прежде всего "реалистом из реалистов" В.Н.Яковлевым.

Значительно был обновлен павильон Белоруссии. Его монументальную колоннаду украсил барельеф из майолики, а венчала здание скульптура "Родина" в виде женщины с лавровым венком (скульптор А.О.Бембель).
Почти не изменил свой облик павильон Узбекистана. Над павильоном Казахстана был возведен в национальном духе купол из цветного стекла. Фактически прежними остались павильоны республик Закавказья, образовавшие группу вдоль Большой аллеи. Более серьезно были реконструированы павильоны "Дальний Восток", "Ленинград и Северо-Запад", "Москва" (его снабдили высокой башней) и ряда других областей Нечерноземья, Татарской и Башкирской автономных республик.
На восьмиугольном участке площади Дружбы народов был выстроен основной павильон Российской Федерации. Россию представляли еще 12 областных и республиканских павильонов.

В целом преобладала тенденция к возведению капитальных сооружений. Проектирование ряда зданий было поручено молодым архитекторам. Среди них - сохранившиеся павильоны "Юные натуралисты" с оранжереей, "Цветы", "Книга", "Хлопок", образцовые колхозные постройки. Ведущим архитектором павильонов "Водное хозяйство" и "Земледелие" был П.П.Ревякин, "Лен и конопля" - Л.И.Павлов, главного ресторана "Колос" - А.В.Ефимов. Замечательную деревянную скульптуру на фронтоне павильона Карело-Финской ССР выполнил Л.А.Кардашов.

Выставка, открывшаяся в 1954 году, просуществовала всего пять лет, до 1958 года включительно. В том году была пущена и линия метрополитена до станции "ВСХВ". Однако год спустя название станции пришлось менять на "ВДНХ". Н.С.Хрущев, как и во всем, куда он вмешивался, разрушил и композиционную целостность ансамбля, санкционировав грубые искажения его архитектурного облика и идейную цельность, когда в павильоне Российской Федерации, украшенном снопами, вдруг построили бассейн, опустили туда ядерный реактор, а сам павильон наименовали "Атомная энергия". Украинский павильон назвали "Земледелие", а находящийся рядом белорусский нарекли "Электротехника"... В уникальном павильоне Узбекистана, бывшем одним из "ветеранов" выставки, поместили раздел "Советская культура", что само по себе звучало довольно символично... Павильон Армении заняло здравоохранение, экспозицию Поволжья вытеснила оптика, а павильон Московской области нарекли "Зерно". Колоссальный павильон "Механизация" поделили: переднюю часть назвали "Космос", а заднюю - "Машиностроение". Для "Механизации" же отвели небольшой павильон рядом с животноводческим комплексом. В павильонах Прибалтики зачем-то поместили экспозиции Академии наук: "Химия", "Физика" и "Биология".

У южного входа была сооружена круговая кинопанорама, технический проект которой разрабатывал Кинофотоинститут. В круглом зале на 300 человек 22 проектора в синхронном режиме показывали фильм на стольких же экранах, расположенных в два яруса.

С преобразованием ВДНХ в ВВЦ (Всероссийский выставочный центр) единство ансамбля еще держится лишь на образном, архитектурном уровне. Поэтому многие специалисты возражают против дальнейших новостроек на территории этого уникального выставочного и градостроительного комплекса. Ведь 45 объектов выставки решением правительства РФ взяты под охрану как памятники, а планировочная структура объявлена памятником государственного значения. Как ни печально, но почти все павильоны ныне потеряли "выставочные функции". Более того, есть попытки внедриться, вначале "по краям", со строительством крупных деловых центров. Будем надеяться, что "сказочный городок" переживет и "торговый бум", и "земельную лихорадку", и все другие испытания.

http://www.svao.mos.ru/about/?s=4349&ID=30310

bcxb  - отличный журнал, посвящённый целиком ВДНХ.

памятник, Москва, интервью, реставрация, юбилей, ВСХВ/ВДНХ, ликбез, архитектура, СССР, старые фото, ЖЖ, история, 50-е, видеосюжеты, Вести-Москва

Previous post Next post
Up