Иосиф Евстафий Вивьен де Шатобрен (1793 - 1852). Пушкин. 1826 год.
... До возвращения Пушкина из ссылки так и не было сделано ни одного портрета.
Но за несколько месяцев появилось несколько портретов и все с натуры.
Первые в этом хронологическом ряду - выполненные осенью 1826 года
миниатюра гуашью на пластине слоновой кости и рисунок итальянским карандашом обрусевшего француза Ж. Вивьена.
Пушкин заказал ему два экземпляра, один он подарил П. А. Осиповой, второй - поэту Е. А. Баратынскому. Это небольшой камерный портрет, выполненный просто, без всяких претензий, для того чтобы запечатлеть черты поэта на память для его близких друзей - изображение исполняло роль нынешней фотографии. Поэт еще очень молод, он открыто и благожелательно смотрит прямо на зрителя. Художник сумел передать интимные черты характера: душевную мягкость, сердечность, простодушие, детскую незащищенность натуры. На более поздних портретах выражение лица становится более замкнутым, Пушкин сосредоточен в себе и смотрит мимо нас.
http://www.abc-people.com/typework/paint/iskus-n-119.htm Click to view
Непростая судьба известного дома в Кривоколенном переулке. Под его сводами Пушкин декламировал Бориса Годунова, полтора века спустя там жил знаменитый бард Александр Галич. Однако великие имена не спасли исторический памятник от разрушения. Долгое время дом был заброшен, его старинные интерьеры безжалостно уничтожались. Потом реставрация всё-таки началась, но очень быстро закончились деньги. И вот теперь появилась надежда - совсем скоро работы обещают возобновить.
Алёна Александровна Галич - дочь знаменитого поэта и барда - тщетно пытается найти знакомые черты в этих руинах. Здесь, в Кривоколенном переулке, прошли детство и юность её отца. Дом №4 - этот самый отчий дом из одноимённой песни. На кадрах из фильма о Галиче хорошо видно, как выглядел особняк ещё 20 лет назад.
"Здесь были коммунальные квартиры. Но так как у нас была большая семья, то она занимала три комнаты. И в одной из этих комнат, которую мы сейчас, к сожалению, увидеть не можем, там находился камин. И уже потом, когда я была маленькая, папа сюда меня приводил, и мы смотрели этот дом", - вспоминает заслуженная артистка России Алёна Галич.
В 1990-х коммуналку расселили, дом объявили аварийным и чуть было не снесли. Спасла особняк лишь память о Пушкине и Веневитинове. Именно здесь в октябре 1826-го один поэт читал другому только что написанного "Бориса Годунова".
"В Михайловском он пишет свою трагедию, которой сам чрезвычайно доволен, и знакомит с нею московскую публику, московских литераторов. Этих чтений состоялось несколько, и одно из них - в этом доме", - рассказывает старший научный сотрудник Государственного музея им.А.С.Пушкина Ольга Мельник.
На доме появились сразу три мемориальных доски, зато друг за другом исчезли крыша, внутренние стены и межэтажные перекрытия. То, что осталось, специалисты, призванные охранять памятники, называют игривым словом "патио".
Если говорить о Пушкине, то адрес Кривоколенный, 4 имеет мемориальную ценность большую, чем Пречистенка, 12 - музей поэта. То - просто особняк пушкинской поры, а это - дом, в котором поэт, несомненно, бывал.
Подлинные интерьеры XIX века, пережившие эпоху коммуналок, сначала уничтожались бомжами, потом - снегом и дождём. Довершили дело строители. В прошлом году начались восстановительные работы.
"Происходит очень жёсткая реставрация, после которой не остаётся ни одной подлинной детали, которая была бы свидетелем замечательных событий, происходивших в этом доме. Здесь уже нет ни деревянных перекрытий, ни каминов, просто ничего", - отмечает художник-реставратор, член экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы Николай Авакумов.
Есть претензии и к самому проекту реставрации. По мнению специалистов, в нём смешиваются разные эпохи и стили.
"Сначала дом имел барочный вид, потом - классический. Никогда такого не было, чтобы дом был одновременно и классический, и барочный. Получается такая музейная витрина, выставка всех достижений реставрации, но с подлинным историческим обликом дома нет ничего общего", - подчёркивает координатор общественного движения "Архнадзор" Константин Михайлов.
Но главная проблема - даже не в этом. У арендатора площадей кончились деньги на ремонт. И теперь приходится искать нового подрядчика.
"Объявлен конкурс. 22 июня у нас определится победитель конкурса. И мы рассчитываем, что в этом году мы должны освоить порядка 10 миллионов. После 22 июня у нас продолжатся работы, которые были приостановлены в ноябре прошлого года", - утверждает руководитель ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" Татьяна Иванова.
Удивительно, что очередной акт фарса вокруг федерального памятника разворачивается на фоне предстоящего пушкинского юбилея. История со сносом началась в год 200-летия, и за прошедшие 10 лет так ничего и не изменилось.
http://www.vesti-moscow.ru/rnews.html?id=55852&cid=15
ВОПРОСЫ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЕ:
А НА КАКОЙ ДАЧЕ ИЛИ В КАКОМ ДОМЕ НАХОДИТСЯ УНИКАЛЬНАЯ ЛЕСТНИЦА С ЧУГУННЫМИ СТУПЕНЯМИ?
ГДЕ ПАРКЕТ? ГДЕ КАМИН? ДВЕРИ ГДЕ?
И ПОЧЕМУ У "ПРОФРЕСТАВРАЦИИ", имеющей дурную славу, ДО СИХ ПОР НЕ ОТОБРАНА ЛИЦЕНЗИЯ? (для начала)