Марина Георгиевна Тиме-Блок

Jul 01, 2012 21:28



Прожив долгую, насыщенную и грудную жизнь, Марина Георгиевна не оставила мемуаров, но в последний год жизни продиктовала сестре историю своей жизни....

«Я родилась 23 мая 1913 года в Петрограде. Отец мой, Блок Георгий Петрович, - двоюродный брат поэта Александра Блока. Он окончил лицей, затем университет (был потомственным юристом), стал членом Союза писателей и Союза журналистов. Отец был наделён многими талантами, в том числе был блестящим рисовальщиком. Александр Николаевич Бенуа, хорошо знавший отца, высоко ценил его способности. Детство моё прошло в среде друзей и знакомых моих родителей - Верейского, Билибина, Добужннского, Кустодиева. В памяти остались замечательные детские праздники, которые, несмотря на трудное, голодное время, устраивались в доме Кустодиевых на Введенской. Гостями были всегда Маруся и Митя Шостаковичи, дети Добужинских, Орик Верейский. Митя играл нам на рояле, и всегда было очень весело. Незабываемо и детское впечатление от ярких, радостных картин Бориса Михайловича Кустодиева. Должно быть, всё это и породило у меня неистребимое желание рисовать. Сколько себя помню - рисовала всегда.


В 1930 году я окончила школу. Хотела учиться на архитектора и подала заявление в Ленинградский инженерно-строительный институт. В то время вступительных экзаменов не сдавали, зато принимали в основном детей рабочих, а мне было отказано - не подошло дворянское происхождение. Тогда я поехала на «стройку века» в Хибины - там добывали апатитовую руду. Я работала в проектном отделе. Вечерами училась в горно-химическом техникуме. Летом - в геологической партии. Красота в Хибинах необычайная: горы вокруг круглого зелёного озера, а над ними - небеса необозримые. На северных склонах всегда снег. Ночи, северное сияние, на снегу кружевные тени от низкорослых берёзок, а на ветках непуганые белые куропатки с чёрными глазками. Красота и романтика - я была счастлива. Хотелось всё это запечатлеть на бумаге, сохранить в памяти. Тогда, может быть, впервые я почувствовала себя художником.

Через год, получив направление в Ленинградский горный институт, поступила на геолого-поисковое отделение и работала чертёжницей. Здесь я познакомилась со своим будущим мужем. Вскоре после замужества пришлось оставить институт: мужа направили в Среднюю Азию, директором горно-обогатительной фабрики в Шор-Су, и я уехала с ним. После Средней Азии в горный институт уже не вернулась, а посту пила в Таврическое художественное училище - всё же любовь к рисованию взяла своё. Окончила училище в 1940 году и поступила в Академию художеств на живописное отделение. В эти годы со мной учились многие, ставшие впоследствии замечательным мастерами, - Мыльников, Загонек, Пакун, Моисеенко, скульптор Аникушин. Любимым преподавателем был у нас К.И. Рудаков... Учёба в Академии продолжалась до 1942 года. В феврале Академию эвакуировали в Ташкент. Я не смогла ехать с ними: надо было оставаться с сестрой и её маленькими детьми. Как-то зимой 1942 года недалеко от радиокомитета встретилась с Ольгой Берггольц, знакомство это потом продолжалось всё жизнь. Впоследствии я писала её портреты... В мае 1944 года я получила вызов от Академии художеств на продолжение учёбы... Учёба моя закончилась только в 1949 году. Распределение... получила... в то самое Таврическое училище, которое в своё время закончила. 20 лет преподавала живопись, рисунок и композицию.

В 1955 году меня приняли в Ленинградское отделение Союза художников.,. Я принимала участие более чем в 40 художественных выставках, проходивших в различных городах страны...

В 1969 году появилась своя хорошая мастерская на Петроградской стороне. Пишу портреты, натюрморты, пейзажи. Без этой постоянной работы жить не могу, не имеет смысла. Портретов писала много. Больше всего людей, которые мне близки, которых люблю, Анну Ахматову, Ольгу Берггольц, Дмитрия Шостаковича, Галину Уланову, молодого Нуреева, Михаила Зощенко и многих других. В 1986 году, к 40-летию независимости Индии, я написала две большие работы; панно, посвящённое великой истории дружественного нам народа, и портрет Индиры Ганди на фоне Тадж-Махала. Панно находится в Бомбее, а портрет Индиры Ганди - в Нью-Дели, в музее Индиры Ганди. Эти работы заслужили похвалу Святослава Николаевича Рериха.. Люблю писать и натюрморты, и пейзажи. Люблю путешествовать, общаться с людьми. За свою долгую жизнь объездила всю страну. И всё же главная моя любовь - это мой родной Ленинград-Пегербург. Его рисовать - самое большое удовольствие и счастье...»

отсюда



1960-е

* * *
Последние годы жизни Марины Георгиевны были трудными. В письмах она писала: «Беда, конечно, что с каждым годом слабеет зрение и память, уходят силы - труднее становится ходить, рисовать. Но не убывает желание творить, трудиться, быть полезной обществу, радоваться жизни, новым переменам…»

За год до смерти Марина Георгиевна попала в дом престарелых неподалеку от Смольного.

Она скончалась в 1999 году на восемьдесят шестом году жизни....
 отсюда 

Ленинград и Ленинградская область, Исаакиевский Собор, 60-е, Витали, Большой Театр, фонтан, графика, мемуары/письма, Александр Блок

Previous post Next post
Up