Киностудия «Ленфильм», превращенная наполовину в торгово-офисный центр, нашла очередного спасителя. В этой роли выступил режиссер и общественник Александр Сокуров. Он оценил затраты на подвиг в 2 млрд рублей.
Перед встречей представителей киностудии «Ленфильм» с заместителем министра культуры РФ Иваном Демидовым, намеченной на 29 июня, известный российский режиссер Александр Сокуров оценил, во сколько обойдется возрождение некогда знаменитой киностудии.
Сокуров не видит ничего странного в том, что заниматься проблемами старейшей отечественной киностудии поручено Демидову.
«Это конкретный правильный адрес. Разработкой этих вопросов должен заниматься замминистра, чтобы потом обо всем докладывать наверх, для выработки окончательного решения. Другого механизма нет», - сообщил он.
Как сообщает neva24, незадолго до этого кинорежиссер встретился с новым министром культуры Владимиром Мединским и выразил надежду на то, что «развитие студии будет продолжено, хотя сейчас остановлено все кинопроизводство». Александр Сокуров также назвал сумму, необходимую, чтобы реанимировать киностудию. По его версии сделать это можно за два миллиарда рублей «льготного госкредита».
Эта сумма фигурировала и раньше: в апреле 2012 года мэтры российского кино собирали представителей СМИ, чтобы анонсировать собственную концепцию развития «Ленфильма». «Мы хотим полностью реконструировать базу „Ленфильма“ на Каменноостровском проспекте, но никоим образом не согласны превращать ее в территорию для прогулок, магазинов, музеев», - заявлял тогда композитор, продюсер Андрей Сигле.
Тогда кинодеятели возлагли надежды на уходящего министра культуры Александра Авдеева. «Авдеев ответил, что, поскольку вопрос не решен, пока он остается министром, сделает все, чтобы концепция, разработанная на „Ленфильме“, победила», - рассказывала журналистам киносценарист, супруга Алексея Германа Светлана Кармалита. Тогда же речь шла о том, что Авдеев «выбьет» для киностудии заказ на 3-5 фильмов. По данным Neva24, этого до сих пор не случилось.
Впрочем, по словам гендиректора «Ленфильма» Владимира Шайдакова, говорить о том, что все кинопроизводство на студии остановлено, - неправильно. «Отчасти, но не все. Частично, - уточняет Шайдаков. - Не хочу спорить с Александром Сокуровым. Все мы хотим, чтобы на киностудии было лучше... На этой базе сделать что-то сложно». Гендиректор «Ленфильма» добавил, что обязательно будет присутствовать на встрече представителей общественного совета киностудии с заминистра культуры, курирующего вопросы поддержки кинематографа.
И тут следует напомнить, кого Владимир Мединский (назначение которого немало озадачило многих деятелей культуры, включая самого Сокурова) взял к себе в помощники. А это Иван Демидов - тот самый человек в солнцезащитных очках, которого поколение «Х» помнит по телепрограмме «МузОбоз», а «новые православные» - по телеканалу «Спас». В кинематографическом сообществе Петербурга сомневаются, что вердикт Демидова что-то изменит в судьбе «Ленфильма».
«Все зависит от воли властвующей верхушки. Если те, кто сверху управляет процессами, захочет остановить развал „Ленфильма“ - все получится. Не будет проявлена воля - то какие бы высокие слова ни говорились, все пойдет кошке под хвост, - считает директор Петербургской федерации кинопрессы Владимир Кузьмин. - Что такое Мединский? Бывший министр Авдеев обещал в апреле, что все сделает, чтобы „Ленфильм“ получил как минимум пять госзаказов. Авдеева нет, пришел новый человек. Он присылает какого-то представителя, чтобы посмотреть... Что там смотреть? И так все ясно. Есть силы, которые хотят на месте „Ленфильма“ сделать привлекательное коммерческое предприятие, а все кинослужбы перевести бог знает куда. Часть кинематографического сообщества давно махнула рукой: они уверены, что все давно решено. Задержка же была до вступления в должность нового-старого президента. А сейчас якобы руки будут развязаны. Сам Минкульт не может ничего решать».
«Ленфильм» - национальное достояние. И отношение к «Ленфильму» говорит об отношении государства к национальной культуре. А по всем признакам наше государство не заинтересовано в развитии национальной культуры. Да, оно поддерживает «знаковые» мероприятия: ремонт в БДТ или в Большом театре в Москве. А когда дело доходит до киностудии, которая как бы «бизнес-предприятие», - тут государство уходит под воду«, - добавляет эксперт.
Добавим, что ранее президент ОАО АФК «Система» (предложившей концепция развития «Ленфильма» в свое время вызвала скандал в киносообществе: многие эксперты заподозрили, что студию выселят на периферию, а на Каменноостровском проспекте построят бизнес-центры и жилье) Михаил Шамолин говорил журналистам, что корпорация будет заниматься проблемами киностудии только в том случае, «если ее попросят заняться этим проектом».
Три концепции, одна идея
Самая старая в России киностудия, на которой был показан первый в стране фильм, давно находится в глубоком финансовом кризисе.
Воскресить студию пытались трижды: свой план предлагали компания АФК «Система», совет директоров студии, а также вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи.
Все три концепции были отвергнуты ее общественным советом, в который входит Александр Сокуров.
«Все они были сделаны впопыхах и в той или иной степени основывались на том, чтобы продать часть „Ленфильма“, а на вырученные деньги построить на оставшейся территории парк развлечений, а на доходы от него где-нибудь в пригороде построить студию», - пояснил продюсер Андрей Сигле.
Чтобы не дать этим предложениям хода, кинорежиссер в 2011 году заручился поддержкой тогда еще премьера Владимира Путина.
«Как я уже говорил Владимиру Путину, наша конечная задача - создать на базе „Ленфильма“ государственную студию, которая будет заниматься гуманитарным, историческим, национальным кинематографом, а также дебютами», - сообщил вчера Мединскому Сокуров. Андрей Сигле заявил, что общественный совет «Ленфильма» считает новую концепцию «единственно возможной и единственно правильной, потому что она сделана и с учетом нынешнего положения дел, и с учетом развития „Ленфильма“ до 2020 года».
Эта концепция предполагает полное сохранение всего наследия киностудии и оставшихся от предыдущего разорения площадей для развития кинопроизводства, пояснил продюсер.
Коммерция и кино
Все три предыдущие концепции, по сути, означали приватизацию киностудии.
Сигле сообщил, что по концепции ее общественного совета «Ленфильм» остается на 100% государственным предприятием.
«Мы настаиваем, что передача студии в частные руки на сегодняшний день - это нецелесообразно», - заявил он.
Фактически, экономический спор ведется вокруг того, должна ли студия выйти на самоокупаемость сейчас - и тогда придется продавать недвижимость - или при поддержке государства это можно отложить на годы, что не может или не хочет себе позволить бизнес. Ключевой вопрос в том, будет ли студия в итоге прибыльной?
«Есть серьезные расчеты, которые показывают, что при производстве 10-12 художественных фильмов и 4-х многосерийных телевизионных фильмов, мы можем не только окупать расходы студии, но и возвращать субсидии», - пояснил Сигле.
Продюсер подчеркивает, что главный постулат концепции общественного совета - нельзя киностудию снимать с этого места, на котором она находилась почти 100 лет. «Нельзя пересаживать это дерево, так как, на мой взгляд, это приведет к гибели студии», - считает он.
Кинорежиссер Константин Лопушанский, который наряду с другими видными режиссерами «Ленфильма» входит в общественный совет студии, рассказал Русской службе Би-би-си, что совет надеется на скорейшее одобрение собственной концепции развития «Ленфильма».
«Все это затевалось ради высококачественного, высокохудожественного, авторского кино, кино просветительного и гуманистического. По сути, речь идет о том, что хотя бы одна студия в стране была нацелена не только на коммерцию, а на гамбургский счет высокого искусства», - пояснил Лопушанский.
В то же время, как отмечает главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей, «Ленфильму» сегодня будет очень непросто функционировать в условиях рыночной конкуренции.
«В Санкт-Петербурге сегодня и так много студийных мощностей. К тому же авторам этой программы надо выяснить, будут ли нужны крупным телеканалам студийные площади „Ленфильма“ так же, как они нужны в Москве, ведь „Мосфильм“ существует прежде всего за счет работы с телевидением и съемок телесериалов», - сказал Дондурей Би-би-си.
По материлам Деловой Петербург, Русская служба BBC, РосБалт Ротонда, которой нет... Забыт и ее создатель - архитектор Иван Петров.
Возвел это сооружение по заказу купца Георгия Александрова петербургский архитектор Иван Степанович Петров, однофамилец которого, Георгий Константинович Петров, много лет спустя построит хорошо знакомую колоннаду «Ленфильма». При этом знаменитая полуротонда исчезнет навсегда.
О ее создателе Иване Петрове известно немного. Родился он в Петербурге 30 января 1874 года в семье потомственного почетного гражданина Степана Петровича Петрова и его второй жены Ольги Львовны. В знаменитой гимназии Карла Мая он учился довольно посредственно, но впоследствии, в августе 1895 года, поступил в Петербургский университет, где слушал лекции на физико-математическом факультете. В феврале 1897 года подал прошение о принятии в число учеников Высшего художественного училища при Академии художеств. Обучался в мастерской профессора Леонтия Бенуа, посещал рисовальный, гипсофигурный, натурный и скульптурный классы.
15 июня 1900 года, будучи учеником мастерской архитектурного отделения, Петров получил свидетельство на право производства строительных работ и вскоре был привлечен к проектированию входного портала и ограды популярного сада «Аквариум». В газете «Неделя строителя» (еженедельном приложении к журналу «Зодчий») от 7 октября 1901 года в «Ведомости ходатайствам о постройках, поступившим в С.-Петербургскую управу» под № 1229 фигурирует «Постройка каменного забора, въезда и открытой сцены».
Молодой архитектор начертил портал сада в пышном эклектичном стиле «боз-ар» (beaux-arts) - с обилием лепных деталей, гирлянд. Так в середине XIX века в Европе строили выставочные залы и оперные театры. Вот и грандиозный театр «Аквариум» незадолго до этого архитектор Алексей Малов возвел в саду в этом изящном стиле, украсив фасад башенками с флагами и величавыми медальонами. Полуротонда стала нарядной прелюдией, преддверием уютного сада, освещенного электрическими лампочками, вдоль аллей которого стояли белоснежные статуи. Внешне она напоминала въезд в знаменитый копенгагенский сад «Тиволи» - с высокой кровлей, шпилями.
Создание полуротонды совпало с событием в личной жизни архитектора - 2 сентября 1901 года он венчался первым браком в Спасо-Бочаринской церкви с 24-летней дочерью петергофского купца 1-й гильдии девицей Ольгой Савельевной Петровой. Молодые поселились на Вознесенском проспекте, 21. А через год Петрову присвоили звание художника-архитектора.
Ленфильмовские старожилы вспоминали, как в недрах «ротонды» (так ее называли для простоты) вывешивались большие фотографии новых работ студии. Ленинградцы приезжали с окраин на Кировский, чтобы полюбоваться кадрами из будущих кинокартин. Портал простоял до 1961 года, когда был разобран в связи с очередной реконструкцией. Сохранились лишь фрагменты сетчатой ограды с коваными геральдическими лилиями между домами № 10 и 12 по Каменноостровскому проспекту...
К сожалению, личность Ивана Петрова остается загадкой. Неизвестна его судьба, в личном деле из Академии художеств нет даже его фотографии.
Александр Поздняков Click to view