Осенью мы отметим 100-летие великого марша

Jun 15, 2012 05:28

Марш «Прощание славянки», который, кстати, является гимном Тамбовской области, известен далеко за пределами России. Он находит отклик в сердцах людей самых разных национальностей, проживающих в разных частях света. При звуках этого марша «в душе поднимается что-то непонятное» не только у тамбовчан, но и у жителей Болгарии, Польши, Франции, Америки и даже Африки. Музыковеды называют это произведение своего рода феноменом, настолько редко рождаются мелодии, которые с первых звуков кажутся всем понятными, родными и узнаваемыми. Марш «Прощание славянки» звучит в двух десятках фильмах и множестве спектаклей, под него провожают близких в армию и на войну, он звучит при отправлении российских фирменных поездов. В отличие от большинства маршей «Прощание славянки» написан в минорной тональности и лишен излишней бравады, однако поднимает в сердце огромную гамму чувств, ярких и глубоких.

- Музыка - это очень мобилизующий фактор, - говорит директор Музейно-выставочного центра Тамбовской области Игорь Николаев. - Помните, что говорил о музыке Суворов? «Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. Она веселит сердце воина, ровняет шаг. Музыка удваивает, утраивает армию. С крестом в руке священника, с распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил». И военные оркестры сплошь и рядом шли в первой шеренге наступающих, они вели на подвиг людей, поднимая дух ратоборцев.

Василий Иванович Агапкин неоднократно выполнял великую миссию - музыкой поднимать боевой дух российских воинов. Он служил в военном оркестре, он дирижировал сводным оркестром в знаменитом параде 7 ноября 1941 года, и, наконец, он написал бессмертное произведение, которое в сердцах тысяч солдат пробуждало и пробуждает по сей день самые глубокие патриотические чувства.

От полкового трубача - до дирижёра

Василий Иванович Агапкин родился 3 февраля 1884 года в одном из сел Рязанской губернии, в семье крестьянина-батрака. Рано потерял мать, и с семилетнего возраста вместе со своими братьями и сестрами вынужден был жить подаянием. Но вскоре судьба улыбнулась ему, подарив встречу в военным капельмейстером, который заметил дарование мальчика и определил его учеником в духовой оркестр 308-го Царевского резервного батальона Астраханского пехотного полка. Уже через 5 лет Василий Агапкин был признан лучшим солистом-корнетистом полка. В декабре 1909 года, после окончания действительной военной службы, молодой музыкант, освоивший трубу, отправился в Тамбов. Его целью было поступление в Тамбовское музыкальное училище. В январе 1910 года Василий Агапкин был зачислен штаб-трубачом в 7-й запасной кавалерийский полк, который тогда квартировал в Тамбове. Чуть позже осуществилась и его мечта - продолжая служить в полку, Василий Агапкин начал обучаться в классе медных духовых инструментов местного музыкального училища. Здесь уважаемый в городе педагог Федор Кадичев не только привил молодому музыканту чувство вкуса, но и обучил его дирижерскому искусству.

Осенью 1912 года началась первая Балканская война. В Тамбове, как и по всей России, многие сопереживали братьям-славянам, поддерживая их в борьбе с турками. В местной прессе печатались боевые сводки с Балкан. На помощь славянским народам отправлялись добровольцы. Все это происходило на глазах 28-летнего музыканта. И постепенно в его душе рождалась мелодия, печальная и одновременно воодушевляющая. И вот в один прекрасный день эта мелодия была положена на ноты, и вскоре музыканты 7-го запасного кавалерийского полка, где служил трубачом Василий Агапкин, уже разучивали свои партии. Свой марш, написанный на тихой Гимназической улице Тамбова, композитор назвал «Прощание славянки». Спустя 40 лет он вспоминал: «Марш «Прощание славянки» был мною написан накануне 1-й мировой войны под влиянием предшествующих событий на Балканах, когда Турция агрессивно напала на мирные Балканские государства. Марш посвящен женщинам-славянкам, провожающим своих сыновей, мужей и братьев на священную защиту Родины. В мелодии отражено лирически-мужественное прощание. Я преследовал цель, чтобы она была проста и понятна всем. Марш - патриотический, исполнялся и в гражданской, и во 2-й Отечественной войнах».

Впервые марш «Прощание славянки» был исполнен в 7-м запасном кавалерийском полку в Тамбове, но вскоре его уже можно было услышать в разных уголках России. Написанное первоначально для фортепиано, сочинение было оркестровано Яковом Богорадом. Издатели Москвы и Санкт-Петербурга выпустили партитуру. На обложке одного из таких изданий изображена дама, прощающаяся с гусаром, и значится запись: «Прощание славянки» - новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина». В 1915 году была выпущена первая пластинка с быстро ставшим популярным маршем.

После революции, в 1918 году, Василий Агапкин добровольно поступил в Красную армию, в 1-й красный гусарский полк, где и создал свой духовой оркестр. В 1920 году он вернулся в Тамбов. Здесь он руководил оркестром войск Государственного политического управления. В 1922 году оркестр, которым дирижировал Василий Агапкин, был вызван в Москву, и 5 августа в Тамбове состоялся его прощальный бенефис. Но карьера военного музыканта для Василия Агапкина на этом не закончилась, а, можно сказать, только началась.

В 1924 году Василий Агапкин со своим оркестром провожал в путь В.И. Ленина. В 1928 году Василий Иванович создал оркестр из беспризорников, дав тем самым многим из них путевку в мир профессионального музыкального искусства. В 1938 году Василия Агапкина пригласили участвовать в работе по совершенствованию боя часов на Спасской башне Кремля, и он со своей задачей успешно справился.


С музыкой - в бой за Родину

Когда началась Великая Отечественная война, В.И. Агапкин был назначен начальником духовых оркестров отдельной мотострелковой дивизии имени Дзержинского, получив звание военного интенданта первого ранга. Именно ему была поручена почетная миссия - дирижировать сводным оркестром на знаменитом параде 7 ноября 1941 года. Многие войска, которые проходили в этот день по Красной площади, сразу же после парада отправились на боевые позиции.

Вспоминают, что в Москве в этот день было очень холодно, так что у инструментов замерзли вентили и музыкантам пришлось отогревать их руками. Для дирижера установили постамент, чтобы музыканты могли его хорошо видеть. Агапкин дирижировал уверенно и сосредоточенно, полностью отдавшись музыке. В то время, когда колонна за колонной по площади проходили части Красной армии, руки дирижера летали, управляя сводным оркестром, но сам он стоял, как изваяние, даже не переступая ногами.

Такая самоотверженность чуть не стоила ему здоровья. Позже он вспоминал: «…Пора мне сходить с подставки. Хотел было сделать первый шаг, а ноги не идут. Сапоги примерзли к помосту. Я попытался шагнуть более решительно, но подставка затряслась и пошатнулась. Ну, думаю, беда - сейчас упаду! Что делать? Я не могу даже выговорить слова, так как губы мои замерзли, не шевелятся…». Сойти с помоста дирижеру помогли, однако даже несколько десятков шагов, которые ему пришлось пройти, дались ему с трудом. К счастью, этот случай не стоил дирижеру ног.

Звучал ли во время парада марш «Прощание славянки» - доподлинно неизвестно. С одной стороны, в архивах, где хранится сценарий парада, об этом не упоминается. С другой стороны, очевидцы парада, среди которых и дочь композитора Аза, вспоминают, что марш все-таки прозвучал.

Вскоре после парада Василий Агапкин получил назначение в Новосибирск. В 1943 году он снова вернулся в Москву. На параде Победы 1945 года оркестр Агапкина входил в состав сводного оркестра. Да и после войны он часто выступал на различных концертах.

Умер В.И. Агапкин 29 октября 1964 года и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.



Перу этого композитора принадлежит немало известных и любимых многими музыкальных произведений. Среди них вальсы «Волшебный сон», «Любовь музыканта», «Раннее утро», «На берегу Черного моря», «Голубая ночь» и «Ночь над Москвой», полька «Веселый отдых», а также множество маршей, среди которых «Прощание славянки» так и остался самым известным и для многих самым любимым.

Когда-то в Тамбове был установлен памятный знак, говорящий о том, что именно здесь, в Тамбове, в 1912 году Василием Ивановичем Агапкиным было написано это легендарное произведение. Однако несколько лет тому назад мемориал был испорчен вандалами, которые по ошибке решили, что он не из тонированного гипса, а из драгоценного металла, и раскурочили его ломом. К счастью, Тамбовской городской Думой принято решение восстановить памятный знак, так что к 100-летию марша «Прощание славянки» он вновь вернется на свое место.

источник
  • здесь тоже интересно про Василия Ивановича 
  • здесь - интересные подробности про сам марш, несколько вариантов слов 




Исследователями Николаем Губиным и Михаилом Чертком выдвинута интересная версия происхождения рисунка, изображенного на обложке первого типографского издания клавира марша «Прощание славянки». По этой версии «прототипом» фигуры гусара послужило фото самого Василия Агапкина, а прообразом фигуры женщины - славянки послужило фото его жены, Ольги Матюниной.
отсюда


дирижер, памятник, 40-е годы, Музыка, 100-летие, Великая Отечественная война, любимая Музыка, старые фото, история

Previous post Next post
Up