Товарищ Василий, Вы спите?! - Спииит...

May 15, 2009 19:39

Многие, наверняка, узнали о Николае Охлопкове из фильма "Ленин в Октябре". Одновременно, конечно, же запомнился Василий Буслаев, роскошный, фактурный, как сейчас бы сказали, богатырь в фильме "Александр Невский".
Может быть, кто-то вспомнит и благородного Барклая-де-Толли в фильме "Кутузов" или комиссара Воробьёва в "Повести о настоящем человеке"... собственно говоря, ролей-то было немного...

image Click to view



Кто стал постарше и стал интересоваться Театром, а кое-то, к счастью, и застал (НАПИШИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СВОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ!) знает, что Николай Павлович - не только актёр, а - в первую очередь - режиссёр.
Он ставил спектакли в Театре Вахтангова.
В эвакуации в 42 году в Омске прогремел - и остался в Истории - легендарный "Сирано" с Рубеном Симоновым, а позже Михаилом Астанговым и Юрием Любимовым, в дуэте с несравненной Цицилией Львовной Мансуровой.
Охлопков поставил две оперы в ГАБТе - "Декабристы" Шапорина и "Мать" Хренникова.
И, конечно, огромная часть жизни его (1943 - 1967) была связана с Театром Революции, Театром имени Маяковского.И некоторые из этих спектаклей до сих пор являются легендами русского театра и навсегда останутся таковыми. Галина Анисимова пишет: "Эпоха Николая Охлопкова - это эпоха крупных форм, дерзкого постановочного размаха. Театр Охлопкова - это в первую очередь театр высокого поэтического звучания, мощного накала страстей, крупной актерской выразительности. "Гамлет" с Евгением Самойловым в заглавной роли (впоследствии его играли Эдуард Марцевич и Михаил Козаков) и Мария Бабанова в роли Офелии был настоящим событием театральной жизни 50-х годов.
Не менее важным событием стала "Иркутская история" Арбузова, где заблистала молодежь:
Александр Лазарев, Евгения Козырева, Эдуард Марцевич.".
При Охлопкове в театр пришла целая команда ярких молодых индивидуальностей: к уже названным именам надо добавить Светлану Мизери, Галину Анисимову, Светлану Немоляеву, Игоря Охлупина.
Можно еще добавить, что именно по приглашению тяжелобольного Н.П. Охлопкова в Театр имени Маяковского пришел молодой Пётр Фоменко, который в начале 1967 года поставил «Смерть Тарелкина» по Сухово-Кобылину.
А еще задолго до этого, в 47 году, была блистательная "Молодая гвардия", где по-новому проявился талант Самойлова в роли Олега Кошевого и Бабановой - в роли Любови Швецовой. А еще главным героем спектакля стал образ Знамени, живущего в унисон с происходящими событиями, связывающего стремительно сменяющие друг друга эпизоды в единое целое. Алый стяг в спектакле то ярко пламенел, то освещался мрачным заревом, был то траурным, то праздничным.
Режиссура Охлопкова нацеливала сразу на результат, обязательно весомый и зримый. Юзовский вспоминал эти самые образы: "Вспомните охлопковские ворота в "Гамлете" или симфонический оркестр у него же в психологической драме Штейна "Гостиница "Астория"". Они нужны были Охлопкову, без них не получилось бы спектакля!"
По выражению Алексея Попова, Охлопков рисовал сцены, использовал актёров как краску в своих замыслах.
Он рисовал Музыку.
Это неудивительно. Началось всё в Иркутске. Родился Николай Павлович в семье полковника. Получил хорошее образование - закончил кадетский корпус, принимал участие в тамошнем театре, учился в Школе живописи, ваяния и зодчества, одновременно занимался в консерватории по классу виолончели. И нетрудно догадаться что творилось в голове семнадцатилетнего юноши, когда начались революционные события... 1 мая 1921 года на городской иркутской площади им было поставлено действо, главным действующим лицом которого стал народ, штурмующий старый мир. Зритель представления одновременно оказывался и его участником. В своей программной статье "Об условности" Охлопков вспоминает: "Декораций - никаких…На площади, со всех сторон тысячи зрителей. Но я никогда в жизни не забуду, как эти тысячи зрителей, словно по мановению волшебной палочки чародея, начали верить во все, происходящее на сцене, начали видеть те места действия, о которых только намеком говорили детали и игровые предметы. Это чудо, совершенное спектаклем, осуществилось с помощью древней-предревней силы театра - силы, проверенной веками и называемой воображением". Закономерно,что молодой человек отправился учиться в Москву и оказался у
Вс. Э. Мейерхольда. Так родился Охлопков-режиссёр, каким он остался в Истории русского театра.
Николай Павлович преподавал в ГИТИСе. Сегодня ему исполнилось бы 109 лет.

Старейший в Сибири и один из старейших в России
Иркутский Академический Драматический Театр в Память в великом земляке носит его Имя.

ГИТИС, Юрий Любимов, театр, Память, Алексей Дмитриевич Попов, Эдуард Марцевич, Мейерхольд, Цецилия Львовна Мансурова, Эйзенштейн, Театр Маяковского, Охлопков, Иркутск, Самойлов, Михаил Ильич Ромм, Театр Вахтангова, кино, мемуары/письма, Мария Бабанова

Previous post Next post
Up