Многие, наверняка, узнали о Николае Охлопкове из фильма "Ленин в Октябре". Одновременно, конечно, же запомнился Василий Буслаев, роскошный, фактурный, как сейчас бы сказали, богатырь в фильме "Александр Невский".
Может быть, кто-то вспомнит и благородного Барклая-де-Толли в фильме "Кутузов" или комиссара Воробьёва в "Повести о настоящем человеке"... собственно говоря, ролей-то было немного...
Click to view
Кто стал постарше и стал интересоваться Театром, а кое-то, к счастью, и застал (НАПИШИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СВОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ!) знает, что Николай Павлович - не только актёр, а - в первую очередь - режиссёр.
Он ставил спектакли в Театре Вахтангова.
В эвакуации в 42 году в Омске прогремел - и остался в Истории - легендарный "Сирано" с Рубеном Симоновым, а позже Михаилом Астанговым и Юрием Любимовым, в дуэте с несравненной Цицилией Львовной Мансуровой.
Охлопков поставил две оперы в ГАБТе - "Декабристы" Шапорина и "Мать" Хренникова.
И, конечно, огромная часть жизни его (1943 - 1967) была связана с Театром Революции, Театром имени Маяковского.И некоторые из этих спектаклей до сих пор являются легендами русского театра и навсегда останутся таковыми. Галина Анисимова пишет: "Эпоха Николая Охлопкова - это эпоха крупных форм, дерзкого постановочного размаха. Театр Охлопкова - это в первую очередь театр высокого поэтического звучания, мощного накала страстей, крупной актерской выразительности. "Гамлет" с Евгением Самойловым в заглавной роли (впоследствии его играли Эдуард Марцевич и Михаил Козаков) и Мария Бабанова в роли Офелии был настоящим событием театральной жизни 50-х годов.
Не менее важным событием стала "Иркутская история" Арбузова, где заблистала молодежь:
Александр Лазарев, Евгения Козырева, Эдуард Марцевич.".
При Охлопкове в театр пришла целая команда ярких молодых индивидуальностей: к уже названным именам надо добавить Светлану Мизери, Галину Анисимову, Светлану Немоляеву, Игоря Охлупина.
Можно еще добавить, что именно по приглашению тяжелобольного Н.П. Охлопкова в Театр имени Маяковского пришел молодой Пётр Фоменко, который в начале 1967 года поставил «Смерть Тарелкина» по Сухово-Кобылину.
А еще задолго до этого, в 47 году, была блистательная "Молодая гвардия", где по-новому проявился талант Самойлова в роли Олега Кошевого и Бабановой - в роли Любови Швецовой. А еще главным героем спектакля стал образ Знамени, живущего в унисон с происходящими событиями, связывающего стремительно сменяющие друг друга эпизоды в единое целое. Алый стяг в спектакле то ярко пламенел, то освещался мрачным заревом, был то траурным, то праздничным.
Режиссура Охлопкова нацеливала сразу на результат, обязательно весомый и зримый. Юзовский вспоминал эти самые образы: "Вспомните охлопковские ворота в "Гамлете" или симфонический оркестр у него же в психологической драме Штейна "Гостиница "Астория"". Они нужны были Охлопкову, без них не получилось бы спектакля!"
По выражению Алексея Попова, Охлопков рисовал сцены, использовал актёров как краску в своих замыслах.
Он рисовал Музыку.
Это неудивительно. Началось всё в Иркутске. Родился Николай Павлович в семье полковника. Получил хорошее образование - закончил кадетский корпус, принимал участие в тамошнем театре, учился в Школе живописи, ваяния и зодчества, одновременно занимался в консерватории по классу виолончели. И нетрудно догадаться что творилось в голове семнадцатилетнего юноши, когда начались революционные события... 1 мая 1921 года на городской иркутской площади им было поставлено действо, главным действующим лицом которого стал народ, штурмующий старый мир. Зритель представления одновременно оказывался и его участником. В своей программной статье "Об условности" Охлопков вспоминает: "Декораций - никаких…На площади, со всех сторон тысячи зрителей. Но я никогда в жизни не забуду, как эти тысячи зрителей, словно по мановению волшебной палочки чародея, начали верить во все, происходящее на сцене, начали видеть те места действия, о которых только намеком говорили детали и игровые предметы. Это чудо, совершенное спектаклем, осуществилось с помощью древней-предревней силы театра - силы, проверенной веками и называемой воображением". Закономерно,что молодой человек отправился учиться в Москву и оказался у
Вс. Э. Мейерхольда. Так родился Охлопков-режиссёр, каким он остался в Истории русского театра.
Николай Павлович преподавал в ГИТИСе. Сегодня ему исполнилось бы 109 лет.
Старейший в Сибири и один из старейших в России
Иркутский Академический Драматический Театр в Память в великом земляке носит его Имя.