Старожил Театральной площади

Mar 07, 2012 21:26

от elena_sem

Гирлянда центральных площадей, обрамляющих Кремль и предваряющих выход к нему, -
плод исполненного плана восстановления послепожарной Москвы.
Театральная площадь - самая знаменитая в этом ряду.



Перед нами - великий своей славой Большой театр. Справа - не менее прославленный Малый. Но речь пойдёт не о них, а о третьем, самом старом здании на площади, о том, что слева. Оно изначально не являлось театральным. И, тем не менее, со временем тоже примкнуло к соседям. В долгой и трудной борьбе за рождение здесь театра будто схлестнулись намертво две силы: созидания и противодействия. Вот об этой судьбе старого дома хочется немного рассказать.





Здание построено в тысяча восемьсот двадцать первом году и принадлежало генерал-майору Полторацкому. Он доводился родным дядей Анне Керн, и на частых балах в зале нижнего этажа бывала не раз Анна Петровна. Прославленная стихами Пушкина и не менее оклеветанная, пренебрегаемая молвой женщина жила очень трудно. Родной отец, мечтавший о зяте-генерале, искалечил ей жизнь с юности. Кроткая, доверчивая и преданная в своих чувствах Анна смолоду не знала любви. Пожилой муж был образцовым казарменным типом своего времени. Она ушла от него. Гораздо позже в другой раз вышла замуж. Здесь любовь впервые улыбнулась ей, но довольно коротко. Муж умер. А она жила долго, очень бедно и одиноко. Скончалась недалеко от площади, в комнатушке по Тверской улице сразу после того, как в Москву провезли мимо её окон памятник Пушкину.

Стены дома на площади помнят ряд веселых, беззаботных минут её жизни.

От того времени на фасаде нижнего этажа ещё можно пока отыскать фрагменты первоначальной разделки, рустовки. Она исполнялась по чертежам восстановителя Москвы Осипа Бове. Конечно, в те времена здание выглядело гораздо скромнее. Его общие формы можно представить, взглянув на Малый театр. Они были однотипными. Москвичи называли их «угластыми домами».

Полторацкие недолго были владельцами. После них здесь разместилась Аукционная лавка. А в сороковом году здание приобретает купец Бронников. В надстроенном бельэтаже открывается знаменитый трактир Барсова, представлявший из себя овальный колонный зал с окнами в Охотный ряд, Большую Дмитровку и на Театральную площадь. В зале играл известный оркестр Гене. Здание самым естественным образом втягивалось в художническую жизнь первопрестольной. К Барсову охотно шли ужинать после спектаклей завсегдатаи-театралы, актёры, литераторы, журналисты.

В шестьдесят девятом году трактир внезапно закрывается - современники в мемуарах глухо упоминают о скандалах, связанных с крупной карточной игрой. А бельэтаж получает нового хозяина.


К семидесятым годам в Москве серьёзное значение приобретает театр при Артистическом кружке. Этот кружок создавали Островский и Рубинштейн. Дело в том, что в тот период из политических, полицейских и моральных опасений существовал запрет на создание в обеих столицах частных театров. Вот в обход этого запрета театр при кружке, считающийся любительским, и вёл, по сути, профессиональную работу: оттачивание актерского мастерства, подбор пьес, художественный эксперимент.

Именно этот кружок переехал сюда и занял весь бельэтаж. Появляется первая сценическая площадка и зрительский зал. Труппу возглавляет актёр Вильде.

И пошла в бельэтаже череда оперных и драматических постановок. Многих привлекал бельэтаж. Великим постом съезжались сюда на свою биржу актёры со всей России.

Так длилось до восемьдесят второго года, когда сняли, наконец, монополию государства в театральном деле. С этой «отменой крепостного состояния театра», как выражались современники, окончилась и жизнь театра при кружке. Пришло время частной антрепризы.


Первым берёт в аренду здание актёр, режиссёр и антрепренёр Леонтовский. Ученик Щепкина, был он известен всей Москве как непревзойдённый мастер устраивать увеселения, зрелища, широкие гуляния. В его руках сад «Эрмитаж» и оперетта достигают пика популярности. С той поры «Эрмитаж» стал одной из популярнейших зрелищных площадок.

Леонтовский был колоритен: всегда в поддёвке и русских сапогах, косоворотке, с цепью брелоков и медалей поперёк груди. На курчавой, с проседью, шевелюре - неизменный картуз.

Вскоре в здании случается пожар. Это позволяет широкому на руку антрепренёру перестроить дом на свой лад. Именно тогда здание получает свой современный вид. По его вычурному фасаду можно судить о вкусах знаменитого антрепренёра.

Зал также обновляется. Теперь он вмещает тысячу шестьсот мест! Идеей Леонтовского было - соединить здесь постановку феерий, оперетты и драматического действия.

Но дом в руках этого мастера держался недолго - до восемьдесят шестого года. Леонтовский хоть и вёл дела с огромным оборотом, но, как человек артистично-азартный и размашистый, денег не считал, вечно сидел в долгах, пока не разорился. После него ряд лет здесь дают гастроли случайные труппы. О постоянной театре никто не думает, хотя есть замечательные сцена и зал.

Тысяча восемьсот девяносто восьмой год знаменателен - здание объявлено Императорским Новым театром. Образован филиал для молодёжных трупп Большого и Малого театров.


С молодыми актёрами Малого работает знаменитый Ленский. Кроме сценической славы, записан в историю и его режиссёрский, педагогический, теоретический поиск. Он нащупывает пути к реформе театра. Цель - воспитание актёра высокой культуры, сочетание тонкой техники и вдохновения. В этом он предваряет Станиславского.

Несколько лет отданы Ленским этим стенам. Казалось, череда, частая смена случайных антреприз миновала и приходит, наконец, время становления настоящего театра. Но филиал просуществовал всего лишь до тысяча девятьсот седьмого года.

С началом двадцатого века чрезвычайно развивается частное антрепренёрство. Множество трупп конкурируют и друг с другом, и с Императорскими театрами. К этому развороту зрелищ добавляется «синематограф».


После закрытия Нового театра вновь наступила эпоха частой смены вывесок. Здание вновь арендуют, им попросту приторговывают. Год здесь квартирует частная опера Зимина. В этих стенах однажды исполнял партию Алеко Шаляпин в гриме Пушкина. Оперу сменяет кинотеатр «Орион». Ещё через год в здании пробует утвердиться театр актёра и режиссёра Незлобина. Именно здесь впервые исполнялся «Фауст» на русском языке.

Но и этот театр не состоялся. С девятьсот тринадцатого он всё чаще делит сцену с Первой студией МХТ. Здесь ведёт стилевые поиски Станиславский, его актёры-студийцы Вахтангов и Суллержицкий, Дикий и Чабан.

А после революции уже студии приходится отдавать сцену под оперные и балетные постановки Большого театра, где часто идут съезды, пленумы, прочие мероприятия. И так тянется ещё несколько лет.


Тысяча девятьсот двадцать четвёртый год отмечен в судьбе здания особо. Первая студия оформляется в театр МХТ-второй и получает площадку в своё полное владение. Казалось бы, осуществлены многие неудачные попытки основать полноценный художественный театр. Является сложившийся коллектив со своей школой, выдающимися мастерами, сильным репертуаром и направлением. Руководитель - Михаил Чехов. А спустя четыре года, после его отъезда в эмиграцию - Берсенев.

У театра складывается свой зритель. Сами стены напитываются высоким искусством. Идут спектакли по пьесам Шекспира, Толстого, Ибсена и Стринберга…

Этот праздник длился до двадцать седьмого февраля тысяча девятьсот тридцать шестого года. Этот день - самый чёрный в судьбе дома. Выходит правительственное решение о роспуске МХТ-2, как «посредственного театра».

Нравственная направленность, глубокий психологизм постановок берсеневцев не могли долго сочетаться с доктриной дозволенности, необходимости революционного насилия. Ещё в двадцать втором сам Ленин демонстративно уходил с отборной бранью со спектакля по Диккенсу «Сверчок на печи»…


Но вернёмся к тридцать шестому году. На следующий день по выходе постановления уже не существующий на бумаге театр давал последнее представление - пьесу с особо вдруг зазвучавшим названием «Мольбы о жизни».

Из воспоминаний актрисы Гиацинтовой:

«У входа в театр шевелилась густая толпа, над которой возвышалась конная милиция. Потом со сцены мы видели занятые людьми проходы в зале, облепленные стены, набитые донельзя ложи… Трудно сказать, как мы играли. Думаю, хорошо - в последний раз плохо не играют. В зале стояла напряжённая тишина, прорвавшаяся чьим-то криком и общим паническим рокотом, когда Массубр упал замертво, - зрители испугались, что умер Берсенев. И потом дали волю чувствам - подбегали к сцене, что-то кричали нам, что-то совали, плакали. Стоя перед занавесом, плакали и артисты… Мы вышли из театра. Кто-то, что-то забыв, рванулся обратно, но дверь служебного подъезда была уже заперта, для нас - навсегда»…

Так убивают театры (Берсенев убил бы и Театр Ленинского Комсомола, который вовремя спасла Министр СССР Е. А. Фурцева.. - НН).

МХТ-второго не стало. Но его трудом само здание было прочно введено в состав государственных театров и ничего, кроме театра, состояться здесь уже не могло.


Указом правительства здание МХТ-2 передано Московскому театру для детей, созданному Натальей Сац.1 Теперь, в доме на площади, этот театр получит название Центрального детского театра. Свою жизнь на новом месте он заявил премьерой «Золотой ключик» (это не совсем так см. сноску1).

Через восемь месяцев Н. Сац репрессировали.2 Больше в этом театре она работать не будет. С её арестом труппу покинуло большинство актёров, режиссёров, художников. А дальше происходит вдруг малообъяснимое событие. Новым руководителем уже драматического детского театра назначают Дудина, бывшего актёра МХТ-2 (Владимир Фёдорович Дудин, педагог ГИТИСа, Учитель Владимира Дружникова, руководил тетром с 1937 по 1943 год, после с 1948 по 1950 являлся главным режиссёром театра имени Станиславского. Артисты МХАТ-2 возглавляли ЦДТ и потом см. [3]) - НН). И этот человек собирает уже свой коллектив, где берсеневцы составят костяк труппы. Так дух упразднённого театра оказался непобедим.

Но злоключения далеко не заканчиваются. В тридцать девятом году случился пожар. Здание ставится на долгий ремонт и внутреннюю реконструкцию. Их окончание совпадает с началом войны. Вернуться в свой дом труппа ЦДТ не успевает - она попала в список на эвакуацию. А сцену отдают Малому, полуразрушенному бомбой. Затем здесь даёт свои спектакли Вахтанговский. И хотя коллектив ЦДТ вернулся в Москву ещё в сорок третьем году, он долго не может попасть в свой дом.3 Только через четыре года, после письма в правительство, он возвратит себе свою сцену.

С той поры театр зажил в полную душу. Наряду с классикой, сказками, ставятся спектакли проблемные, злободневные. Здесь проходили премьеры всех главных пьес Розова. Пробивать такие постановки было не просто. Но театр явил настойчивость. И вскоре это дало свой плод. Во второй половине пятидесятых годов вокруг молодого актёра и режиссёра ЦДТ Олега Ефремова сложилось ядро будущего театра «Современник». Так в старых стенах родился ещё один коллектив, также вошедший в историю культуры. По мрачной иронии судьбы, именно Ефремов с подачи министра культуры Фурцевой сыграет значительную роль в окончательном уничтожении нашего национального и мирового достояния - русского психологического театра МХАТ. (Это категорически не так. Автор почему-то не упоминает знаменитое письмо "стариков" МХАТа, обращённое министру культуры СССР Фурцевой в начале 1970 года, с просьбой спасти  МХАТ от развала, сохранить режиссёрский театр и назначить Ефремова. Что и было сделано. К сожалению, Автор игнорирует роль Е. А, Фурцевой в судьбе Современника, многократном спасении ею Современника, об этом написано множество благодарных воспоминаний и свидетельств. - НН)


За эмблемой «Чайки» давно уже скрывается совсем иное содержание и форма. 


(Странно и печально.. Автор должен был бы об этом знать.. . У МХАТ 2-го была совершенно иная эмблема! Чайка к нему не имела никакого отношения, это ясно и из концепции Театра, возникновении Театра и Личности Михаила Чехова...в том числе см. прим. 1  Но да, форма и содержание сейчас действительное иное, нежели у МХТ и МХАТа, но за это "спасибо" руководству нынешнего времени. В СССР такого не было и быть не могло. Традиции МХАТа пытается сохранить Татьяна Доронина. Собственно в этом и заключался трагический раскол театра после распада Советского Союза - НН)

Ну, а в девяносто втором году Центральный Детский меняет вывеску. Сегодня это Российский Академический Молодёжный Театр. Казалось бы, история на этом должна закончиться. Но она внезапно пошла по новому кругу - недавно значительная часть здания опять передана для выступлений молодежной труппы Большого театра.

Как причудливо порой складываются судьбы.

Андрей Можаев, 2005.
Опубликовано в журнале "Голос Эпохи"

______________________________________________________________

Из книги "Верноподданные России"


OZON.ru - Книги | Верноподданные России | Андрей Можаев | Библиотека журнала "Голос Эпохи" | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-905074-11-0
__________________________________

примечания:

1  
7 февраля 1936 года Политбюро издает постановление, в котором предлагает «передать помещение Мюзик-холла для театра рабочей молодежи и помещение МХАТ 2-го - под детский театр». Артисты бросились за защитой к Станиславскому. Тот принял их на своей квартире и больше двух часов говорил им, как вспоминает В. Родомысленский, «об отступничестве МХАТ 2-го от тех принципов, которые были заложены когда-то... напоминал им об измене театра законам органического творчества, о потере им высоких идеалов, о компромиссах в искусстве, о стремлении к внешнему, преходящему успеху». Словом - не защитил.

28 февраля в «Правде» опубликовали постановление Совнаркома и ЦК ВКП(б): «СНК СССР и ЦК ВКП (б) считают, что так называемый МХАТ 2-й не оправдывает своего звания МХАТ и на деле является посредственным театром, сохранение которого в Москве не вызывается необходимостью».
Все бумаги театра были уничтожены. Труппу расформировали. Самых известных артистов - Гиацинтову, Бирман, самого Берсенева - взяли в недавно созданные «рабочие», но все же московские театры - Ленком и им. Моссовета. Остальными «укрепили» провин­циальные труппы.
Все рассыпалось, как карточный домик, - как будто и не было.
отсюда

Юная Наталья Сац, с помощью А.В. Луначарского обосновавшись в здании бывшего кинотеатра "Арс" на Тверской, объявила о создании нового театра спектаклем "Жемчужина Адальмины" Н. Новикова по сказке З. Топелиуса. Создателям виделся театр свой для всех детей - и тех кто успел приобщиться к драматическому искусству, и тех, кто и не ведал о том, что такое театр. Потому с первых же дней существования Московского театра для детей (как он тогда назывался) руководители стремились сделать его учреждением педагогическим.
Н.И. Сац воспринимала театр возвышенно, радостно, празднично и хотела, чтобы именно таким театр был для детей. Первые ее спектакли нередко возбуждали споры, но Наталья Ильинична упорно искала новые формы: порой вовлекая детей в представление, заставляя их активно вмешиваться в театральный мир, порой раскрывая перед ними дверь в сказку.

Рядом с Наталией Ильиничной были единомышленники, люди, понимавшие, насколько это важно - подарить детям свое искусство. Первый художественно-педагогический Совет театра, куда входили Н. Сац, С, Розанов, С. Богомазов, В. Филиппов, А. Шеншин, Н. Волконский, А. Барков, стремился привлечь к искусству для детей самых лучших представителей творческих профессий. И это им удавалось…

В создании спектаклей принимали участие режиссеры Н. Волконский, А. Дикий, А. Грановский, художники А. Веснин (он был автором первой эмблемы театра), К. Юон, писатели Н. Огнев, С.Шервинский, С. Розанов, Н. Шестаков, композиторы А. Александров, Л. Половинкин и совсем юный Дмитрий Кабалевский, плеяда замечательных актеров.

Одновременно с театром возникла педагогическая часть - первыми театральными педагогами были С.Г. розанов и Е. Д. Волкова. Они хорошо понимали, что театр не может плодотворно работать без тесной связи со своим зрителем.

Весной 1933 года исполнилось 15 лет с того времени, как Н. Сац начала работать над созданием первого в мире театра для детей. В юбилейной заметке Л. Кассиль писал: " Да надо любить это трудное дело, надо любить эти застывшие, внимательные мордашки, согретые отсветами рампы, вскрики и реплики общительного зала, высокий звук аплодирующих детских ладошек… А Наталия Сац любит это". Замысел Н. Сац осуществился…

2 февраля 1936 года было опубликовано Правительственное решении о создании Центрального детского театра, которому придавалось первостепенное значение и передавалось помещение бывшего МХАТ II на площади в самом центре Москвы…

И 5 марта спектаклем "Сережа Стрельцов" В. Любимовой началась новая жизнь театра. Но настоящим открытием Центрального детского для Н. Сац и ее сподвижников связано с первым спектаклем, в котором открывались новые возможности. 10 декабря 1936 года состоялась премьера "Золотого ключика" А. Толстого.

 отсюда 
2  Сац была женой Израиля Яковлевича Вейцера, В 1929-1930 гг. Вейцер стал наркомом торговли Украины, а в 1930-1934 гг. - заместителем наркома внешней торговли СССР и одновременно в 1932-34 торгпредом в Германии.
29 июля 1934 года назначен наркомом внутренней торговли СССР. 17 октября 1937 года снят с поста наркома, арестован 3 ноября по обвинению в контрреволюционной деятельности. 7 мая 1938 года приговорен ВКВС СССР к расстрелу и расстрелян.

В Сибири Сац узнала людей, с которыми на свободе ей никогда не пришлось бы встретиться: здесь были убийцы, воровки, наводчицы, да и среди мужчин хватало представителей подобных «профессий». Восторг у всех вызывали ее пальцы. А объяснение, что просто с детства играет на рояле, вызвало смех: «Да что рояль, с такими руками только по карманам ходить».
И - снова театр. В лагере, она ставит «Бесприданницу». Двенадцать представлений выдержал спектакль!
 отсюда 
3

В ноябре 1941-го Центральный детский театр эвакуировался из Москвы в Кузбасс. Спектакли игрались в Киселевске и Сталинске (Новокузнецке) и, казалось, театр продолжал жить своей жизнью: ставились премьеры; фронтовые бригады, сформированные из артистов Центрального детского, выступали перед шахтерами, в госпиталях, детских домах.
В октябре 1943 года Центральный детский театр вернулся в Москву. Художественным руководителем стал Леонид Андреевич Волков, один из любимейших учеников Евгения Вахтангова, талантливый актер, запомнившийся многим по спектаклю Алексея Дикого "Левша".

Артисты труппы рвались из эвакуации не просто в Москву, а в свой дом, незадолго до войны обретенный. Однако казалось, что здание на площади Свердлова отдано Малому театру, помещение которого ремонтировалось. Начались скитания - особенно горькие от того, что свой дом был так близко. Только полгода спустя Центральному детскому дали временное помещение на улице Пушкина, по соседству с утерянным очагом. Там, в маленьком зале, на тесной сцене, 29 апреля 1944 года пьесой Евгения Шварца "Далекий край" в постановке А. Окунчикова открылся театр.

В 1942 году в театр пришла замечательная актриса МХАТ Ольга Ивановна Пыжова, соратница Л. Волкова по МХАТу II. Она стала художественным руководителем ЦДТ, пришел и новый директор, Константин Язонович Шах-Азизов. Тридцать лет жизни Центрального детского связано с деятельностью этого замечательного человека - жизни плодотворной, творческой.

отсюда

________________________
Ранее по теме:

Театр Артистического кружка-Театр Незлобина-Театр Зимина-2-й МХТ-Центральный Детский Театр  можно почитать и здесь

детство, МХТ/МХАТ, Луначарский, Доронина, Анна Керн, Ефремов, площадь Свердлова/Театральная площадь, Театр Вахтангова, Малый Театр, история, Станиславский

Previous post Next post
Up