23 января 2012
Коттедж здесь будет заложон
…Да не один. На территории Ялтинской киностудии проходимцы планируют поставить более 70 коттеджей. Что это означает для судьбы знаменитой на весь мир фабрики кино - много говорить не надо.
Серьезный повод для волнения появился в 1999 году, когда созданное еще в 1919 году на базе частных предприятий Александра Ханжонкова и Иосифа Ермольева кинопроизводство устремилось не к созиданию, а к упадку. Тотальное отсутствие финансирования повело «кинофабрику грёз» к полному банкротству.
Чем обернулись «благие» намерения
Казалось, перелом к лучшему наступил с созданием совместного российско-украинского закрытого акционерного общества «Ялтинская киностудия». Это привлекло инвестиции, и появилась надежда на возрождение кинопроизводства в Крыму. Сразу несколько режиссёров приступили к работе в Ялте.
В активе киностудии появились сорок две картины, среди которых собравшие немало призов: «72 метра» Владимира Хотиненко, «Водитель для Веры» Павла Чухрая, «Радости и печали маленького лорда» Ивана Попова, «Яды» Карена Шахназарова, «Я - кукла» Юрия Кары, «Варвары» американского и российского режиссёров Криса Сивертсона и Евгения Митрофанова, «Кармен» Александра Хвана, «Русский Декамерон» Юрия Павлова, документальная лента о Михаиле Булгакове «Я вернусь» Георгия Натансона, «Московская сага» Дмитрия Борщевского. Кроме того, студия предоставляла многочисленные услуги по съёмкам документальных фильмов и клипов кинопроизводителям России, Украины, Белоруссии, Соединённых Штатов Америки - статья надёжных доходов.
Все облегчённо вздохнули. Ни малейшего основания для тревоги тогда не было. Ведь в основе реорганизации лежал солидный документ - решение Верховного Совета Крыма № 801-2/99, которое называлось «О мерах по стабилизации и оздоровлению деятельности Крымской государственной киностудии «Ялта-фильм».
Этим решением Фонду имущества республики было поручено выступить учредителем новой структуры на базе государственного предприятия, - отмечает бывший юрисконсульт киностудии Евгений Соломенный. - Предусматривалось, что контрольный пакет акций будет зарезервирован за Фондом имущества Крыма. 28 апреля 2000 года Фонд имущества издаёт приказ о создании ЗАО «Ялтинская киностудия» совместно с российским Федеральным фондом социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. А через полмесяца, 15 июня, появляется новый приказ, в котором записано, что в связи с ликвидацией Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии Российской Федерации вместо него учредителем становится ООО «Поликом-Вест». Мы подняли документацию и выяснили, что, начиная с момента создания в январе 1995 года и заканчивая реорганизацией российского фонда 31 декабря 2009 года, он ни разу не был ликвидирован.
Налицо явный подлог, за который Фонд имущества до сих пор никто не призвал к ответственности. А безнаказанность, как известно, влечёт новые нарушения закона. Разбираться, каким образом контрольным пакетом Фонда имущества республики завладела российская инвестиционная компания «Поликом-Вест», после чего закрытое акционерное общество «Ялтинская киностудия» стало предприятием со стопроцентным российским капиталом - дело правоохранительных органов. И делать его надо незамедлительно. Как и разбираться с тем, что произошло после этого.
Сегодня вместо всемирно известной студии - частная территория
Как утверждает старейший работник киностудии председатель правления Крымского отделения Национального союза кинематографистов Валерий Павлотос, на основании сфальсифицированного Ялтинским городским Советом решения № 138 от 3 июня 2004 г. (на самом деле не принимавшегося) премьер-министр Украины Виктор Янукович своим распоряжением № 474-р от 13 июля 2004 г. дал разрешение на продажу 15,2 га земли в собственность ЗАО «Ялтинская киностудия», стало быть, российскому собственнику, к тому времени так и не проявившему себя в «стабилизации и оздоровлении» предприятия. В этом распоряжении акцент был сделан на то, что проданная земля некогда государственного предприятия должна использоваться «для строительства и эксплуатации производственно-технологической базы киностудии».
Выполнять это предписание, как выяснилось, никто и не собирался.
«Поликом-Вест» в 2005 году продаёт историческое ядро киностудии вместе с тремя старинными зданиями, построенными в конце девятнадцатого и в начале двадцатого века, не включёнными вовремя в реестр памятников, ООО «Разбудова-Град», и теперь они находятся под угрозой сноса, - констатирует Евгений Соломенный. - Мы выяснили, что при передаче «Поликом-Весту» административного трёхэтажного здания общей площадью 2000 квадратных метров оно было оценено в 24 тысячи долларов - по тем временам стоимость двухкомнатной квартиры. А таких объектов - около сорока. Обращение в правоохранительные органы ничего не дало, кроме сообщения: «Ведутся проверки». Чем они закончились, ни коллектив, ни общественность города, которая давно бьёт тревогу, не проинформировали. Так что неизвестно, велись ли они вообще….
На воротах старейшей киностудии в центре города - на улице Севастопольской, 4, - висит теперь табличка: «Частная охраняемая территория» с устрашающим изображением собачьей морды.
Около двухсот квалифицированных сотрудников киностудии, специалистов, слава о которых гремела на весь мир, оказались не у дел и их уволили. Пылятся на полках уникальные оборудование и декорации, эксклюзивная коллекция исторических костюмов. Заброшен полигон с самым совершенным во всём СНГ бассейном для комбинированных съёмок, цех декоративно-технических сооружений, ремонтно-механический цех, уничтожены декорации на уникальных натурных площадках. Вместо них новые хозяева намерены построить элитные особняки.
Уникальный реквизит никому не нужен и превращен в хлам
Вне творческого процесса оказались и люди. Среди выброшенных на улицу - номинант на премию «Золотой орёл» за 2011 год Анна Кузнецова: «Лучшая работа художника по костюмам» (фильм «Мастер и Маргарита»). Это не первый большой успех ялтинских киномастеров. Четыре года назад «Золотого орла» получил звукорежиссёр Владимир Литровник за оформление фильма А. Кравчука «Адмиралъ». А ещё раньше он получил российскую «Нику» за работу над фильмом П. Лунгина «Остров». Это не помешало новым хозяевам Ялтинской киностудии уволить его с формулировкой «профнепригодность» (?!). В число профнепригодных лихим росчерком пера зачислена и Анна Кузнецова, талантливая работа которой до сих пор востребованная ведущими российскими режиссёрами.
У нас есть копия генплана, на котором на натурных съёмочных площадках на Поликуровском холме «посажены» 73 особняка, - говорит председатель гражданского комитета Большой Ялты Григорий Тараненко. - Для кого построят элитное жильё - озвучивать излишне.
Потомки не простят
Участники пленума Национального союза кинематографистов, который проходил в Киеве 31 марта 2011 года, приняли решение добиваться возврата Ялтинской киностудии в собственность Автономной Республики Крым и обратились в Генеральную прокуратуру Украины с просьбой провести тщательное расследование фактов вопиющего нарушения постановления Верховного Совета Крыма «О мерах по стабилизации и оздоровлению деятельности Крымской государственной киностудии «Ялта-фильм» и изменения статуса целевого назначения земельного участка студии.
Свою обеспокоенность выразили российские кинематографисты, среди которых снявшие в Ялте не одну картину Станислав Говорухин и Юрий Кара. «Ялтинскую киностудию необходимо сохранить, ибо в противном случае потомки наши не простят этого нам и проклянут всех нас!» - считает Ю. Кара.
Так на глазах у всех уничтожается на корню наше общее культурно-историческое достояние. Да по сути уже и уничтожено.
Показательный момент. Нынешним летом международный телекинофорум «Вместе» преподнёс городу очередной скульптурный подарок: памятник основателю отечественного кинематографа Александру Ханжонкову.
Стоять он должен был на месте закладного камня на тротуаре перед киностудией на улице Севастопольской. Но новый владелец территории не разрешил этого сделать. Сам камень пока не убран, но надпись с него срублена. И стоит он теперь за покосившейся загородкой, как яркое свидетельство того, кто в городе настоящий хозяин. Затем, наверное, этим хозяином и оставлен.
Киностудия много раз меняла название и статус. С 1957 года именовалась Ялтинской киностудией художественных фильмов. В 1963 году стала филиалом Киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького. В 1991 году вернула самостоятельность, называлась Крымской киностудией «Ялта-фильм». С 2000 года - ЗАО «Ялтинская киностудия». Но, независимо от названия, исправно выпускала качественную кинопродукцию. Ждать ли этого в будущем?
Среди нескольких планов спасения студии был вполне реальный, озвученный её бывшим директором режиссёром Валерием Пендраковским: «В год надо снимать два полнометражных фильма. Своих. Инвестиционный план, рассчитанный на семь лет, предусматривает капиталовложения в виде прямых инвестиций в размере 1,9 млн. долларов. До 1 января 2008 года предстоит освоить 17 миллионов долларов. Первую прибыль планируется получить в размере 60 тысяч долларов в 2003 году. К концу 2007 года прибыль увеличится в 7,5 раза и составит 450 тыс. долларов в год. От деятельности студии в бюджеты всех уровней поступят отчисления и платежи в размере 4 млн. долларов». Не осуществилось. Спрос на дорогую ялтинскую землю и элитное жилье перевесил.
И все же точку в разговоре ставить не хочется…
Людмила Обуховская, «Русское единство» Для справки:
В 1963 Ялтинская киностудия стала филиалом Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького. Среди фильмов, снимавшихся на базе Ялтинской киностудии, такие как «Илья-Муромец», «Человек-амфибия», «Волшебная лампа Аладдина», «Остров сокровищ», «Пираты XX века», «Дети капитана Гранта», «Кавказская пленница», «Солярис», «Человек с бульвара Капуцинов», «Прощайте, голуби». Студия Горького тоже благополучно развалена и раздербанена, нет?
да, а
члены Крымского отделения Национального союза кинематографистов Украины осенью собирались провести символические "похороны" знаменитой Ялтинской киностудии. Как это знакомо - цветочки, свечечки вместо Дела(((( "Есть такая профессия над развалинами рыдать", чо.