В истории отечественной культуры имя
Петра Дмитриевича Барановского занимает особое место. Этот человек не только открыл, разработал основы современных научных методов реставрации памятников. Он не только спас более сотни ценнейших шедевров архитектуры мирового значения в России и Белоруссии, на Украине и в Закавказье. Но он явил собой образец гражданского мужества в эпоху уничтожения исторической памяти и самой культуры народа. Красная площадь теснейшим образом сцеплена с судьбой Петра Дмитриевича. Его работа здесь началась в тысяча девятьсот двадцать пятом году.
Он, один из ведущих сотрудников Центральных государственных реставрационных мастерских академика Грабаря, взялся восстанавливать первоначальный облик
Казанского собора. Первозданная красота храма была искалечена поздними достройками и потеряна. Этот собор является особой исторической святыней России. Он строился в тысяча шестьсот тридцать третьем-тридцать седьмом годах почином и на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского и знаменует собой освобождение Москвы и победу над Смутой. Казанский собор изначально был святыней воинской. Здесь триста лет благословлялись защитники Отечества. Так, в восемьсот двенадцатом году молился перед Казанской иконой ополчения князя Пожарского и гражданина Минина коленопреклоненный Михайло Илларионович Кутузов в канун отбытия к войскам под Царёво Займище. И этой же соборной иконе служился молебен на Бородинском поле перед сражением.
Но вернёмся к Барановскому. Он вёл свои работы на соборе тщательно. Даже лесов не ставил, чтобы не дать тогдашним богоборческим властям повода к неудовольствию и остановке дела - облик главной площади, мол, портят эти леса, и следует убрать их вместе с собором. Оттого, Барановский работал на верёвках с поясом. И шаг за шагом открывал глазам наблюдателей прекрасный исторический лик шедевра. Но работы эти двигались медленно. У Петра Дмитриевича была особенность - он одновременно восстанавливал по нескольку объектов, часто отъезжал. Этот мастер невероятной работоспособности спешил спасти как можно больше.
Помимо Казанского собора, Барановский заканчивал восстанавливать ценнейшие храмы, палаты в Ярославле, разбитые артиллерией красных ещё при подавлении мятежа в начале гражданской войны. Попутно создавал первый в истории музей под открытым небом в Коломенском.
А ещё - успел восстановить первоначальный вид палат князя Троекурова во дворе здания бывшего Госплана. И тут же, рядом с Красной площадью, в Охотном ряду, открыл под поздней штукатуркой невзрачного на вид фасада чудесный дворец князя Василия Голицына, вельможи и фаворита царевны Софьи..
Этот дворец был уникальнейшим памятником барочной архитектуры с богатейшей отделкой стен. Его строили в тысяча шестьсот восемьдесят пятом году. Барановский трудился на нём с двадцать третьего по двадцать восьмой годы. Вот почему раскрытие стен, закомар, барабанов Казанского собора двигалось так медленно. Увы, тот Голицынский дворец спасти не удалось. Позднее со слов Барановского о разыгравшихся вокруг этого памятника событиях писал искусствовед Юрий Бычков. Однажды, когда завершались работы, подъехала колонна машин: пожарные, взрывники, охрана ГПУ в чёрном автобусе. Поняв, зачем они прибыли, Пётр Дмитриевич со второго этажа стал вдруг швырять в них камни. К изумлению всех, он отбился - погромщики отступили.
Статья Андрея Можаева на страницах "Голоса Эпохи" ЦЕЛИКОМ спасибо вдохновителю и создателю журнала
elena_sem ещё о Барановском, кому интересно