Давно хотел написать отчет об аудиосистеме в своем автомобиле. Но вначале легкое лирическое отступление: с автозвуком у меня был довольно бурный роман, который жестко прервался примерно лет 6-7 назад. С тех пор я ездил на предыдущей своей машине со штатной музыкой и не помышлял даже о замене магнитолы на что-нибудь более приемлемое. Но с покупкой нового авто, около года назад, зуд вернулся. Тем более,что дома появилась приличная система, поэтому звук в машине стал удручать. Да и сам факт того, что авто новый и планируется его длительная эксплуатация, располагал к вложению в него денег. Долго ли, коротко ли, но решение было принято.
Сразу после покупки авто я начал исследовать рынок автозвука, наверстывать многолетнее отставание. Выяснилось, что мощные игроки семилетней давности со сцены ушли, (тот же Clarion). Прогресс коснулся в основном усилителей. Появилось много музыкальных усилителей D-класса, раньше такие усилители серьезно в SQ никто не воспринимал, разве что на саб ставили, так как скорость нарастания сигнала и компактность очень в этом звене полезны. Классические головные устройства эволюционировали слабо, все те же CD/MP3 ресиверы, все те же бездисковые устройства, которые ,как несколько лет назад, были сродни концепт-карам : что-то серьезное на них не построить. Разве что китайцы продолжают радовать, выпустили кучу устройств на Android, которые умеют все, и расширять функционал можно установкой софта до потери сознания! Но качество изготовления и звукового трака у них просто аховое.
Ну да Бог с ней, с лирикой. Перед тем как что-либо выбрать, надо сформулировать ТЗ. Для себя я сформулировал несколько постулатов исходя из которых хотел строить систему:
1. Никакого мультимедиа, только звук.
2. Компактность системы. Багажник должен остаться максимально свободным.
3. Серьезно перекраивать салон не планировалось.
4. Система прежде всего должна хорошо справляться с роком, блюзом и металлом.
5. Юзабилити должно быть высоким, штатные кнопки на руле должны работать, Bluetooth должен присутствовать в обязательном порядке, Lossless форматы должны читаться с флешек.
6. Ценник должен быть разумным.
Исходя из этих постулатов оптимальным оказалась схема поканальный двухполосный фронт + сабвуфер, с процессором в головном устройстве, конечно, трехполосный фронт был бы еще лучше, но тогда не выполнились бы постулаты 3 и 6. И вот что было выбрано.
Головное устройство.
Исходя из пп.1, 5 и 6 постулатов, а так же выбранной схемы реализации, были более точно сформулированы требования: это должна быть процессорная голова, с BT на борту и возможностью воспроизводить Lossless формат (хотя бы один) с флешки. И единственным аппаратом, который сразу все это умеет оказался Pioneer DEH-80PRS. Он умеет играть WAV с качеством уровня Audio CD. У него аж 2 USB порта, каждый их которых может переварить до 250ГБ раздел в FAT32, да еще и слот под SD карту, еще дополнительные 64ГБ. Он имеет на борту полноценный процессор и эквалайзер для серьезной настройки системы. Т.е. он сам может развести систему: поканальный двухполосный фронт + сабвуфер. У него очень развитый Bluetooth прямо на борту. Есть еще просто 2 линейных входа (один на лицевой панели, второй сзади). Т.е. подключить к нему можно очень много всего и как угодно. При этом еще присутствуют мелкие радости - вроде возможности подключать штатные кнопки на руле и тонко подстраивать цвет подсветки экрана и кнопок под штатный в авто.
Ближайший конкурент оказался Alpine, у него есть несколько моделей которые могли бы решить эти задачи, но Lossless из них играть никто не умеет. Еще у самого Pioneer есть DEX-P99RS, но он стоит в 3 раза дороже, у него только 1 USB порт, и нет на борту Bluetooth, нужен адаптер. Хотя по качеству звука и по возможностям процессора он сильнее. Он, например, может развести системы: поканальный ТРЕХполосный фронт + сабвуфер или поканальный двухполосный фронт + тыл + сабвуфер. Но мне этого и не требовалось.
Итого: выбор сделан, головным устройством будет Pioneer DEH-80PRS.
Фронтальная акустика.
Вот тут было сложно. Постулаты 4 и 6 малость друг-другу противоречат. Потому что металл это, наверно, самый сложный материал для любой аудио системы. Много смотрел и читал, но в итоге остановился на CDT Audio. Мидбас был выбран HD-M6, он имеет чуть увеличенный размер и обеспечивает хорошую детализацию среднего баса наряду с мощным и ярким «панчем». Собственно, что и требуется. В качестве твитеров были выбраны HD-100, но после первого месяца жизни были заменены на Scan Speak R3004/602000. HD-100 явно были ошибкой и не дотягивали до общего уровня системы. А вот мибасы прижились и попали в основной состав системы.
Про твитеры Scan Speak хочу сказать отдельно. Это не купольные, а кольцевые излучатели, хоть и тоже шелковые. Характер звучания отличается от купольных прежде всего тем, что они жестче отыгрывают самый верх диапазона, имеют более узкую диаграмму направленности, что является одновременно как плюсом, так и минусом. Плюс, потому что не будет переотражений, сцена будет ровнее. Минус, потому что требуется более вдумчивая и сложная установка. Но самое главное, у купольных шелковых излучателей есть серьезный минус, который сказывается именно при воспроизведении сложного материала. В силу особенностей конструкции шелковый купол при воспроизведении того же металла, сборится и идет волной, что приводит к сильным искажениям. Более подробно про это можно найти информацию в Google, но на примере HD-100 я это заметил довольно четко. На средней громкости все хорошо, а на максимальной громкости системы уже просто все превращалось в неразборчивую кашу. Со Scan Speak такого не было и рядом. Они легко переваривают любую громкость, детализация при этом не страдает вообще.
Но не все так гладко в датском королевстве. У кольцевых излучателей есть неприятная особенность, верхнюю часть среднего диапазона, которую твитер захватывает, данный излучатель отыгрывает довольно жестко, даже резко. Это особенность именно кольцевых твитеров. Поэтому считается, что такой тип высокочастотников лучше использовать в трехполосных системах, где есть возможность сузить снизу его диапазон, отдав середину полностью на откуп среднечастотному звену. Но я решил рискнуть, тем более, мне удалось найти несколько инсталяций, где использовались именно эти твитеры в двухполосных системах с большим успехом. А жесткость звучания мне была даже на руку, учитывая мой репертуар.
Усилитель на фронт.
Постулат 2 привел к тому, что усилители было решено устанавливать под сиденье. Что, в свою очередь, привело к ограничению размеров выбираемых усилителей. В результате долгих поисков было решено остановиться на Mosconi Gladen One 60.4. Это усилитель с богатой родословной. Он очень компактный, при этом выдает 50 ватт на канал в 4 ома. Стоимость его вполне адекватна. При наличии процессора в головном устройстве от усилителя с точки зрения функционала ничего не требуется. Но в любом случае данный усилитель имеет несколько приятных и интересных функций, хоть я их и не задействовал.
Сабвуфер и усилитель для него
Согласно постулатам 2,3 и 4, сабвуфер нужен компактный, с быстрым и детализированным басом и в подвижном закрытом корпусе, т.е. никаких «стелсов» в крыло и прочих фазоинверторов. Конечно же 10 дюймов. Это обеспечит компактность и скорость, так как у десяток априори подвижная масса меньше. Да, будут некоторые потери в глубине баса, но все и сразу не бывает. Еще один фактор, который несколько ограничивал выбор - это мощность. В связи с тем, что городить буферную емкость не хотелось, и сабвуферный усилитель, так же как и фронтальный, планировалось ставить под второе сиденье, были серьезные ограничения на размер усилителя. А как логическое продолжение - ограничение мощности. Поэтому надо было искать связку. И она была найдена, саб Polk Audio MM1040, с одной катушкой 4ом, мощностью 350 лошадиных сил ватт, способный играть в 9-10 литрах..Усилитель подстать сабвуферу, Alpine MRX-55M, который выдает те же 350 ватт при 4ом. И аж 500 ватт при 2ом, что дает некоторый запас по тепловыделению. По габаритам он отлично вписывается в пространство под водительским сиденьем.
Ну вот вроде и все. Состав компонентов определен. Пару слов про провода. Сначала был куплен набор заводских проводов. Питание от аккумулятора 4Ga, потом поделен дистрибьютором под торпедой и еще по четверке уходит на каждый из усилителей. Межблочники мне не понравились, имелись проблемы с установкой, у них слишком массивные разъемы, при подключении к магнитоле они упирались во внутренние детали торпеды и магнитола не садилась на место. Пришлось их разбирать и спускать по проводу гильзы. Провода в итоге были заменены, на что - подробнее расскажу, когда буду говорить про усилители. В качестве акустических проводов используется 4кв.мм. провода на мидбас и 2.5 кв.мм. на твитер. Никаких серебряных и прочих титан-вольфрамовых проводов я не использовал. Ну и пора переходить непосредственно к тому, как это все установлено.
Головное устройство.
Мне досталась машина с, так называемым, «радиопакетом 32″, в простонародии : РП32. Это штатное головное устройство, нестандартной формы, выводящее информацию на встроенный отдельно в торпеду экран и управляемая кнопками на руле. Нужно было решить следующие задачи:
1. Физически установить магнитолу, т.е. найти какую то рамку
2. Оставить работоспособным штатный экран, так как он выводил не только информацию со штатной магнитолы, а еще и часы, дату и информацию по климату.
3. Задействовать штатные кнопки на руле.
Для решения задачи 1 была куплена переходная рамка с крепежными элементами. Т.е. физически установить удалось. Правда надо отметить что рамках не очень хорошо изготовлена, кронштейны тоже не по размерам, пришлось использовать много шайб и даже подпиливать в некоторых местах. Ну и так как рамка рассчитана на установку 2din магнитолы, то оставшийся прогал пришлось занять карманом, размером как раз 1din.
Для адаптации штатных кнопок и управления штатным экраном был куплен адаптер Connects2 CTSFO006.2. Итого, кнопки работают, экран работает, магнитола заработала. Штатная антенна кстати тоже, в комплекте с адаптером был переходник.
Надо признать, что и рамка и адаптер кнопок китайского производства и качества не самого высокого, при этом, стоит это все совершенно конских денег! Мне рамка с переходником стоили ровно как магнитола! Но и выбора нет.
И тут я хотел сделать еще одно небольшое лирическое отступление. Есть некоторые владельцы фокусов, которые не хотят устанавливать нештатное головное устройства именно из-за этих проблем, ну а еще из эстетических соображений. Для того что бы это хоть как то работало, устанавливается специальный процессор, которые получает сигнал от высоковольтных выходов штатной магнитолы, обрабатывает его, пропускает через процессор и выводит уже поправленный сигнал линейного уровня. Я скажу сразу: я не сторонник подобных решений. Функционал штатных магнитол убог по определению, звук, разумеется, тоже! Никаких несжатых форматов не поддерживается, в моем случае даже не было Bluetooth. И никакая » волшебная коробочка» не сможет «поправить» деградировавший сигнал. Я считаю, что если стоит задача построить хотя бы среднюю музыкальную систему, то надо менять ГУ. Если переходных рамок нет как класс, на ваш авто, то значит надо отделять лицевую панель от задней части магнитолы на длинном шлейфе и устанавливать их отдельно. К этому довольно часто прибегают. И делают это потому, что любые такие сложности того стоят!
Конец, лирического отступления. Вернемся к моей машине.
После установки рамки и адаптера оставалось только одно но- переходная рамка сделана из дурацкого дешевого пластика и как все это выглядело мне не нравилось. Поэтому было принято решение отдать ее в аквапринт, а заодно и детали интерьереа, которые по непойми-какой задумке дизайнеров покрасили в голубоватый цвет. Ну и какая красота получилась - хорошо видно на фото.
Фронтальная акустика.
Ну тут все банально и просто. Обшивку дверей я пока трогать не хочу. Поэтому динамики установлены на фанерные кольца в штатные места. Сами двери насмерть закатаны вибропластом, что бы создался замкнутый объем. Обшивки задемпфированы дополнительно, потому что первые же испытания показали, что они поют как незнамо кто. Что бы звук не уходил под обшивку были сделаны поролоновые кольца, которые приклеены на переходные кольца динамиков. Они создают тоннель от динамиков до решеток в обшивке двери, что не дает рассеиваться звуку.
Твитеры установлены в специально изготовленные подиумы на месте штатных твитеров. Направлены между головами водителя и пассажира. Подиумы обтянуты в алькантару с декоративной отстрочкой. Провода затянуты через штатные гофры, разъемы в которых были засверлены.
Усилители
Оба усилителя установлены под передние сиденья: Под водительским - сабвуферный моноблок, под пассажирским - фронтальный четырехканальник. Из 12 мм фанеры изготовлены основания, к которым прикручены болтами металлические «уши», которые уходят под болты крепления сидений к кузову. Таким образом, фанерное основание насмерть закреплено к кузову, а уже к нему за штатные «уши» крепления прикручены сами усилители. Под обоими сиденьями все выполнено абсолютно одинаково. Усилители сориентированы силовыми разъемами вперед, разъемами для межблочников назад. Поэтому в ногах у задних пассажиров оказались хрупкие разъемы межблочников, на которые они могли наступить и отломить. Для борьбы с этим пагубным явлением были изготовлены и обтянуты черным карпетом специальные фальшпанели, которые накрывают полностью тыловые части обоих усилителей, и заодно предотвращают вообще любое воздействие на корпус усилителя, принимая все на себя.
Отдельно хотел написать про провода. Межблочные кабели были изготовлены на заказ по моим замерам. И это еще одно огромное преимущество установки усилителей под сиденье - короткие межблочные кабели! Всего полтора метра. И на звуке это сказалось очень и очень заметно. Так что я теперь всем рекомендую при установке делать кастомные кабели, максимально их укорачивая.
Вопрос с усилителями решен. Двигаемся дальше.
Сабвуфер
Тут все совсем просто, изготовлен ящик правильной формы, объемом около 9,5 литров и обтянут черным карпетом. Фанера была взята 20мм. Швы дополнительно обработаны герметиком. Динамик накрыт штатным грилем Polk Audio. Провод довольно длинный, сделано это для того, что бы была возможность перемещать саб по багажнику и даже по салону, когда задний ряд сложен. Для меня это важные моменты, потому что я заядлый автопутешественник, люблю ездить на авто на дальние расстояния. Даже во французские Альпы ездил на этой машине. При этом, с собой очень много вещей. И велосипед. А на обратном пути было 2 велосипеда.
Еще нюанс. Шумоизоляция сделана только в передних дверях. Ну и немного поборолся с резонансами в салоне, кое что пришлось проклеить. Шумоизолировать весь авто я не хочу, потому что вред который приносит шумоизоляция, не сопоставим с пользой. Под пользой я понимаю уменьшение шума в салоне, оно не такое сильное, как хотелось бы. Иногда не различимое. Под вредом я понимаю вес! Да, самый большой вред для автомобиля это его масса. Музыка и так добавила килограмм 25-30, если проклеить весь пол, задние двери и вообще весь салон, добавится еще килограмм 50-60. Я считаю что это слишком много. А эффекта слишком мало, что бы за него платить весом. Почему вес такое зло, я буду объяснять отдельно.
Настройка
Вот это очень волнительный момент. Я настройкой занимался месяца два. Мне все не нравилось. То сцена не симметричная, то звук не нравится. То бас уполз влево. То появлялась фазовая каша. В общем мучился я долго. В итоге удалось подобрать оптимальную частоты среза, настроить симметричную сцену. Правильно настроить саб.
Еще хотелось бы в эту бочку меда, все-таки добавить ложечку дегтя. При всей своей исключительности магнитола имеет 3 недостатка с которыми мне пришлось мириться:
1. Нет на лицевой панели кнопки Pause или Mute. Вообще! Но есть на пульте.
2. Читает флешки форматированные только в файловой системе FAT16 или FAT32. И это проблема! Потому что в Windows невозможно отформатировать раздел размером больше чем 32ГБ в FAT32. Нужно искать специальный софт. Я это победил тем, что форматировал флешки в MacOS.
3. Больше всего меня достающий момент, это порядок расположения папок на носителях. Он их располагает в порядке физической записи, а не по алфавиту. Т.е. в каком порядке запишете файлы или папки в таком и покажет. Соответственно в некоторых альбомах у меня песни идут не по порядку. С этим тоже отдельно пришлось бороться.
Что в итоге получилось?
В итоге удалось уложиться во все постулаты. Функциональность очень богатая, можно подключить что угодно и как угодно. Громкая связь работает на отлично, меня превосходно слышно, сидя за рулем я просто не напрягаюсь : веду машину и разговариваю. Основная коллекция музыки на SD карте (64ГБ), а недавно я прикупил еще и флешку на 128ГБ. Это на самом деле очень много. Вот поверхностный подсчет, максимальный размер Audio CD это 700МБ. На карту 64 ГБ влазит 91 AudioCD! И это в формате WAV, т.е. без потери качества. Никакого mp3! Но дело в том что диски редко забиты под завязку, поэтому на мою карту поместилось около 150 альбомов! Соответственно, на флешку влезет еще 300! Это очень существенная коллекция музыки, которая у вас всегда с собой. Я вообще считаю, что в такой агрессивной среде, как автомобиль, оптические приводы это зло!
Эстетически все получилось просто отлично. Именно такой результат меня более чем устраивает. Даже больше, чем штатный дизайн. Усилители стоят очень удачно, я про них и не вспоминаю. Испытания показали что им там живется комфортно, летом в жару они не перегревались, зимой тоже проблем не было. Сабвуфер очень компактный, я уже дважды съездил в Европу, мне ничего не мешало.
Что касается звука.
Сцена получилась симметричная, точно по центре торпеды. Неожиданно высокая, фактически - на уровне глаз. К краям, конечно, немного опускается вниз.
После долгих мучений фазовую кашу мне удалось победить, я подобрал такие частоты среза для твитеров и мидбаса и так настроил временную коррекцию, что детализация даже в самых сложных моментах не пропадает и не скатывается в неразборчивое нечто.
Мидбас играет на отлично, достаточно высоко поднимается в середину, при этом дает отличную микродинамику баса и уверенный мощный панч. Даже когда мой любимый барабанщик Дэйв Ломбардо выдает дробь бочками в темпе 200 ударов в минуту, я отчетливо слышу каждый удар отдельно, а не просто бубнящую кашу из баса, от которой голова болит.
С твитерами же опасения не подтвердились. Они прекрасно все отыгрывают. Верхняя середина не раздражает ухо, верх очень детализирован и прозрачен. Я ожидал гораздо более жесткого звучания, чем получилось по факту. Нет, конечно, некоторая жесткость звука есть, но она очень уместна. Подчеркивает характер тяжелой музыки, но при этом он не утомляет, я иногда провожу довольно много времени в машине, и мне не хочется сделать тише. Звук получился очень комфортным, детализированным и в меру жестким.
Сабвуфер тоже порадовал, благодаря настройке временных задержек и правильной частоте среза, бас оказался четко спереди и посередине. Бас плотный, быстрый и четкий. Прекрасно помогает мидбасам справляться с безумными ударными партиями Дэйва. Но и на электронных треках не пасует, удар каждой бочки четкий и понятный, не проглатывается, без запаздываний, как часто бывает, особенно у фазоинверторов.
Замеров я никаких не делал, все настраивал на слух. Меня конечно немного гложет любопытство посмотреть на графики, но с другой стороны, самое главное, что меня это устраивает в ежедневном использовании, и цифры фактически ничего не изменят. Поэтому я пока не очень спешу, тем более что это стоит денег.
Немного о деньгах. Вспоминая постулат 6, скажу что я потратил около 120 тысяч рублей на все. Но так как я делал почти все сам, то почти все эти деньги ушли в оборудование. Я считаю что эта сумма вполне разумна, так как эту систему я слушаю каждый день, когда еду на работу и с работы. Да и выходные без поездок не обходятся, это то, чем я пользуюсь каждый день. Поэтому каждый рубль вложенный в эту систему оправдан на 100%.
В заключении хочу сказать что я полностью доволен результатом. Я добился всех поставленных целей. Получил кайф как от процесса (всего я угробил около 10 дней на все работы), так и продолжаю получать кайф от результата. А ведь именно ради этого все и затевалось!!
Оригинальный пост
здесь