В одном из наших
недавних сообщений мы начали обзор фотосравнений по снимкам Прокудина-Горского, сделанным в Ярославле в 1910 и 1911 гг.
Вторая часть была посвящена ансамблю Коровников.
Третья серия снимков, сохранившихся также в цветном варианте, относится к Толчковской слободе, одному из самых отдаленных районов средневекового Ярославля (который по своей площади был среди крупнейших городов Европы).
Эта слобода возникла на рубеже XV-XVI веков на правом берегу Которосли и была самой большой из закоторсльных слобод, растянувшись по берегу реки на целых полутора километра.
В XVII веке слобода необычайно разбогатела благодаря своему основному промыслу - выделке дорогих кож. От этого занятия жителей пошло и название Толчково - для кожевенного дела нужна была дубильная краска, получаемая толчением древесной коры.
По традициям того времени толчковцы, соревнуясь в богатстве с другими приходами города, воздвигли в 1671-1687 гг. на свои деньги великолепный каменный храм Иоанна Предтечи. Он стал наивысший точкой в развитии ярославской школы церковного зодчества! 45-метровая колокольня была построена позже, в 1690 г.
Церковь Иоанна Предтечи на Толчкове в 1910 и 2011 гг.:
Посмотреть в высоком разрешенииОдин из уникальнейших храмов России, "бриллиант" Ярославской архитектуры, имеющий статус Всемирного наследия ЮНЕСКО наряду со всем историческим центром Ярославля, в наши оказался на отшибе, в труднодоступном для туристов месте, в окружении промзоны.
Кажется, огромные усилия по реставрации городского центра к 1000-летнему юбилею обошли этот памятник стороной и его внешний вид производит впечатления начинающегося разрушения.
Тем не менее, храм-музей открыт для посетителей. Их привлекают сюда уникальные фрески, по числу сюжетов которых эта церковь стоит на первом месте во всей России! Роспись велась в 1694-1695 гг. артелью ярославских живописцев во главе с Дмитрием Плехановым и Фёдором Игнатьевым.
Заглянем и мы в храм.
Вход в церковь Иоанна Предтечи из галереи (паперти) в 1911 и 2011 гг.:
Посмотреть в высоком разрешении Фреска на левой стене в церкви Иоанна Предтечи в 1911 и 2011 гг.:
Посмотреть в высоком разрешенииПожалуй, это одно из наиболее интересных фотосравнений. Редко, когда между снимками с разницей в 100 лет бывает такое сходство!
Но сравнение фрагментов показывает всё же существенные различия:
Посмотреть в высоком разрешении Колонка в церкви Иоанна Предтечи в 1911 и 2011 гг.:
Посмотреть в высоком разрешенииС ракурсом (точнее расстоянием) в очредной раз промашка.
До постройки каменной церкви Иоанна Предтечи все храмы в Толчковской слободе были деревянными, они часто горели, и тогда прихожане оставались без храма. В пожаре 1659 г. сгорела Предтеченская церковь, и часть толчковцев, оставшихся вообще без храма, не стала дожидаться возобновления этой церкви, выделилась из прихода и устроила на месте, где еще недавно был лес, новый храм. Этот храм, посвященный Николаю Чудотворцу, позже получил уточнение - «на пенье». Эта
часть слободы называлась в быту Выползовой слободой (сегодня забылось и «отщепенство», и это прозвище) (
отсюда).
Со временем к церкви Николы Пенского прибавилась построенная в 1682-87 гг. церковь Федоровской иконы Божьей Матери (летняя), которая с 1987 г. и до освящения нового Успенского собора (2010) выполняла функции кафедрального собора Ярославско-Ростовской митрополии (ныне епархии).
Церковь Федоровской Божьей Матери (летняя) в Ярославле в 1911 и 2011 гг. :
Посмотреть в высоком разрешении Как видим, никогда не закрывавшийся храм почти не изменился, только прудик перед ним давно исчез.
Вход в летнюю церковь Федоровской Божией Матери в 1911 и 2011 гг.:
Посмотреть в высоком разрешенииКажется, здесь мне удалось довольно точно попасть в ракурс.
Церковь Николы Пенского (зимняя) в 1911 и 2011 гг.:
Посмотреть в высоком разрешенииПо направлению съемки всё заросло, да и с кадрированием опять немного ошибся. Есть ещё и такой вариант:
Для сравнение пара со снимком Антона Моисеева, сделанным в апреле 2009 г.:
Вход в зимнюю церковь [Николы Пенского]. Ярославль в 1911 и 2011 гг.:
Посмотреть в высоком разрешенииС момента съемок Прокудина-Горского построен забор, поэтому теперь приходится выбирать между точностью ракурса и информативностью сравнения.
Вид внутри современной ограды:
Посмотреть в высоком разрешении Иконостас в зимней церкви Федоровской Божией Матери 1911 и 2011 гг.:
Посмотреть в высоком разрешении Когда я сделал это фотосравнение, то сначала подумал - наверное, ошибся, это два разных иконостаса!
Но при внимательном изучении оказалось, что всё же тот самый. Очень странно, что он так сильно изменился, если учесть, что храм никогда не закрывался.
С ракурсом как всегда не идеально, но когда делаешь снимок буквально на бегу, имея всего 3 секунды для прицела, и то неплохо :-)
Фреска в [летней] церкви Федоровской Божией Матери в 1911 и 2011 гг.:
Посмотреть в высоком разрешенииВидно, как сильно переписана фреска.
Как говорится, найдите 10 отличий:
На этом наши сравнения по Ярославлю пока заканчиваются. Я не теряю надежды, что однажды мы найдём пропавшие негативы видовых снимков и тогда можно будет все прокудинские фотографии этого изумительного города сравнить в цвете с современностью.
Полную базу работ народного фотопроекта «По следам Прокудина-Горского: 100 лет спустя» можно посмотреть
здесь.