Две сестры

Sep 18, 2011 20:38






Две сестры, две актрисы и такие разные судьбы...Екатерина Николаевна Рощина-Инсарова и Вера Николаевна Пашенная родились в семье знаменитого провинциального артиста Н.П. Пашенного (сценическая фамилия Рощин-Инсаров) и актрисы-любительницы Е.Н. Пашенной. Родители девочек прожили недолго: бесконечные измены мужа заставили Евгению Николаевну решиться на развод. А в скором времени Николай Петрович будет убит одним из ревнивых обманутых мужей.

Когда Кате исполнилось всего 14 лет, состоялся ее дебют на сцене. Она была аристократично-красива, изящна и очень талантлива. Вскоре примеру старшей сестры последует младшая, Верочка, тоже талантливая, но абсолютно лишенная шарма. Катя посмеивалась над Верочкой, даже запретила ей выступать под фамилией Рощина-Инсарова, Верочка дебютировала как Пашенная. Сестрам случалось играть одни и те же роли, но представляли своих героинь они совершенно по-разному. Летящая по жизни Катенька успела поиграть на сцене Малого театра, Императорского Александринского, в провинции, пожить в Италии, безумно влюбиться в одного антрепренера, настрадаться от несчастной любви, выйти замуж за графа С. А. Игнатьева. Жизнь Верочки проходила скучнее - никаких головокружительных романов и безумных поклонников не было.




Революцию аристократичная Екатерина, в отличие от сестры, не приняла. Однажды произошел неприятнейший случай: шел первый акт спектакля по пьесе А.Н. Островского «Гроза», в то время, когда актриса читала монолог своей тезки, на сцену вылезла какая-то девица с семечками в руке и нагло рассмеялась. С трудом доиграв акт, актриса устроила скандал, на что один из рабочих ей сделал замечание: «Катерина Николаевна, теперича кричать нельзя, теперича мы все равны». Актриса возмутилась, поставив на место этого умника: «Что? Ты со мной равен?!». И, кинув в него тяжелый, шитый золотом головной убор, крикнула: «Играй сам, мерзавец, второй акт, если ты со мной равен, пусть на тебя посмотрят!!!».
В 1918 году Екатерина Николаевна с мужем уехали во Францию, где и обосновались. С сестрой она некоторое время переписывалась, но затем Вера Николаевна Пашенная ( под чьим-то нажимом или в результате личных обид и комплексов???) прокляла сестру, назвав ее "иудой, предавшей русский театр".

С мужем Екатерина Николаевна вскоре рассталась, сама воспитывала сына, а тот, повзрослев, редко навещал мать.Екатерина Николаевна продолжала оставаться горячей патриоткой. Однажды она остановила такси. Но вдруг откуда ни возьмись вынырнул француз и на ее слова «Мсье, это я остановила машину» произнес: «Скоро у нас житья не будет от этих иностранцев». И тут Рощина-Инсарова с достоинством произнесла: «Ах ты грязная свинья! Шляпу долой передо мной, русской! Не расхаживать тебе с твоей дамой по бульварам, если бы не мы, русские...», после чего гордо села в машину и уехала, а оторопевший француз еще долго смотрел ей в след.

Вот что вспоминает о Е.Н. Рощиной-Инсаровой Н.Б. Соллогуб (Зайцева): "Она нуждалась. И очень рано переехала в старческий дом Cormeilles-en-Parisis. Это была очаровательная старая дама - она просто притягивала к себе. Но она была очень одинока. И угасала..." Екатерина Николаевна Рощина-Инсарова скончалась на 87-м году жизни, была похоронена на кладбище Сент-Женевьев де Буа. Мечта побывать еще раз в России так и не осуществилась...

Вера Николаевна Пашенная продолжала играть в театре, сниматься в кино, стала профессором в Щепкинском театральном училище. Умерла она в 1962 году.

старые фото, Сен-Женевьев де Буа, мемуары/письма, театр, актёры, архивы и документы, Российская империя, Рощина-Инсарова, эмиграция, Париж

Previous post Next post
Up