Медведеву, Путину и всем иже с ними на заметку (читать и слушать каждый день)

Mar 13, 2011 03:05


image Click to view





В дни Великого Поста мы многократно повторяем святого Ефрема Сирина, слова которой хорошо знаем:

Господи и Владыко живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия
и празднословия не даждь ми.
Земной поклон
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Земной поклон
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя
прегрешения и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков
Аминь.

В этой молитве перечисляются пороки, которые губительны для человеческой души. И к Богу возносится молитва, чтобы Всемилостивый Творец наш оградил нас от этих пороков или изъял их из нашей жизни. В этом перечислении своё место занимает порок «любоначалие»
«Любоначалие или властолюбие».

Власть является силой. А сила для человека желанна. Ибо опираясь именно на силу, люди достигуют поставленных целей.
Власть даёт человеку большую силу, потому что именно через власть замыслу человека подключаются усилия многих других людей. Обычные люди достигают цели, опираясь на свои собственные силы. Тот же, кто имеет власть, опирается на достижение цели на многих людей. Именно это использование силы других людей и является тем, что наиболее значительно во власти и одновременно тем, что представляет из себя большое искушение. Когда мы опираемся на самих себя, то и ответственность несём только за самих себя, но когда опираемся на других, то ответственность перед Богом несём за других. Вот почему важно, чтобы цели, которые стоят перед властными людьми, всегда были угодны Богу. Ибо если цели не угодны Богу, это означает, что через механизм власти к достижению этих богопротивных целей устремляется множество людей, и тот, кто во власти, как бы соблазняет, сбивает их с жизненного пути, губит тех, кто вместе с ним стремится к достижению опасных вредных и губительных целей.

Почему же святой Ефрем Сирин так особенно выделяет любоначалие? Именно упоминание об этом пороке вкладывает в свою проникновенную молитву. А потому что любоначалие является грехом. Власть грехом не является. Более того, в слове Божьем сказано: «Всякая власть от Бога». Это не значит, что всякая власть хороша, это не значит, что всякая власть оправдывается Богом. Но это означает, что сам институт власти Богом благословлён.
И в самом деле, уже в Раю, в первозданной семье, Адам был первым. А если взять всю историю рода человеческого, уже падшего человечества, то власть всегда играла огромную роль в организации жизни людей. Именно сам этот принцип власти благословлён Богом.

А что же Богом не благословлено, что же является грехом, что является любоначалием?
Грехом является то, что связано с ложными и опасными целями власти, а также ещё и то, что связано с переживаниями человека, имеющего власть. Если власть понимается как достижение своих собственных целей, если власть понимается как источник удовольствия и наслаждения, от одного того, что твоей воле подчиняются другие - тогда власть становится соблазном, искушением и гибелью для человека. Вот именно от такого восприятия и переживания власти и молитвой святого Ефрема Сирина мы просим Бога нас оградить.

Кто-то может сказать, ведь большинство людей не имеет власть, почему же преподобный Ефрем предлагает молиться именно этими словами? Особенно могут сказать монашествующие. Преподобный Ефрем в первую очередь эту молитву написал для тех, с кем молился, с преподобными, с монашествующими. Какая власть у монашествующего?
Какая власть у большинства людей? И многие под властью понимают власть политическую экономическую, власть сильных людей, с недоумением могут сами спросить себя: «Ну а какая же у меня власть?».

На самом деле любоначалие и властолюбие может проявляться и в обыденной жизни. Чаще всего так и бывает. Так много конфликтов и ссор происходит из-за того, что в семье супруги борятся за власть друг над другом. А нередко бывает так, что более сильный, беря верх, как бы наслаждается этой властью и делает другого (жену или мужа) несчастными, только потому, что любоначалие и властолюбие в этих микроскопических размерах, в масштабах маленькой семьи, разрушают души людей и привносят скорбь.
Но если выйти за пределы семьи. В трудовых коллективах, даже в неформальных группах людей, как часто тот, кто имеет большее влияние и больший авторитет, упивается своей возможностью влиять на других.

Всякий раз когда человек наслаждается властью, он согрешает. Потому что власть дана не для наслаждения, а для служения. И нет другой цели Богом благословлённой, стоящей перед властью, как цель служения ближним своим. И опять-таки сказанное имеет отношение не только к великим и сильным людям, но и каждому, кто имеет власть над другим. Будь-то власть слова, или власть мысли, власть убеждения, даже власть примера, - всё это может служить либо гибели, либо спасению.
Вот для того, чтобы любоначалие, властолюбие не господствовали над нами, особенно над теми, кто облачён властью, нужно помнить слова святого Ефрема, обращённые Господу: «Дух любоначалия не даждь ми». И помимо молитвы, искренней и сердечной, чтобы во исполнение властных полномочий или просто авторитет в семье или в коллективе, в обществе не превратился в любоначалие, нужно постоянно контролировать и свои мысли, и свой образ жизни, и свой образ общения с людьми.

Вот почему люди так взыскательны к тем, кто во власти. Подмечается каждое слово, иногда даже движение лица, стиль общения с другими, потому что, наверное, нет ничего более тяжелого, чем получать раны от властьимущих.

Пусть же Господь каждому, кто имеет власть, и большую, и совсем маленькую, даст мудрость и понимание того, что через власть можно обрести спасение - и через власть можно погубить душу. И чтобы всякое исполнение властных полномочий и всякое осуществление авторитета (будь-то в церкви, в обществе, в государстве) сопровождалось бы благом людей, нужно просить Господа избавить нас всякого соблазна любоначалия. Дать внутреннее смирение, созерцание своих собственных грехов, понимание своей собственной слабости, своего недостоинства перед лицом Божьим.

И тогда даже властные полномочия не станут препятствием тому, чтобы через служение ближнему душу свою спасать, как сие совершали многие и великие мужи и жены, вошедшие в лик святых угодников. И будучи причастные и к царскому служению, и к княжескому служению, к архиерейскому служению, и ко многим другим великим служениям в роде человеческом. Да поможет Господь всем нам сохранять слова святаго Ефрема Сирина в сердце своём.

Аминь.

Москва, 8 марта 2011 года.
Во вторник первой седмицы Великого поста во время посещения Покровского Ставропигиального женского монастыря в Москве.
Предстоятель Русской Церкви молился в Воскресенском соборе обители,
где были совершены утреня, часы, изобразительны и вечерня.

спасибо hitrovka  и dersay 

Совет Федерации, ССС, Президент, монастыри, Государственная Дума, Патриарх Кирилл, чиновники, Путин

Previous post Next post
Up