Глава 8. Памятник Соборной Руси.

Jul 06, 2010 01:06

Первая публикация в интернете избранных глав книги Г.Я. Мокеева "Небесный Град Святой Руси".

НАЧАЛО ЗДЕСЬ

Святителя завет исполнился великий:
Помалу собралась вкруг белого Кремля,
Как под надежный щит, вся Русская земля,
И каждый град ее свою здесь церковь
Ставил... И высилась Москва!
А. Майков
Этот символический градостроительный памятник начал складываться мало-помалу с XIV века по инициативе митрополита Петра и князя Ивана Калиты. Присоединяя территории раздробленных русских земель к Москве, московские власти стали сначала вывозить в свой стольный город местночтимые святыни: главную икону и главный городовой колокол, - чтобы в Москве они уже «в сборе» начинали свое новое бытие, символизируя единство русской земли и народа.

Так, в Ивановской колокольне к колоколам кремлевских соборов были подсоединены соборные колокола Твери, Смоленска, «вечники» Новгорода, Пскова... В иконостасе Успенского собора появились иконы Спаса из Новгорода, Покрова Божией Матери из Пскова, Благовещения из Устюга, Богоматери Одигитрии из Смоленска, Богоматери Умиление из Владимира...




Градостроительный памятник Соборной Руси. Кружками показаны слободы переселенцев из
присоединенных к Москве русских земель. Черные «горошины» - храмы - памятники присоединения.
Схема М.П. Кудрявцева.
В деле «собирания Руси» Иван Калита выработал еще один способ крепкого присоединения раздробленных русских земель к Московскому княжеству. Способ этот оказался столь эффективным, что применялся его наследниками вплоть до XVI века. Из присоединяемых удельных княжеств и стольных городов в Москву насильно выселялись «лучшие люди»: князья, бояре, ремесленники, купцы, которые в Москве образовывали особые общины. Так появились слободы и сотни Дмитровская, Ростовская, Устюжская, Хлыновская, Ржевская, Тверская, или же просто общины «сведенцев» из Переяславля-Залесского, Старицы, Ярославля, Новгорода, Пскова, Смоленска... Территория Москвы походила на лоскутное одеяло, лоскутки которого были собраны вместе из земель всей «лоскутной», раздробленной Руси.

Начиная с XIV века в Москве стали появляться также подворья - представительства крупнейших городов и монастырей Русской земли. Нередко они располагались на территориях общин сведенцев. В структуре застройки столицы, включая Кремль, таких подворий в XVII веке стало насчитываться более сотни. На каждом подворье обязательно ставился хотя бы небольшой храм или часовня, нередко каменные. Вместе с другими храмами сведенцев они наполняли Москву множеством церковных глав, медных и золотых крестов, включаясь в храмовое многоглавие столицы. Так удивительный градостроительный символ Соборной Руси входил россыпью в застройку города, его социальную, функциональную структуру, в общую градостроительную композицию, выделяя тем самым столицу из всех древнерусских городов.



Привоз новгородского колокола в Москву.
Символ Соборной Руси имел даже свой «голос». Своими колоколами он входил в соборный колокольный звон города, в многоголосый «божественный хор» Москвы, ее благовест (по-гречески - «евангелие»). Современники, особенно иностранцы, свидетельствовали, что он был грандиозен и не походил своей мощью ни на один благовест городов мира. Вот, например, что сообщил об этом А. Олеарий: «С большим удивлением и напряженным вниманием прислушивались мы, иностранцы, в первые раз бывши в Москве, к этому в высочайшей степени разнообразному говору нескольких тысяч колоколов, звон которых произвел на нас какое-то особенное, до тех пор незнакомое нам ощущение». Могучий голос тысяч московских колоколов был голосом Святой Руси в ее священной столице.

Геннадий Мокеев

Previous post Next post
Up