Ц. Ильи Пророка и Благовещения на Воронцовом Поле в Москве (III)

Jul 04, 2010 20:46



Рис.67.18. «Ц. Ильи Пророка на Воронцовском поле в 1841 г.» [Найденов т.IV, № LIII]

Ветхая трапезная была разобрана, а на ее месте соорудили новую в модном для того времени стиле ампир [Бураков, с.204-206]. Ее вид представлен на чертеже из альбома Найденова, изображающем храм в 1841 году, а также на фотографии 1875 года. Северный фасад трапезной украшен четырехколонным портиком с пилястрами, а крышу венчает громадный полусферический купол, равный по высоте центральной главе пятиглавого храма 1702 г. В целом объем новой трапезной почти в два раза превосходит объем самого храма, а древний шатровый придел 1653 г. и вообще теряется на фоне последних.



Рис.67.19. «Ц. Ильи Пророка на Воронцовском поле (вид, снятый с колокольни ц. Грузинской Божией Матери) в 1875 г.» [Найденов, т.IV, № XXIX]




Рис.67.20. «Колокольня ц. Ильи Пророка на Воронцовском поле (вид из Введенского пер.) в 1875 г.» [Найденов, т.IV, № XXX] (слева) и в 1881 г. [Найденов, Ч. III, N 54А] (справа).

Строительство велось под наблюдением архитектора Козловского, и новая обширная трапезная храма с двумя приделами была освящена Святителем Московским Филаретом (Дроздовым). Из старого шатрового придела в новую трапезную были перенесены престолы во имя Илии пророка и св. влмч. Параскевы Пятницы» [сайт храма].

Вскоре в храм был назначен новый настоятель ученик Святителя Филарета - свящ. Димитрий Языков, который прослужил в храме более 55-ти лет.

Перестройка храма, затеянная братьями Усачевыми, так и не была завершена. Один из братьев умер, а второй переехал на жительство в другой приход [сайт храма].

В 1849-1854 гг. число дворов Воронцовской слободы сократилось вдвое. Из них церквам и причту принадлежало 11, знати (князю Багратиону и княгине Бибарсовой) - 2, чиновникам - 2, купцам - 12, и один двор - учреждению «Практической академии коммерческих наук». При 18 дворах были сады, большая часть обширные. Каменных зданий во всех дворах было 23, в том числе 2 церкви, деревянных зданий - 72; в 17 дворах не было ни одного каменного здания. Больщинство зданий стояло во дворах, на улицу выходило только 30 домов...» [Сытин, вып2, гл53].

В 1854 году усадьбу Усачевых приобретает крупный текстильный фабрикант Герасим И. Хлудов, который становится старостой храма. Его усердием были проведены огромные работы по реставрации и благоустройству [http://moscowwalks.ru; сайт храма]. После 1862 г. были разобраны обе абсиды шатрового храма 1653 г. [Паламарчук II, с388].



Рис.67.21. Ц. Ильи Пророка и Благовещения с трапезной, фото 1882 г., вид с севера [Найденов Ч. III, N 54]

В 1876-1878 гг. архитектором Павлом Петровичем Зыковым произведена переделка храма. Колокольня 1745 г. получила новый верх и обработку в русском стиле, так же была переоформлена и трапезная 1840 г. В 1878 г. главный иконостас 1702 г. заменен новым и частью переложен главный; алтарь. В храме сохранялись некоторые старые образа и ампирная обстановка приделов [Паламарчук II,с388]. Паперть и дорожка к ней была выстелена гагаринскими чугунными плитами [Бураков, с.204-206].

Облик храма после перестройки предстает на фотографиях Найденова 1881 года, а также 1884 года. Ампирный купол трапезной был снят, место треугольного фронтона заняли три вытянутых килевидных закомары, украшенные изображениями Христа и предстоящих ему святых. Пилястры и наличники окон трапезной получили новое пышное оформление в псевдорусском стиле, а карниз трапезной оформлен ширинками с пиками, повторяющими убранство основного объема храма и шатрового придела. Колокольня получила дополнительный, второй ярус звона, завершающийся высоким шатром со слухами, и также была оформлена в псевдорусском стиле.



Рис.67.22. Вид ц. Ильи Пророка с юго-востока [сайт храма]



Рис.67.23. Общий вид на возвышенность правого берега Яузы с церквями Ильи Пророка (справа) и Грузинской Богоматери (слева) на Воронцовом поле, снятый с колокольни ц. Симеона Столпника за Яузой ("Второй вид из-за Яузы"), фото 1884 г. [Найдёнов, Ч.V №21]

После кончины настоятеля храма протоиерея Димитрия Языкова в 1908 году новым настоятелем был назначен очень уважаемый в Москве протоиерей Иоанн Мансветов. [сайт храма].
В 1914 году число дворов на улице сократилось до 18. Кроме трех дворов церковных и трех домов учреждений (Практической академии, Городской управы и Евангелической больницы) остальные принадлежали купцам [Сытин, вып2, гл53].

Храм был закрыт 6 ноября 1929 года [сайт храма] (по Александровскому - в 1928 г. [Паламарчук II с388], по Буракову - в 1918 г. [Бураков с.204-206]). Затем в его помещениях разместили Государственный музей искусств народов Востока. В 1930-1931 гг. уничтожены купола обоих храмов, колокольня разобрана в 1935 г. [Паламарчук II с388] (по Буракову - в 1932 г.).



Рис.67.24. Здание ц. Ильи Пророка и Благовещения, фото 2009 г., вид с севера.




Рис.67.25. Древнейшая часть ц. Ильи Пророка и Благовещения, фото 1882 г., вид с севера [Найденов Ч. III, N 54] и современное состояние, фото 2009 г.



Рис.67.26. Вид древнейшей части ц. Ильи Пророка и трапезной с северо-запада, фото 2009 г.



Рис.67.27. Здание трапезной ц. Ильи Пророка и Благовещения, фото 2009 г., вид с юго-запада.

В 1965 г. на месте алтарей основного храма построено складское здание. Ныне на месте колокольни - столбы, означающие вход на территорию музея. Внутри сделаны междуэтажные перекрытия, все перестроено для экспозиционных залов и запасника. Не одно десятилетие шли толки о переводе музея на Суворовский бульвар, но так ничего реально для этого долгое время и не было предпринято. Церковная ограда сохранилась почти полностью. Здание стоит на государственной охране под № 524, но искажено настолько сильно, что подавляющее большинство посетителей музея даже не догадывались о его прежнем назначении. К 1990 г. музей переехал, а в храме остались его мастерские [Паламарчук II с388].

На склоне к Яузе в западной части до нашего времени сохранился парк, в восточной к концу XIX века появились фабрики. В советское время на углах Бульварного и Садового колец были выстроены многоэтажные дома. По планам 1935 года предполагалось спрямить её трассу, поэтому дома предвоенной постройки стоят далеко от проезжей части, а сама улица в целом сохраняет свой патриархальный, двухэтажный облик. С 1935 по 1994 год Воронцово поле было переименовано в улицу Обухова, в память о большевике, докторе В.А. Обухове, заведовавшим здравоохранением в Москве [http://www.yourmoscow.ru].

На фотографии местности близ Воронцова поля с высоты птичьего полета хорошо видно, что даже сегодня большая часть территории бывшего поля остается незастроенной.



Рис.67.28. Современный вид Воронцова поля с высоты птичьего полета. Красным крестом отмечен храм Ильи Пророка на Воронцовом Поле [снимок Google Earth].

22 сентября 1992 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия была возобновлена и зарегистрирована Приходская община храма Св. пророка Божия Илии. 12 декабря того же года был назначен первый после десятилетий разорения настоятель храма - священник Владимир Куликов, которому, однако, не суждено было возобновить богослужение в храме. После многочисленных хлопот по возращению храма он тяжело заболел и скончался 27 декабря 1997г. 14 апреля 1998г. Указом Святейшего Патриарха был назначен новый настоятель храма - священник Александр Тихонов.

В Фомино Воскресение 1998г. состоялся во дворе храма первый молебен, которые стали совершаться регулярно, каждую неделю. В мае 2000г. прихожанами храма были заняты два исторических церковных дома, находящихся рядом с храмом на его исторической территории. В одном из домов по благословению Святейшего Патриарха был устроен и освящен домовый храм для возобновления литургической жизни Прихода, с тех пор богослужения совершается регулярно, каждую неделю, по расписанию» [сайт храма].

В 2004 году Арбитражный суд Москвы отказал прихожанам церкви Ильи Пророка в их иске о возвращении здания церкви. Музей Востока, в то же время, рад бы выехать: здание для него неудобно и тесно, но другого помещения музею никто не предлагает» [http://moscowwalks.ru]

Архитектура

Древнейшая часть Ильинской церкви на Воронцовом поле представляет из себя вытянутый с севера на юг четверик с лотковым сводом, над четырехскатной кровлей которого некогда возвышались два миниатюрных декоративных шатрика, об облике которых мы можем судить по фотографиям 1880-х годов, а также по чертехам XIX в.

Восьмерики шатров были украшены ширинками, опирающимися на карниз с миниатюрными стрелами (по две на каждой грани) и отдаленно напоминающими редуцированный вариант стрел на восьмериках шатров ц. Рождества в Путинках, надвратной шатровой ц. Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом и боковых столпов собора Василия Блаженного. Венчающий карниз с сухариками, появившимися, вероятно, при переделоке храма в 1876-78 гг., поддерживает декоративные кокошники, оформляющие грани шатриков, завершенных маленькими луковичными главками. На акварели 1812 г. шатры изображены выкрашенными в красный цвет, с выступающими белыми ребрами. На чертежах первой половины XIX грани шатров изображены уже плоскими, а на фотографиях 1880-х годов, помимо сухариков карниза, также хорошо заметны ребра граней шатров, раскрашенных в ромб наподобие шатра ц. Вознесения в Коломенском. Можно предположить, что шатры были покрыты железом при реставрации храма после пожара 1812 г., а затем вновь раскрыты при перестройке трапезной в псевдорусском стиле в 1876-78 гг. Выполняющее чисто декоративную функцию шатровое завершение Ильинской церкви ближе всего стоит к шатрам московской ц. Космы и Дамиана в Старых Панех 1640 г., а также к декоративным шатрам ряда других храмов середины XVII в. (ц. Св. Духа в Рязани 1642 г., Введенской ц. Спас-Воротынского монастыря 1640-50 гг и надвратной ц. Ферапонтова монастыря 1649 г.).

Для освещения внутреннего пространства храма в северной (и, вероятно, в южной) стене четверика были устроены два ряда окон. Согласно чертежам XIX в., двум окнам верхнего ряда вторили окно и дверной проем нижнего ряда, которые были заложены при перестройке 1876-78 гг., а вместо них на центральной оси четверика устроен новый портал с шатровым крыльцом в псевдорусском стиле. Аналогичное крыльцо было сооружено и у южного портала пятиглавого храма Гагариных (ныне оба крыльца утрачены).

Углы четверика Ильинского храма оформлены лопатками, перерезанными двумя рядами карниза на уровне нижней и верхней части окон второго яруса. Как видно из чертежей храма XIX в., нижний ряд карниза на лопатках является остатком раскрепованного венчающего карниза абсид и трапезной до ее перестройки в 1840 г.

На северной стене храма - два яруса окон со сложными наличниками, украшенными полуколонками с капителями и сандриками в виде кокошников, врезающихся в широкий фриз с раскрепловкой по угловым пилястрам, составленный из ряда прямоугольных ширинок с пиками. Декоративный пояс ширинок с пиками довольно характерен для церковного зодчества середины XVII в. и встречается в ц. Одигитрии Иоанно-Предтеченского монастыря в Вязьме (1635 г.), ц. Воскресения на Дебре в Костроме (1630-1645 гг.), Успенском приделе ц. Космы и Дамиана в Старых панех в Москве (1640 г.), Неопалимовском приделе ц. Рождества Богородицы в Путинках (1649-52 гг.), колокольне Троицкого монастыря в Муроме (1652 г.), Знаменской теплой ц. на Дебре в Костроме (2-я пол. XVII в.), Благовещенском соборе Благовещенского монастыря в Муроме (декор 1664 г.), ц. Благовещения в Тайнинском (1675 г.), ц. Преображения за Волгой в Костроме (1685-88 г.). Аналогичным поясом ширинок с пиками, дополненным бегунцом, а также характерными для русского барокко сдвоенными полуколонками украшены стены трапезной, оформленной в псевдорусском стиле при перестройке Ильинского храма П.П. Зыковым в 1876-78 гг.

Верхный профилированный ярус карниза поддерживает ряд ложных полуциркульных кокошников сложного профиля (четыре кокошника - на северной стене и один - на выступающей за трапезную части западной стены), наложенных на плоскость стены. На фотографии Найденова 1881 г. внешний контур кокошников сверху заострен, однако сегодня от этих заострений остались лишь следы на венчающем карнизе.

Утраченные ныне двухчастные абсиды храма с широкими окнами в длину равнялись расстоянию между угловыми лопатками четверика, а в высоту доходили до основания окон второго яруса четверика. Северная абсида была чуть короче южной.
Интерьеры храма в настоящее время для осмотра не доступны.

Размеры и пропорции, по чертежам и планам




Литература

1. Тихомиров М.Н. Труды по истории Москвы. - М.: Языки славянской культуры, 2003.

2. Кучкин В.А. Вельяминовы на службе у московских князей в XIV - начале XV вв. Режим доступа: http://aksakoff.ru/2010/02/veliaminovi/. См. также: Вторая международная научная конференция «Верховная власть, элита и общество в России XIV - первой половины XIX века.Российская монархия в контексте европейских и азиатских монархий и империй.», 24-26 июня 2009 года, тезисы докладов. Режим доступа: http://www.kreml.ru/ru/main/science/conferences/2009/power/thesis/Kuchkin/

3. Семеоновская летопись / Полное собрание русских летописей, т.XVIII. - СПб., Типография М.А. Александрова, 1913, с.115

4. Юшко А. Древние села Подмосковья. - 2007. Режим доступа: http://his.1september.ru/articlef.php?ID=200700305; Всё Подмосковье. Географический словарь Московской области. М., 1967 г .

5. Паламарчук П.Г. Сорок сороков, в 4-х томах. - М.: АО «Книга и бизнес», АО «Кром», 1994.

6. Бураков Ю.Н. Под сенью монастырей московских. М.: Московский рабочий, 1991.

7. Голубцов И.А. Старинная топография и урочища Москвы до 1389 г. / История Москвы, т. 1. Приложение. М., 1952.

8. Программный продукт Google Планета Земля 5. Режим доступа: http://earth.google.com/intl/ru/

9. Интернет-сайт храма Ильи Пророка на Воронцовом поле: http://www.iliya-hram.ru/history.html.

10. Фехнер М.В. Москва и ближайшие окрестности в XV и начале XVI века // Mатериалы и исследования по археологии СССР, №12, М.-Л., 1949, стр. 106-124. Режим доступа: http://www.russiancity.ru/books/b38.htm.

11. Забелин И.Е. История города Москвы, ч. 2. М., 1905.

12. Сытин П.В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959.

13. История московских районов: энциклопедия / под ред. К.А. Аверьянова. - М.: Астрель. АСТ, 2005, с.103

14. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. Подготовлено к печати Л.В.Черепниным. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1950. Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DG/dmi_1g.htm и http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DG/dmi_2g.htm

15. Кондратьев. И.К. Седая старина Москвы. - М.: Цитадель, 1997.

16. Лѣтопись по Воскресенскому списку / Полное собраніе русскcкихъ лѣтописей, т.VIII. - СПб.: Типографія Э.Праца, 1859, с.182.

17. Лѣтописный сборникъ, именуемый Патріаршею или Никоновскою лѣтописью / Полное собраніе русскcкихъ лѣтописей, т.XII. - СПб.: Типографія И.Н. Скороходова, 1901, с.168

18. Татищев В.Н. История Российская, ч.4, гл. 57

19. Лѣтописный сборникъ, именуемый Патріаршею или Никоновскою лѣтописью / ПСРЛ, т.XIII. - СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1904, с.152-154;

20. Пискаревский летописец / ПСРЛ, т.XXXIV. - М., 1978, с.182-183

21. Александровский М. Указатель московских церквей. - М, 1996.

22. Ляпишев Г.В. Москва 1812 года на рисунках Х.В. Фабер дю Фора // Московский журнал, 9 (2009),с. 29.

23. Интернет-сайт: http://moscowwalks.ru/2009/01/29/tserkov-iliy-proroka/

24. Найденов Н.А. Москва. Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений. т.IV - М., 1886, № XXIX.

25. Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. III, Отд. 1: Часть Земляного города по левую сторону реки Москвы. М., 1882, N 54А

26. Интернет-сайт: http://www.yourmoscow.ru/city/street/voronsovo_pole

Дополнительная литература

27. Найденов Н. Храм св. пророка Илии, что на Воронцовском поле. М., 1903, 28 с., 13 л. ил.

28. Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. М., 1989. С. 266.

29. Материалы для истории храма Илии Пророка, что на Воронцовом поле... М., 1878.

30. Языков Д.М. Храм св. славнаго Пророка Илии, что на Воронцовом поле в Москве. М., 1879.

31. Воронцовский М. Храм Пророка Илии на Воронцовом поле // Известия Императорской археологической комиссии. СПб., 1907. Вып.21. Прибавление. С. 23-27.

32. Проект наружной облицовки церкви св. Ильи на Воронцовом поле в Москве и наружной облицовки и надстройки верхнего яруса колокольни при ней. Существующий и проектируемый фасады церкви, существующий и проектируемый фасады колокольни, разрез колокольни, план церкви, поярусный план колокольни. Архитектор Зыков. Подл. тушь, акв. бум. 32х120, 32х60. 9 января 1876г. ЦГИА СССР. ф.1293. оп.167. д.160. 2л. (Каталог «История архитектуры и градостроительства Москвы, С-Петербурга и их пригородов». РГАНТД http://rgantd.ru/grad/index.html)
Previous post Next post
Up