Правительство Москвы в течение нескольких лет ведет работу с Министерством культуры, настаивая на том, чтобы последний инициировал снятие с усадьбы Салтыкова на Бронной охранного статуса. Так, в январе 2014 года Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Марат Хуснуллин просит Министра культуры Владимира Мединского поручить Министерству культуры организовать государственную историко-культурную экспертизу по выведению усадьбы из реестра объектов культурного наследия.
Эта кропотливая работа наконец увенчивается успехом, и в конце 2015 года Министерство культуры вносит в Правительство Российской Федерации проект распоряжения о снятии с усадьбы охранного статуса. 3 февраля 2016 года аппарат Правительства России возвращает документы в Минкульт на том основании, что усадьба признана объектом культурного наследия Федерального значения и процесс снятия памятников с госохраны установлен соответствующими законами.
Впрочем, 3 марта 2016 года на свет появляется исключительно любопытный документ. Если до этого лица, участвующие в спецоперации по снятию с усадьбы Салтыкова на Бронной охранного статуса, старались сохранять хотя бы видимость приличий и следования законам, то начиная с этого момента их деятельность полностью покинула пределы законодательства Российской Федерации.
3 марта 2016 года появляется письмо Заместителя Министра культуры Мэру Москвы Сергею Собянину. Это письмо гласит:
«В соответствии с актом государственной историко-культурной экспертизы, а также письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 03.02.2016 № П44-4943 Министерством культуры Российской Федерации подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации об исключении из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объекта культурного наследия (ансамбль) «Усадьба («Дом Салтыкова на Бронной»)», XVIII-XIX вв. (г. Москва, Тверской бульв., 27/1/20, Сытинский пер., 1, Бронная Большая ул., 20) , за исключением входящего в его состав объекта культурного наследия федерального значения (памятник) «Главный дом», XVIII-XIX (г. Москва, Тверской бульв., д. 27/1/20, стр. 1). На основании изложенного прошу Вас, уважаемый Сергей Семенович, в возможно короткие сроки согласовать (завизировать) данный проект распоряжения Правительства Российской Федерации.»
К письму прикладывается проект распоряжения, который предлагается завизировать, и письмо аппарата Правительства РФ от 03.02.2016. Государственная историко-культурная экспертиза среди приложений отсутствует.
В этом документе прекрасно все.
Во-первых, Мэр города не уполномочен согласовывать или визировать проекты распоряжения Правительства Российской Федерации, в том числе касающиеся объектов культурного наследия. Таким образом, этим письмом Заместитель Министра культуры прямо предлагает Мэру Москвы совершить действие, выходящее за пределы его полномочий.
Во-вторых, в обращении утверждается, что проект распоряжения о снятии федерального памятника с охраны разработан якобы на основании письма аппарата правительства России. В действительности это письмо не содержит никаких требований о разработке подобного распоряжения. Напротив, этим письмом аппарат Правительства возвращает проект распоряжения Министерству культуры.
В-третьих и в самых главных: действующее законодательство в принципе не допускает совершение действий, описанных в этом распоряжении. Ни правительство Российской Федерации, ни какой бы то ни было другой орган власти Российской Федерации не уполномочен исключить из государственного реестра часть объекта культурного наследия. Объект культурного наследия может быть либо исключен из реестра объектов культурного наследия полностью, либо сохранен в нем - опять же полностью.
К слову, письмо Министерства культуры Мэру города подписано Заместителем министра культуры Григорием Пирумовым. Через несколько дней после подписания этого письма Пирумов был арестован по делу о хищении государственных средств.
Пока Пирумов сидел в тюрьме, рассмотрение его письма в Правительстве Москвы шло своим чередом. Причем количество связанных с ним удивительных фактов нарастало.
Так, руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов рассмотрел проект распоряжения Правительства Российской Федерации о частичном снятии памятника с охраны, вместе с государственной историко-культурной экспертизой, которая это действие обосновывала. Он не нашел в этих документах ничего противозаконного и заключил, что Мэру города целесообразно согласовать данный проект.
Стоит отметить тот факт, что руководитель Департамента культурного наследия обязан знать, что любая государственная историко-культурная экспертиза, прежде чем ее можно будет использовать для любых юридических действий, должна быть выложена в интернет и пройти публичное обсуждение. Экспертиза по снятию охранного статуса с части усадьбы Салтыкова на Бронной публичное обсуждение не проходила. До настоящего времени на сайтах Министерства культуры России и Мосгорнаследия, на одном из которых в обязательном порядке должны быть выложены все государственные историко-культурные экспертизы в отношении объектов, находящихся в городе Москве, эта экспертиза отсутствует.
Сама по себе экспертиза, на основании которой Министерство культуры и Правительство Москвы хотят исключить федеральный памятник из реестра объектов культурного наследия, до такой степени противоречит действующему законодательству, что вызывает большие сомнения в ее, как минимум, объективности.
про то, как Усадьбу Салтыкова вытаются вывести из статуса Объектов культурного наследия, полностью* * *
История с исключением Усадьбы Салтыкова из Реестра памятников в очередной раз ярко показывает, что ради нового строительства можно обойти все существующие нормативно-правовые акты. В последнее время очень часто решения о снятии статуса объекта культурного наследия продвигаются на самом высоком уровне и граждане не всегда имеют возможность вмешаться в этот процесс с целью его пресечения. Об этом подробнее можно прочитать в статье "Фронде ТВ" -
"Историко-культурные киллеры". и ещё по теме:
Коррупция, непрофессионализм и равнодушие - вся правда о реставрации в России. ГДЕ ПОСАДКИ?!