Изменить юридический статус Исаакиевского собора нельзя без согласования с ЮНЕСКО

Mar 18, 2017 03:43




Исаакиевский собор расположен на территории компонетна №540-001 "Исторический центр Санкт-Петербурга" объекта всемирного наследия ЮНЕСКО "Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников". Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО осуществляет процесс мониторинга состояния сохранности объектов всемирного наследия. Его порядок подробно изложен в практическом Руководстве Комитета всемирного наследия по выполнению Конвенции 1972 года по охране всемирного наследия.

Как известно, пункт 2 б) поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 31.03.2016 № Пр-571 по итогам декабрьского 2015 года заседания Совета по культуре и искусству требует от правительства «обеспечить соблюдение положений Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 год), требований практического руководства по выполнению указанной Конвенции, а также решений Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в отношении включённых в Список всемирного наследия ЮНЕСКО объектов культурного наследия, расположенных на территории Российской Федерации».

Между тем положения Руководства Комитета всемирного наследия по выполнению Конвенции 1972 года по охране всемирного наследия прямо указывают на необходимость согласования с Комитетом всемирного наследия потенциальных угроз объектам всемирного наследия, связанным, в частности, с изменением юридического статуса объекта, с отсутствием или негативным изменением политики сохранения объекта, с угрожающими последствиями от реализации проектов регионального планирования. Весь букет этих факторов неизбежно возникает в случае изменения юридического статуса Исаакиевского собора и передачи его "в аренду" РПЦ, не обладающей ни средствами, ни опытом содержания столь крупных объектов.

Пункт 119 Руководства предусматривает, что государства - стороны Конвенции и их партнеры должны
гарантировать, что устойчивое использование объекта или любое изменение в его статусе не окажет неблагоприятного воздействия на выдающуюся универсальную ценность объекта. Но может ли государство, сняв с себя функции содержания и охраны Исаакиевского собора и передав их РПЦ, гарантировать, что подобные изменения не окажут неблагоприятного воздействия на выдающуюся универсальную ценность объекта?

В любом случае до принятия решения об изменении юридического статуса Исаакиевского собора, влекущего за собою изменение в системе содержания и сохранения памятника, необходимы консультации с Комитетом всемирного наследия. В противном случае высока опасность того, объект всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» окажется в Списке всемирного наследия, находящегося под угрозой.

В ситуациях, подобных той, что происходит вокруг Исаакиевского собора, Комитет всемирного наследия настоятельно рекомендует государствам - сторонам Конвенции тесно работать с направляемыми экспертами ЮНЕСКО, чтобы совместными усилиями скорректировать пагубное воздействие угрожающих факторов с помощью административных или законодательных мер, таких как отказ от масштабного проекта по гражданскому строительству или оптимизация юридического статуса и. т. п.. Согласно п.184 Руководства, Комитет может принять решение о направлении на объект миссии компетентных наблюдателей из соответствующих Консультативных органов или иных организаций для оценки характера и степени угрозы объекту и внесения предложений по мерам, которые необходимо принять.

То, что власти Санкт-Петербурга, в отличии от Главы государства, не считают нужным соблюдать положения международных договоров, под которыми стоит подпись Российской Федерации, никого не удивляет. Тому есть более чем красноречивые свидетельства. А вот защитникам музея и нынешнего статуса Исаакиевского собора недооценивать этих обстоятельств нельзя.

См. также: Руководстве Комитета всемирного наследия по выполнению Конвенции 1972 года по охране всемирного наследия.

охрана памятников, законы, памятники, Исаакиевский Собор, Петербург, ЮНЕСКО

Previous post Next post
Up