Оригинал взят у
msalexandr17 в
Развенчивая мифы: чумовая жизнь Ямала...Совершенно необычный и замечательный материал опубликовала Ольга Деордица на сайте Информационного агентства
"Уральский меридиан". Думаю, что он стоит того, чтобы его привести полностью:
Для коренных малочисленных народов севера традиционным жилище является чум. Это универсальная постройка северных народов, он представляет из себя переносную палатку, его конусообразная форма приспособлена для суровых условий ямальской тундры - снег будет скатываться, не задерживаясь и не ломая шесты, и сам чум будет более устойчивым в метель и сильный порывистый ветер.
Обычно чум состоит из 30-40 шестов - чем больше шестов, тем больше размер самого чума. Различают зимний и летний чум. В летнее время для покрытия используют более легкие материалы, в древности это была береста. А для зимней поры чум «укутывают» в оленьи шкуры.
Первый миф с которым может столкнуться турист на Ямале: «Чум собирается и разбирается только женщиной. Это ее обязанность и мужчина не имеет никакого права вмешиваться или помогать». Беседуя с жительницей тундры Тайшиной Людмилой Езиковной, которая прожила большую часть жизни в тундре и вместе с мужем проехавшая большую часть Байдарацкой тундры рассказала о том, что это огромный труд.
«Когда мы приезжаем на нартах на новое стойбище, то сразу же переодеваемся в более легкие одежды - тяжёлые и очень теплые малицы и ягушки, из оленьего меха, не помогут скорее поставить чум. Дальше вместе всей семьей, иногда с помощью соседей ставится чум. Это совсем не простое занятие. Вы просто представьте! Зима, мороз, тундра - места где согреться нет, нужно как можно скорее установить конструкцию, обернуть шкурами и начать готовить обед для мужа и детей. Это глупости, женщина никогда не сможет быстро поставить чум для большой семьи! В тундре никогда нет разделения на «мои-твои» обязанности, здесь все делают вместе, помогают друг другу!»
Тундровая жизнь не такая простая, рабочий день длится от восхода солнца и до заката. Мужья чаще всего уходят на весь день в тундру пасти стада, а женщины остаются у очага - готовят обед, выделывают шкуры, шьют одежду, присматривают за детьми. Кто-то верит в то, что чум разделен на мужскую и женскую половину, и мужчине нельзя заступать на территорию женщины - мол древнее существо, которое стережет очаг разозлится и будет оскорблено таким поведением. Это тоже миф, в семье Тайшиных никогда не было таких правил. Людмила Езиковна говорит:
«Как я могу мужу запретить ходить по чуму? Вот придет к нам гость, а я мужу указываю где ему сидеть? Нет, так не правильно. Вот был случай, у нас нарта сломалась, а на следующее утро мужу ехать в стадо, которое мы выпасали вместе с другими семьями. Нарту нужно сделать сейчас, уже вечер и ее удобнее будет отремонтировать у очага - там и светло и тепло. Вот муж сел возле там, ножом обстругал древесину, все подправил, весь мусор в огонь кинул - и все хорошо, все довольны. Или, когда я шкуру оленя выделывала - я садилась там, где будет удобнее и разумнее. Нет в чуме этого глупого правила, здесь все вместе!»
Отдельного внимания заслуживает и
рассказ Ольги о национальной еде коренных жителей Севера, он будет интересен многим...
Источник:
Уральский меридиан © ural-meridian.ru
Копия размещена на
Blogger