Москва - город уходящей натуры

Jun 02, 2016 00:18


Оригинал взят у lugerovski в МОСКВА - ГОРОД УХОДЯЩЕЙ НАТУРЫ

Все в мире имеет срок и человеческие жизни и жизни зданий. И даже если вы назовете здание объектом наследия и включите в некие охранные списки, оно все равно проживет ровно столько сколько проживет материал из которого оно построено: дерево, кирпич, бетон, камень. Можно лишь пытаться продлевать этот срок бережной эксплуатацией, реставрацией, реконструкцией.

В крупных городах смена построек идет быстрее, чем в провинции. Москва всегда меняется. Еще на рубеже 19-20 в. образ Москвы определяли деревянные избы и домики с мезонинами. Сейчас они воспринимаются с удивление: как же смотри, удивительно, еще где то деревяшки остались. С бодрым энтузиазмом мы ездим смотреть на кварталы деревянной застройки в Нижний Новгород, Ярославль, Астрахань и др. исторические города. Но мы и там понимаем, что эта уходящая на глазах натура. Эти домики исчезают из за физического износа - дерево имеет определенный срок жизни. Безусловно, их эксплуатацию бережной не назовешь. Деревянная Вологда одно время бодро и весело горела, т.к. пожар был единственным способом для жителей развалюх, ставших памятниками архитектуры, получить комфортное жилье
- Однако и в Москве деревянных домиков, если присмотреться, не так уж и мало

В отличие от дореволюционных деревяшек деревянные сталинские бараки в столице ушли полностью и бесповоротно, по крайней мере в пределах МКАД, Новая Москва еще может преподносить сюрпризы…
- Это скорее всего не деревянный, но таки кажется барак. Год постройки - 1949, вблизи 3-го кольца. Съемка - декабрь 2015

2.


Начал уходить конструктивизм, который образ города почти не определял, так, наркоматы на Садовом да здание «Известий» на Пушкинской, все остальное по углам и переулкам.
- Опять не вполне согласна. Я не спец по конструктивизму, но клубов с той поры немало. А Стромынка, к примеру, неважно тянет на "углы и переулки"

3.


Причем ситуация с дореволюционными крупными доходными домами эпохи модерна-неоклассицизма гораздо лучше, чем с конструктивизмом. Они гораздо качественнее построены без применения какого нибудь ужасного камышита - блоков прессованного кирпича из которых любили делать внутренние стены в конструктивистских домах и до сих пор определяют образ исторического центра.

4.


Кстати, попытки реконструкции жилых конструктивистских зданий весьма неудачны. На Преображенке есть известный конструктивистский квартал построенный архитектором Николаевым. Там очень наглядно параллельно существуют все стадии преобразования конструктивизма. Естественный исторический облик: с деревянными перекрытиями, обвалившимися балконами, ужасными узенькими подъездами и лестницами, гнилой столяркой и живописно облупившимися стенами; стадия руины без перекрытий и т.п. и стадия после реконструкции, когда дом после перепланировки стал выглядеть как построенный вчера и абсолютно неинтересный для историка архитектуры. Честнее, да и рациональнее было бы его снести…
На фото дома квартала на Преображенском валу: нереконструированный и реконструированный.(фото взяты из исходного поста)

5.


6.


Огромный конструктивистский квартал на проезде Шмита кажется кирпичным, но выстроен из шлакоблоков, кирпич там только облицовка (как то лично делал электропроводку и удивлялся серой пыли, которой вроде бы быть не должно). Понятно, что шлакоблоки - это не сильно полезно для здоровья и рано или поздно встанет вопрос и об этих зданиях, которые также явная уходящая натура.

Лет дцать назад мы уехали из конструктивистского квартала на улице Фадеева, которому грозил капремонт без выселения. Не поверите, ремонт там не сделан до сих пор и понятно, что состояние зданий не улучшилось... Эксплуатация у нас ,что называется,варварская, на износ!

На глазах умирает расселенный лет десять назад конструктивистский квартал на Погодинской улице. За десять то лет без отопления он стал разваливаться на глазах, что естественно и для более прочных построек. По сути это уже не квартал, а его труп. И т.д. и т.п.

Уходят пятиэтажки-хрущобы. Такие милые уютные хрущобы, почти полностью заросшие деревьями с нереальной слышимостью между квартирами и отсутствием лифтов. Они уже перестали определять образ горда и если где то и сохранятся какое то время, то за МКАДом. Они стали очень неэкономичными . да и понятно, что сварные швы имеют предел жизни.



Не надо быть пророком, чтобы предсказать, что за пятиэтажками будут уходить сначала девятиэтажки, а затем более высотные дома…
- За девятиэтажки не скажу, но конструктивно близким 12-этажкам, похоже, скорая смерть не грозит, их довольно удачно ремонтируют. На фото есть один дом до ремонта и такой же - после ремонта.

7.


Мир вокруг нас будет меняться и остановить его изменение невозможно. Утешьтесь: даже современные дома, воздвигаемые на месте предыдущих, рано или поздно постигнет та же участь.

8.


Что можно сделать? Можно требовать от властей сохранения каких то определенных районов города как образцово-показательную «Старую Москву», которую я уже давным давно предлагаю создать. Это может быть очень интересный проект. Там будут все здания реконструированы или воссозданы на 1917-й год, будут музеи, магазины, рестораны, блошиные рынки. На улицах. конки, извозчики, цыгане с медведями и толпы туристов, одним словом лепота… Такой «Старой Москвой» вполне может быть район Хитровки с прилегающими кварталами и потенциальными соседними территориями за счет которых Старая Москва может быть расширена. Вокруг нее будут охранные зоны, зоны регулируемой застройки, отдельные ансамбли и объекты на госохране и пр. Да вообще список того, что под охраной никто не отменял. Идея Старой Москвы» наверно это максимум, который можно сделать для сохранения исторического центра. Будем реалистами, даже если идею одобрят, на ее воплощение потребуются гигантские вливания из бюджета, которые сами понимаете, не резиновый…

Кстати, нет уверенности, что все жители дома которых окажутся на территории «Старой Москвы» обрадуются. Там уже нельзя будет запросто поменять деревянные рамы на стеклопакеты, повесить кондиционеры и пр. Напомню про суровую судьбу граждан города Суздаля лишенных возможностей строительства лишних этажей, неутвержденных заборов и пр. В «Старой Москве « с этим будет не менее сурово. Поэтому возможно некоторые захотят переехать в более тихие места и им нужно будет помочь.

Но даже сохранение большого куска старого города это не панацея от строительных работ. Реставрация, это вид строительных работ, давайте тут без иллюзий. Более того, на территории Старой Москвы все равно будут традиционные строительные работы: разбор поздних зданий, воссоздание утраченных и пр. Без этого она просто невозможна!

Но надо понимать, что все объекты, не входящие в старую Москву и не имеющие никакого статуса - потенциальная уходящая натура. И сохранить ее для будущих поколений можно только одним способом - фиксацией. Некий государственный орган должен бы этим заниматься. Скорее всего Департамент наследия может стать «ведомством уходящей натуры». Натура уйдет, на ее место придет другая уходящая натура, которую заменит следующая, и так будет до тех пор, пока стоит мир.

архитектура, Старая Москва

Previous post Next post
Up