Панорама участка на набережной реки Мойки 102 с приостановленным строительством многоквартирного 8-этажного элитного дома Арт Вью Хаус на 24 квартиры и 47 машиномест. Май 2016 года.
Давно следим за противостоянием вокруг незаконной застройки территории участка на набережной р. Мойки 102, где некогда располагалось северное крыло знаменитого
Литовского замка. С конца апреля 2016 года определением Куйбышевского районного суда участку возвращён статус территории выявленного объекта археологического наследия. Строительные работы преостановлены по иску граждан, которые оспаривают в суде законность актов КГИОП и Министерства культуры РФ, которыми выявленный объект археологического наследия - "Фундамент башни и корпусов северного крыла Литовского замка" - был лишён охранного статуса и в значительной части уничтожен застройщиком ООО "Особняк".
К. Ф. Кнаппе. Мойка у Тюремного замка. 1798. ГМИ СПб
Казалось бы, стороны противостояния на Мойке хорошо известны. С одной стороны, это петербургский строительный холдинг ООО "Охта Групп", его дочки ООО "М 102" и ООО "Особняк" (соответственно собственник и застройщик участка), которые с одобрения городских чиновников из КГИОП и Службы стройнадзора в обход закона пытаются возвести на участке 8-этажный дом-гараж со встроенными помещениями и двухуровневым подземным паркингом.
Им противостоят жители Северной Коломны и градозащитники, которые при поддержке ряда депутатов ЗАКС аппелируют к закону Санкт-Петербурга № 820-7 от 19.01.2009 г. «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга», а также к статусу исторического центра Санкт-Петербурга как объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, которые запрещают на данном участке, формирующем уличный фронт набережной Мойки и Крюкова канала, любое новое строительство.
Но исследователи указывают на участие в противостоянии вокруг застройки участка на Мойке 102 и других сил, связанных с историей и мощной энергетикой этого места, способных сыграть свою роль. При этом обращают внимание как минимум на три знаковых события, относящихся к указанному месту и практически совпадающих по времени.
Первым среди них называют убийство
Григория Распутина (1869-1916), столетие которого приходится на декабрь этого года. Известно, что оно произошло рядом на
Мойке в доме 94 в особняке Юсуповых, но замышлялось организаторами заранее. Когда замысел убийства в общих чертах созрел,
Феликс Юсупов стал искать встречи с Распутиным. По свидетельствам современников, эта роковая встреча состоялась в квартире М. Головиной на Мойке 104, под тем предлогом, что в доме Юсуповых продолжался ремонт. Именно на этой встрече Юсупов пригласил Распутина посетить их с женой у себя.
Г. Распутин и его поклонники (Санкт-Петербург, 1914 год). Сидит вторая слева от Распутина - М. Головина.
Вид на
дом 104 по набережной Мойки со стороны Крюкова канала. Здесь в квартире М. Головиной в декабре 1916 года произошла роковая встреча Ф. Юсупова с Г. Распутиным. Часть первого этажа дома занимает каменный флигель XVIII века Н. Демидова - А. Мусина-Пушкина, именно в нём располагалась библиотека, в котором хранилось "Слово о полку Игореве" и многие другие уникальные памятники российской культуры.
А в начале марта следующего года исполняется столетие захвата и поджога
Литовского замка ("Русской
Бастилии", как ещё называли Тюремный замок современники по аналогии со знаменитой парижской тюрьмой, разрушенной в ходе
Великой французской революции в 1789-1791 годах) в ходе событий февральской революции 1917 года. 27 февраля (12 марта) 1917 г. около 6 часов утра матросы 8-го флотского экипажа, расквартированные в Крюковских морских казармах, вместе с рабочими судостроительных предприятий захватили Литовский замок. Были выпущены все заключённые, в том числе уголовники, а сам замок был подожжён. Политические заключённые присоединились к восставшим и возглавили колонну демонстрантов под красными флагами. Почерневшие стены Литовского замка простояли до 1929 года, когда были разобраны.
Похороны
А. Блока. Литовский замок. 1921 год.
Из письма Александра Блока матери 23 марта 1917 года: «Выгорели дотла Литовский замок и окружной суд. Бросается в глаза вся красота их фасадов, вылизанных огнём, вся мерзость, безобразившая их внутри, выгорела».
Наконец, в начале февраля следующего года исполняется 200 лет со дня смерти графа
А. И. Мусина-Пушкина (1744-1817), владевшего соседним участком нынешнего
дома 104 по набережной р. Мойки с 1782 по 1798 годы. От усадьбы графа до наших дней сохранился каменный флигель, выходивший лицевым фасадом на набережную Мойки. При перестройке 1840-х годов он целиком вошёл в состав ныне существующего дома 104 как часть его первого этажа. Именно в нём располагалась библиотека графа, в которой до его переезда в Москву хранилось уникальное собрание древностей, среди которых было и "Слово о полку Игореве", погибшее в пожаре 1812 года.
Все три даты, едва ли случайно сошедшиеся во времени и месте, связаны с далеко не ординарными людьми и событиями, оствившими заметный след в нашей истории и культуре. Как бы то ни было, они дают повод ещё раз серьёзно задуматься о неизбежной ответственности за совершаемое. Судите сами: не прошло и трёх месяцев с момента, как зам. министра культуры Пирумов Г. и начальник департамента того же министерства Мазо Д. собственноручно подписали документ о снятии с охраны фундаментов Литовского замка, как грянул гром среди ясного неба и оба чиновника оказались за решёткой по обвинению в мошенничестве.
См. также:
Литовский замокСм. также:
Дом 104 по набережной МойкиСм. также:
Слово о полку Игореве