Как Минкультуры зачищало на набережной Мойки 102 участок под незаконное строительство

Mar 20, 2016 03:13

Оригинал взят у moykariver в Минкультуры зачистило на набережной Мойки 102 участок под незаконное строительство


Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 102. Представители заказчика и подрядчика наблюдают за уничтожением фундамента угловой башни северного крыла Литовского замка. Декабрь 2015 года.

Технология расчистки участка в охранной зоне Санкт-Петербурга под незаконное строительство 6-этажного многоквартирного дома со встроенными помещениями и двухуровневым подземным паркингом класса "де-люкс" на 24 квартиры и 47 машиномест с заявленной проектной стоимостью свыше 1,6 млрд рублей (на 2013 год) была реализована при непосредственном участии директор департамента управления имуществом и инвестиционной политики Министерства культуры РФ Мазо Б.Д. и заместителя министра Пирумова Г.У.. Поэтому имеет смысл остановиться на ней подробнее.

На участке незаконной стройки до 1929 года располагалась часть здания знаменитого Литовского замка с двумя угловыми башнями, возведённого в 1783-1787 гг. по проекту выдающегося русского архитектора Ивана Старова и принадлежавшего, по мнению А. Бенуа, «к лучшему, что было построено в классическом стиле в Петербурге». В 2012-2014 гг. сотрудники отдела охранной археологии Института истории материальной культуры РАН провёли исследование участка, в ходе которого были обнаружены фундаменты башни и корпусов северного крыла Литовского замка с подземными помещениями, фрагментами лестницы и системы водовода. До этого считалось, что при возведении здесь в 1961 году трёхэтажного здания детского сада (разобрано застройщиком в 2013 году) фундаменты Литовского замка были утрачены.

Распоряжением КГИОП от 09.04.2014 № 10-148 объект археологического наследия «Фундамент башни и корпусов северного крыла Литовского замка» был отнесён к выявленным объектам культурного наследия. Застройщику было направлено уведомление о приостановке работ до проведения государственной историко-культурной экспертизы.

Перед застройщиком возникла реальная угроза. Если бы государственная экспертиза подтвердила основные выводы, содержащиеся в семи томах научного отчёта Институт истории материальной культуры РАН, объект археологического наследия был бы включён в единый государственный реестр памятников культурного наследия народов Российской Федерации. Его статус объекта культурного наследия федерального значения исключал бы какое-либо хозяйственное освоение данной территории. Для строительства элитного дома пришлось бы искать другое место. А музеефикация обнаруженных фундаментов башни и корпусов северного крыла Литовского замка могла стать первым подобным примером бережного отношения к утраченным памятникам архитектуры в истории Санкт-Петербурга.

Не удивительно, что государственной экспертизой, инициированной застройщиком и проводившейся с многочисленными нарушениями  Федерального закона РФ N73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и «Положения о государственной историко-культурной экспертизе», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569, был сделан вывод о нецелесообразности включения объекта экспертизы в реестр (отрицательное заключение).



Председатель КГИОП С. В. Макаров

А дальше происходило следующее. В нарушение требований п.4 ст.32 Федерального закона РФ N73-ФЗ, заключение государственной историко-культурной экспертизы не было опубликовано на сайте КГИОП для общественного обсуждения. Фактически в угоду собственнику и застройщику участка ООО «Охта Групп» заключение экспертизы было выведено из-под критики и скрыто от общественности, что позволило председателю КГИОП Макарову С.В. в письме на имя директор департамента управления имуществом и инвестиционной политики Министерства культуры РФ Мазо Б.Д. от 20.10.2015 № 7-4455 утверждать, что «акт соответствует требованиям Федерального закона и Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569».



Мазо Б. Д.

На основании письма Макарова С.В. и "выводов" экспертизы директором департамента управления имуществом и инвестиционной политики Министерства культуры РФ Мазо Б.Д. был подготовлен проект приказа об отказе во включении выявленного объекта культурного наследия «Фундамент башни и корпусов северного крыла Литовского замка» (Санкт-Петербург, набережная реки Мойки д. 102) в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Заместитель министра Пирумов Г.У. подписал соответствующий приказ Министерства культуры РФ 8.12.2015 за № 2997. Обращает на себя внимание п.2, согласно которому контроль за исполнением приказа Пирумов Г.У. оставил за собой. При этом Мазо Б.Д. и Пирумовым Г.У. были нарушены требования Федерального закона РФ N73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», содержащиеся в части 4 п.2, п.7, п.9, части 1,2,3 п.10 ст.18 указанного закона, которые обязывали их отклонить заключение экспертизы как проведённой с нарушением требований Федерального закона РФ N73-ФЗ и назначить проведение повторной государственной экспертизы выявленного объекта культурного наследия.



Пирумов Г. У.

Во исполнение приказа Пирумова председатель КГИОП Макаров С.В. 11.12.2015 издал распоряжение № 10-587 «О признании утратившим силу распоряжении КГИОП от 09.04.2014 №  10-148 «Об отнесении к выявленным объектам культурного наследия».  Фактически эти документы санкционировали полномасштабное возобновление незаконного строительства, снятие объекта археологического наследия с охраны и его незамедлительное уничтожение застройщиком ООО «Охта Групп». При этом действия ряда физических и юридических лиц, чьи решения повлекли в итоге уничтожение объекта археологического наследия, содержат признаки преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 243, ст. 243.1 УК РФ, а также ст. 7.13 и ст. 7.14.1 КоАП РФ.

Сегодня заключение государственной экспертизы по Литовскому замку и приказ Пирумова Г.У. обжалуются в Куйбышевском районном суде Санкт-Петербурга по иску жителей Северной Коломны и градозащитников. И если справедливость всё-таки восторжествует и виновные понесут наказание - едва ли это будет основанием говорить о "клейме" или "чёрной метке" на всей строительной отрасли. Строительный бизнес, как и любой другой, ищет для себя выгоду, но делает это в тех рамках, которые устанавливает для него закон и правоприменительная практика.
См. также: Литовский замок: преступление и наказание
См. также: Строительство "Охта Групп" на месте Литовского замка незаконно. Доказательства в суде

археология, Петербург, преступление, варварство, архитектура, утраты, Бенуа, коррупция/воровство/казнокрадство, Министерство культуры

Previous post Next post
Up