marina_klimkova:
История Тамбовской края в образах живописи: Е. Рябинский «Сельский натюрморт»В прошлом 2015 году исполнилось 90 лет со дня рождения народного художника России, почетного гражданина города Тамбова, выпускника Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова Евгения Владиславовича Рябинского (1925-2002), получившего в художественных кругах имя «певца земли тамбовской» за создание своеобразной живописной летописи своей малой родины.
Среди полотен Евгения Рябинского есть «Сельский натюрморт», который воспринимается не только как живописная работа, но и как некий «документ», который может рассказать о забытых людях и фактах истории Тамбовского края.
Е. Рябинский. Сельский натюрморт. 1983
«Сельский натюрморт» был написан в 1983 году с натуры в селе Черняное Тамбовского района Тамбовской области, в доме Веры Алексеевны Рак - подруги молодости певицы Марии Мордасовой.
По рассказам очевидцев, Вера Рак была человеком удивительным. На таких людях, как говорили, держался мир. Совмещая работу председателя сельского совета с общественной деятельностью, она увлекалась русским фольклором, литературой, историей и даже организовала в Черняном музей, рассказывающий о знаменитых людях родного села. Ее дом с его духом гостеприимства и творчества привлекал к себе не только односельчан, но областную и столичную интеллигенцию. Писатели, журналисты, художники приезжали летом с семьями к Вере Алексеевне как к близкой родственнице и находили у нее приют и душевное участие, необходимые для любого человека. Городские жители наслаждались в Черняном красотой природы, но главное - общением друг с другом и с хозяйкой дома, которая была интересной собеседницей и неподражаемой рассказчицей. Время, проведенное в доме Веры Алексеевны, заряжало людей творческих специальностей энергией и оптимизмом на целый год.
На дне рождения у В.А. Рак. Тихий Угол. 31 января 1983.
В первом ряду (слева направо): Г. Рябинская, Л. Овсянникова, В. Рак, И. Овсянников,
в третьем ряду в центре Е. Рябинский
Приезжал к Вере Алексеевне в Черняное и Евгений Рябинский с семьей. Их знакомство состоялось в 1960-х годах, когда летняя мастерская художника располагалась по соседству - в селе Тихий Угол.
В творчестве Рябинского, уроженца моршанского села Алгасово, «деревенская тема» всегда занимала особое место. Он любил русскую глубинку с ее простыми, работящими людьми и неброскими, но очень проникновенными пейзажами. Почти все его главные работы посвящены природе и сельским труженикам: «Вешние воды», «Березовый сок», «Черемуха цветет», «Сельская свадьба», «Фольклорная группа Черняновского хора», «Земля тамбовская», «Моя родина» и другие. Многие из них были созданы в Тихом Углу, чему порой способствовала Вера Рак. Так, например, когда Рябинский задумал писать картину «Фольклорная группа Черняновского хора», Вера Алексеевна организовала его работу по написанию эскизов портретов, приглашая в мастерскую певиц.
В селе Черняном. 1968
В начале 1970-х годов на телеэкраны вышел документальный фильм «Три спасибо в день» московского сценариста В. Никиткиной. Он сделал Веру Алексеевну, ставшей главной его героиней, знаменитой на всю страну. Вслед за ним появились другие части кино-повести - «Черняновские хроники», «Крестьянские дети, или Пора экзаменов», «Первая весна». Никиткина настолько увлеклась темой, что готова была продолжать ее и дальше. «Было бы у меня двадцать лет творческой жизни, - признавалась она журналистам, - ей-богу, я готова двадцать лет просидеть в селе Черняном!». Думается, ее чувства во многом разделял и Евгений Рябинский, запечатленный в одном из названных фильмов. Он не просто сопереживал ощущениям Никиткиной, а являлся одним из тех людей, кто тоже создал запоминающиеся образы села Черняное в своих произведениях. Среди них и «Сельский натюрморт».
Е. Рябинский. Сельский натюрморт. 1983
На картине «Сельский натюрморт» изображен фрагмент интерьера деревенского дома Веры Алексеевны. В нем царит простота и естественность. Сквозь припорошенное снегом окно в помещение комнаты струится белый зимний свет. Кажется, что вместе с ним через оконное стекло, потерявшее непроницаемость, тихо входит и снег: через опущенные ветви деревьев он как бы исподволь перебирается на подоконник; мягко опускается на скатерть стола, серебрясь и играя разноцветными бликами; легко слетает на русскую печь и поленья, лежащие аккуратной горкой.
Потоку холодного белого света и снега в «Сельском натюрморте» противостоит движение «теплых» красок: оранжевая ситцевая занавеска открывает печной проем, и жар из него, обозначенный яркими цветами, передается раскаленной сковороде, сочным полосатым тыквам, золотистому луку в охристой корзинке, красным помидорам на столе и желтым лепесткам шляпки подсолнуха. Отблески горячего печного пламени, как и свет от снега, легко преодолевают оконное стекло и отражаются на стволах деревьев в зимнем саду, приобщая природу, окутанную холодом, к теплоте и уюту человеческой обители. Таким образом, два встречных цветовых движения, идущие из окна и от печи, проникают друг в друга, перемешиваются, уравновешиваются и создают чувство единства и гармонии.
О чем хотел сказать Евгений Рябинский, создавая картину «Сельский натюрморт»? Может быть, он стремился показать нераздельное единство жизни природы и сельского жителя? Или хотел образно воплотить в красках неиссякаемый источник доброты и душевного тепла, которые каждый человек испытал на самом себе в доме Веры Алексеевны Рак?
По материалам моей книги «Мир соткан из красок и света…» Евгений Рябинский» (Тамбов, 2002).