Теплота сельского дома

Feb 29, 2016 22:33

marina_klimkova: История Тамбовской края в образах живописи: Е. Рябинский «Сельский натюрморт»
В прошлом 2015 году  исполнилось 90 лет со дня рождения народного художника России,  почетного гражданина города Тамбова, выпускника Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова  Евгения Владиславовича Рябинского (1925-2002), получившего в художественных кругах имя «певца земли тамбовской» за создание своеобразной живописной летописи своей малой родины.

Среди полотен Евгения Рябинского есть «Сельский натюрморт», который воспринимается не только как живописная работа, но и как некий «документ», который может рассказать о забытых людях и фактах истории Тамбовского края.



Е. Рябинский. Сельский натюрморт. 1983


«Сельский натюрморт» был написан в 1983 году с натуры в селе Черняное Тамбовского района Тамбовской области, в доме Веры Алексеевны Рак - подруги молодости певицы Марии Мордасовой.

По рассказам очевидцев, Вера Рак была человеком удивительным. На таких людях, как говорили, держался мир. Совмещая работу председателя сельского совета с общественной деятельностью, она увлекалась русским фольклором, литературой, историей и даже организовала в Черняном музей, рассказывающий о знаменитых людях родного села. Ее дом с его духом гостеприимства и творчества привлекал к себе не только односельчан, но областную и столичную интеллигенцию. Писатели, журналисты, художники приезжали летом с семьями к Вере Алексеевне как к близкой родственнице и находили у нее приют и душевное участие, необходимые для любого человека. Городские жители наслаждались в Черняном красотой природы, но главное - общением друг с другом и с хозяйкой дома, которая была интересной собеседницей и неподражаемой рассказчицей. Время, проведенное в доме Веры Алексеевны, заряжало людей творческих специальностей энергией и оптимизмом на целый год.



На дне рождения у В.А. Рак. Тихий Угол. 31 января 1983.
В первом ряду (слева направо): Г. Рябинская, Л. Овсянникова, В. Рак, И. Овсянников,
в третьем ряду в центре Е. Рябинский

Приезжал к Вере Алексеевне в Черняное и Евгений Рябинский с семьей. Их знакомство состоялось в 1960-х годах, когда летняя мастерская художника располагалась по соседству - в селе Тихий Угол.

В творчестве Рябинского, уроженца моршанского села Алгасово, «деревенская тема» всегда занимала особое место. Он любил русскую глубинку с ее простыми, работящими людьми и неброскими, но очень проникновенными пейзажами. Почти все его главные работы посвящены природе и сельским труженикам: «Вешние воды», «Березовый сок», «Черемуха цветет», «Сельская свадьба», «Фольклорная группа Черняновского хора», «Земля тамбовская», «Моя родина» и другие. Многие из них были созданы в Тихом Углу, чему порой способствовала Вера Рак. Так, например, когда Рябинский задумал писать картину «Фольклорная группа Черняновского хора», Вера Алексеевна организовала его работу по написанию эскизов портретов, приглашая в мастерскую певиц.



В селе Черняном. 1968
В начале 1970-х годов на телеэкраны вышел документальный фильм «Три спасибо в день» московского сценариста В. Никиткиной. Он сделал Веру Алексеевну, ставшей главной его героиней, знаменитой на всю страну. Вслед за ним появились другие части кино-повести - «Черняновские хроники», «Крестьянские дети, или Пора экзаменов», «Первая весна». Никиткина настолько увлеклась темой, что готова была продолжать ее и дальше. «Было бы у меня двадцать лет творческой жизни, - признавалась она журналистам, - ей-богу, я готова двадцать лет просидеть в селе Черняном!». Думается, ее чувства во многом разделял и Евгений Рябинский, запечатленный в одном из названных фильмов. Он не просто сопереживал ощущениям Никиткиной, а являлся одним из тех людей, кто тоже создал запоминающиеся образы села Черняное в своих произведениях. Среди них и «Сельский натюрморт».



Е. Рябинский. Сельский натюрморт. 1983
На картине «Сельский натюрморт» изображен фрагмент интерьера деревенского дома Веры Алексеевны. В нем царит простота и естественность. Сквозь припорошенное снегом окно в помещение комнаты струится белый зимний свет. Кажется, что вместе с ним через оконное стекло, потерявшее непроницаемость, тихо входит и снег: через опущенные ветви деревьев он как бы исподволь перебирается на подоконник; мягко опускается на скатерть стола, серебрясь и играя разноцветными бликами; легко слетает на русскую печь и поленья, лежащие аккуратной горкой.

Потоку холодного белого света и снега в «Сельском натюрморте» противостоит движение «теплых» красок: оранжевая ситцевая занавеска открывает печной проем, и жар из него, обозначенный яркими цветами, передается раскаленной сковороде, сочным полосатым тыквам, золотистому луку в охристой корзинке, красным помидорам на столе и желтым лепесткам шляпки подсолнуха. Отблески горячего печного пламени, как и свет от снега, легко преодолевают оконное стекло и отражаются на стволах деревьев в зимнем саду, приобщая природу, окутанную холодом, к теплоте и уюту человеческой обители. Таким образом, два встречных цветовых движения, идущие из окна и от печи, проникают друг в друга, перемешиваются, уравновешиваются и создают чувство единства и гармонии.

О чем хотел сказать Евгений Рябинский, создавая картину «Сельский натюрморт»?  Может быть, он стремился показать нераздельное единство жизни природы и сельского жителя? Или хотел образно воплотить в красках неиссякаемый источник доброты и душевного тепла, которые каждый человек испытал на самом себе в доме Веры Алексеевны Рак?

По материалам моей книги «Мир соткан из красок и света…» Евгений Рябинский» (Тамбов, 2002).



Тамбов и Тамбовская область, художники, 80-е, люди

Previous post Next post
Up