Историософский этюд на тему одного слова. (К определению понятия "народ")

Sep 22, 2015 20:39

Оригинал взят у zinaida_sibiria в Историософский этюд на тему одного слова. (К определению понятия "народ")
Мосунова Зинаида Александровна

Посвящается светлой памяти талант­ливого киносценариста, автора фильмов "Зеркало для героя," "Афган" и др. Надежды Кожушаной.



(Фото:Великорецкий крестный ход 2015 г.)

ИСТОРИОСОФСКИЙ ЭТЮД НА ТЕМУ ОДНОГО СЛОВА*.
(к определению понятия "народ")

Слова, как и люди, имеют свои судьбы. Противоречивый период своей жизни испытывает сакраментальное для русского сознания слово с прозрачной этимологией и большой энергетийной силой - "народ". С одной стороны, оно деятельно участвует в живой речи определенной части общества, с другой стороны, как термин, на­ходится в подполье. Вслед за историками и социологами, совре­менные российские философы больше используют его синонимичные эквиваленты: народные массы, общество и, особенно активно, эт­нографический термин "этнос". Подтверждением отмеченного факта является работа, вышедшая на Украине, под названием "Етнос. Нацiя. А коли ж - народ?"(1)
Какова природа этого явления? Имеем ли мы дело со случаем утраты способности слова точно отражать изменившиеся жизненные реалии или профессиональный язык обществоведов захлестнула мо­да на новые термины, или же переориентация произошла по причине власти самого слова, сковывающего философскую мысль, или, несмотря на длительную историческую жизнь, смысл термина остался "размытым" не кристаллизованным. Но что бы это ни было , как писал Х.-Г.Гадамер, "язык на котором мы говорим, несет в себе собственнную истину, то есть раскрывает и выводит на свет нечто такое, что отныне становится реальностью".(2) Это "нечто" и является предметом нашего интереса.
Одним из способов прояснения данной ситуации является об­ращение к истории слова. Историко-терминологическое исследование помогает более или менее точно установить его значение, без знания которого всякая философия просто бессмысленна.
В "Толковом словаре живого великорусского языка" Вл.Даля слово "народ" понятийно определяется следующим образом:"люди, народившиеся на известном пространстве; люди вообще; язык, племя; жители страны, говорящие одним языком; обыватели госу­дарства, страны, состоящей под одним управлением; чернь, простолюдье, низшие, податные сословия; множество людей, тол­па. "(3) Если к иллюстративным примерам употребления слова, данных автором далее через фразеологические обороты ", подойти с точки зрения хронологии, то самый ранний пример относится, по-видимому, к периоду образования Московского государства. Контент-анализ текстов древнерусской литературы XII-XVII в.в., опубликованных в "Изборнике"(4), на предмет определения часто­ты употребления слова "народ", выявил, что впервые оно встре­тилось в "Повести о путешествии Иоана новгородского на бесе", памятнике XV в. Из контекста, следует, что словом "народи" именовались жители Новгорода:"Народи убо града того...","Наро­де же они с начальникы своими советовавше..." (5) и пр. В дру­гих литературных источниках, начиная с "Повести временных лет" и кончая "Житием протопопа Аввакума",конец XVII в., слово это не встречается. Смысл слова "народ" русские люди выражали че­рез другие понятия: "род","язык","люди"; родовые термины: древляне, русичи, радимичи от рода ляхов ит.д.; фразеологи­ческий оборот с собирательно-пространственным смыслом "Русская земля"; христиане; слово с архетипически "мужским" восприятием общности-"мужи"; русские. Если вслед за основоположником фи­лософии языка В.Гумбольдтом понимать язык как форму, выражаю­щую историческую жизнь духа, то мы можем почувствовать как на­полнены выше приведенные понятия конкретно-предметным восприя­тием мира нашими предками.
С победы государственного начала при ИоанеIV постепенно слово "народ" приобретает более широкое словоупотребление, как понятие, относящееся к общности людей, входящих в одно госу­дарство.
Слово как творческий акт мысли несет в себе кроме значе­ния образность, которая отпечатывается в его внутренней форме. Если взять "пучок" однокоренных слов, то их внутренняя форма может вывести на мифологию языка народа. "Все народившиеся" - внутренняя форма слова "народ". В сопряжении с другими одноко­ренными словами, такими как род * род-ня * род-ина * род-ник * * при-рода * Бого-родица, она получает полифонию смысловых от­тенков: сакраментальности; пространственности - "протягивается по горизонтали: из Руси - всю Россию собою покрыть...напряга­ется"(6); связности с природой и единым источником; цель­ностью.
Всеобщность смысла и его оттенков сделали это слово таким же активным элементом языка, как и слово государь, образован­ного через "господарь"от "господь". Начиная с Петра I получает распространение слово-символ французской революции "нация"(от лат.nation -народ), а в начале XIXв. и соответствующая катего­рия "национализм". При двух монархах - ПетреI и ЕкатеринеII слово "народ" стало уже внедряться в общественное сознание ввиде формулы гражданского национализма. Карамзин, Ломоносов, Пушкин были первыми из цвета русской нации, кто пытался внед­рить в обществе это понятие с новым смысловым оттенком в ка­честве политического принципа, суть которого состоит в том, что политическая и национальная единицы должны совпадать.
Кроме того, гений Пушкина обогатил понятийно это слово представлением о народе в качестве решающей силы истории и идеей самобытности характера (души) каждого народа. В статье "О народности в литературе" он пишет: "Климат, образ правле­ния, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принад­лежащих исключительно какому-нибудь народу."(7) Этот склад на­родной души, характер народного духа исследовал поэт, обраща­ясь к истории русского народа, к истории его языка, к его творчеству, чтобы в результате этого стяжения народной стихии сказать о себе "был эхом русского народа." Материализовавшись в сказке, поэтическом творчестве, народной драме, историческом романе с главным действующим лицом народом, это "эхо" отдалось в явлении миру русского человека, в котором впервые увидели через Пушкина нечто самобытно-национальное, характерное именно для русских. Считая себя русским литератором, он русскость по­нимал как качествование объединяющее людей...
Роль А.С.Пушкина в развитии содержательной стороны поня­тия "народ" будет значительнее, если учесть, что в то время умы русской интеллигенции, включая Радищева и декабристов, бы­ли пленены идеей Канта, считавшего, что любовь к ближнему не может высоко расцениваться с моральной точки зреения. В итоге, эта идея превратилась в интеллигентских кругах в "экстати­ческое служение человечеству."
После смерти поэта, в 40-е годы, проблема народа встала
со всей остротой в полемике западников и славянофилов о путях
развития западноевропейских стран и России. С этого времени на
новом уровне начинается рефлексирование различных понятийных
концепций рассматриваемого слова, отражающих мировоззрен­ческие, идеологические, политические позиции авторов.
Сама ситуация множественности позиций вытекала из все же ограниченной отражательной способности любого слова языка. Хо­тя "человеческое слово... и нацелено на саму вещь, однако не может содержать ее в себе как целое. Поэтому мышление постоян­но переходит к новым концепциям и ни в одной из них не может быть полностью завершено."(8)
Наиболее цельно свое представление о народе в форме раци­онально построенной, рационально обоснованной идеологии для того времени дали славянофилы. По определению Н.Бердяева они "лучше западников впитали в себя ... европейскую филосо­фию."(9) В этих самостоятельных построениях они опирались на философские воззрения западных мыслителей, таких как Гердер, 2Кант, Шеллинг, Гегель, французских историков и социалистов,.
Полемика разгорелась в связи с вопросом "что признать последней реальностью в историческом процессе - народ (общест­во) или государство. Определяющей дальнейший ход смыслового развития понятия стала органическая концепция понимания об­щества как живого организма, а " не мертвого государственного механизма", выраженная славянофилами. В свете данной концеп­ции, согласно Хомякову, каждый народ представляет такое же жи­вое лицо, как и каждый человек...внутренняя его жизнь есть не что иное, как развитие какого-нибудь нравственного или умственного начала, осуществляемого обществом, такого начала, которое определяет судьбу государств, возвышая и укрепляя присущею в нем истину, или убивая присущую в нем ложь.(Мнение русских об иностранцах,1846) (10) Противопоставляя Россию и Европе, он отмечал:"На Западе...организма уже нет, общества с живыми началами нет. Это скопление личностей, ищущих, не нахо­дящих и не могущих найти связи органической" (О возможности русской художественной школы,1878). (11)
Уже тогда возникли первые попытки разграничить понятия "народ" и "нация". 1839г. К.Аксаков встатье "О некоторых сов­ременных, собственно литературных, вопросах" пишет:" Слово" нация" мы различаем от слова "народ", понимая народ как нечто движущееся и образующееся, а нацию как одну из форм его обра­зования...", "Слово нация понимаем мы в тесном значении как высшее определение человека до особенности; под народом разу­меем мы то, что определяется, что переходит различные оттенки. Мы знаем, что другие иначе понимают это различие..."
Свое право на бытийственность получил в 30-40 годы новый термин "народность". Это понятие встречается в работах славя­нофилов. Позже, после всезахватывающего увлечения и глубокого изучения русской истории и культуры допетровского времени, этот термин у них стал обрастать символическим и мифологи­ческим смыслом. В 1858 г. И.Аксаков открыл первый номер
газеты газеты "Парус" следующей фразой:" Наше знамя - народ­ность".(12)
Сами К.С.Аксаков, в частности , следующим образом опреде­ляет его содержание:"Русский народ не есть народ, это челове­чество; народом является он от того, что обставлен народами с исключительно народным смыслом, и человечество является в нем поэтому народностью."(14)
В.А.Шевелев, исследуя проблему понимания народности в творчестве славянофилов, пишет:" Категория "народности" (выво­димая из понятия "народ") должна означать некое возможное "движущееся" объединение ethnos и demos в их реальном проявле­нии в каждой конкретной ситуации. Поэтому "народность" высту­пала как попытка объединить в некое неразрывное, но трудно оп­ределимое целое "национальность" и "демократизм".(13) Сами ка­тегории "национальность" и "демократизм" автор выводит из греч.ethnos и demos, обозначающих то явление, которое имену­ется словом "народ". На наш взгляд, в русский язык все же они попали через лат.natio народ и лат.demokratia < demos + kratos власть - народовластие.
Славянофилы, как и позже народники, связывалия свое ощу­щение моральных начал народной жизни с фактом земледельческого труда, но славянофилы точнее определили их как хранение древ­ней, религиозной, национальной культуры. В этом смысле понятие народа выходило у них за пределы крестьянства.
С высоты сегодняшнего дня при взгляде на прошедшую эпоху мы можем говорить о том вкладе в осмысление понятия "народ", сделанного славянофилами.
1. В свое время Н.Бердяев, отмечая заслуги славянофилов в определении содержания рассматриваемого понятия, писал:"...в славянофильстве были заложены основы для органического понима­ния "народа" как нации, как мистического организма". (15)
2. Кроме того, народ в их понимании есть субстрат, кото­рый в своем движении проходит превращение форм - племя - на­родность - нация.
3. Самобытность и судьбу народа определяют свойства его духа, исходящие из нравственных и умственных начал.
4. Наметили диалектику определения народа через чело­вечество и человечества через народ.
В дальнейшем все эти темы будут развиты русскими мыслите­лями религиозного направления.
Иное понимание слова "народность", навеянное этнографи­ческим содержанием, мы встречаем у А.А.Краевского "В мыслях о России", отклике на "Философские письма" Чаадаева: "Никогда, может быть, не говорили и не писали у нас так много и так основательно о народности, о русизме, о необходимости отвык­нуть от привычки к подражанию и стряхнуть с себя иго чужезем­ных, несвойственных нам обычаев и мнений, как в настоящее вре­мя."() В данном контексте категория "народность" понимается как совокупность свойств и быта, отличающих один народ от дру­гого.
В качестве мифологемы категория "народность" начала фигу­рировать в словесном символе русской дореволюционной госу­дарственности " Православие,самодержавие, народность". Впервые основы этой формулы были заложены Манифестом 13 июля 1826 г., подготовленным М.М.Сперанским и изданным в день казни декаб­ристов, и "Донесением Следственной комиссии", написанным
Д.Н.Блудовым."В них...,-как пишет Н.И.Цимбаев,- были официаль­но высказаны догматы, которые спустя несколько лет развил
С.С.Уваров." Наиболее полно свою теорию, которая стала имено­ваться "теорией официальной народности", он изложил в докладе Николаю I. Русскими национальными началами Уваров провозгласил константы "тройственного понятия" - православие, самодержавие, народность. В этой триаде народность определяется им следующим образом:"Вопрос о народности не имеет того единства, как пре­дыдущие...Относительно к народности все затруднение заключа­лось в соглашении древних и новых понятий; но народность не заставляет идти назад или останавливаться, она не требует не­подвижности в идеях...Довольно, если мы сохраним неприкосно­венным святилище наших народных понятий; если примем их за основную мысль правительства..." (16) Как видно из текста, именно это изначально "размытое" содержание министр просвеще­ния вложил в это слово, что придало универсальность
уваровской формуле.
В.А.Кошелев в статье "Славянофилы и официальная народ­ность" следующим образом раскрывает идеологию "уваровской" формулы:"Два первых его компонента оказывались основным зало­гом извечной "крепости" Руси...Третий компонент - народ­ность...становится идеологическим опраданием двух остальных компонентов..."(17)
Продолжателями органического (натурально-морфологическо­го)подхода к исторической жизни народов "эпоху всеобщего кри­тицизма" жизни стали А.Григорьев, Н.Данилевский, К.Леонтьев.
Находясь под влиянием формулы Шеллинга о том, что и наро­дам, и лицам, возвращается их цельное самоответственное значе­ние, и славянофильского "органицизма", А. Григорьев принцип ор­ганичности подводит под все жизненные реалии:" каждая эпоха есть своего рода "организм", целое во времени, как каждый на­род есть целое или организм в пространстве... так или иначе видоизменивший первоначальное предание в своих преданиях и ве­рованиях, вносит свой органический принцип в мировую жизнь...Каждый таковой организм сам в себе замкнут, сам по се­бе необходим, сам посебе имеет полномочие жить по законам, ему свойственным, а не обязан служить переходною формою для друго­го..."(22)
Так в рамках органического мировоззрения зародились пред­посылки теории Данилевского культурно-исторических типов, сформулированной в труде "Европа и Россия". "Всякое племя или семейсиво народов,-считает автор, составляет самобытный куль­турно-исторический тип."(23) Условием для его развития явля­ется политическая независимость. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого ти­па. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, достигает полноты, когда его этнографические элементы в политическом отношении составляют федерацию. Если цивилизация не передается от одного культурно-исторического типа другому, то как осуществляется влияние одного народа на другой? Дани­левский считает, что это влияние осуществляется посредством колонизации,прививки и питания. Если первых два способа унич­тожают самобытность народа, то третий, при сохранении специфи­ческой образовательной деятельности народов и их свободном от­ношении к результатам деятельности, является истинно плодот­ворным. Человечество и народ по мысли автора "Росии и Евро­пы"относятся как родовое понятие к видовому. Если племена не составляют генетически -самобытных единиц, а становятся ими с течением тысячелетий, то понятие общечеловеческое по своему содержанию еще более бесцветнее, нежели понятие племенное. На место общечеловеческого Данилевский выдвигает другое понятие - всечеловеческое, смысл которого состоит из совокупности всего народного.
В своем жизненном цикле культурно-исторический тип прохо­дит стадии: первоначального формирования; складывания госу­дарственности и обретения способности защищаться от внешней опасности; наивысшего расцвета, сопровождающегося появлением искусств, наук, религии, и, наконец, постепенного превращения в этнографический материал из-за ослабления созидающих начал, что выражается в утрате государственной независимости и куль­турной самобытности.
Таким образом особенность теории культурных циклов - в обращении внимания на значение национального фактора, который
Н.Я. Данилевский делает движущей силой, смыслом и целью исто­рии.
В работе "Племенная политика как орудие всемирной революции"
К.Леонтьев к теории культурно-исторических типов делает су­щественное дополнение, носящее эсхатологическую окраску: чедо­вечество живо до тех пор , пока способны к развитию самобытнве национальные культуры; унификация человеческого бытия, появле­ние сходных черт в социально-политической, эстетической, нравственной, бытовой и др.сферах есть признак не только ослабления внутренних жизненных сил различных народов, но и приближения человечества к гибели. Как и славянофилы, Дани­левский Леонтьев считает, что ни один народ не может считать себя историческим эталоном, ни одна нация не может создать уникальную цивилизацию дважды. Леонтьев формулирует закон "триединого процесса развития", с помощью которого можно опре­делить на какой исторической ступени находится та или иная на­ция. Первую стадию он называет стадией первоначальной простоты и ей соответствует аморфное национальное образование; вторая стадия "цветущей сложности" - ей соответствует наибольная диф­ференцированность национальных форм, это стадия "культурной производительности" и "государственной стабильности"; третья стадия "вторичного смесительного упрощения" - для нее харак­терны признаки регресса. Через призму своей стадиальности Ев­ропа Леонтьеву видится как постепенно разлагающимся организм.
В последней трети прошлого столетия русская философская мысль выразила себя в развитой форме концептуального рациона-
лизма. Опорой в построении философем для большинства мыслите­лей служили истины религии - христианства. В работах предста­вителей религиозной философии получили дальнейшую разработку основные проблемы народной тематики, среди них: 1) проблемы национальной онтологии; 2) родо-видовых соотношений понятий человечество - народ, народ - личность; 3) содержания нацио­нальных форм;4) народного самосознания и нравственности; 5) исторических форм развития народов;6) соборности как духовной общности народа и др.
В традиции восприятия мира, как органического целого, в котором все соразмерно и сопринадлежно, всеедино разрабатывает свое понимание категории "народ" Вл. Соловьев. В основе его лежит синтез принципа христианского универсализма и органи­ческой логики. Философ, вслед за Данилевским,понимает идею всечеловечества ( Церьковь как тело Христово) не как отвлечен­ное безличностное и безнародное понятие, а как согласную пол­ноту всех положительных особенностей ...личных и народных. Требуемое Христом перерождение не есть уничтожение естествен­ных свойств и сил, а сообщение им нового содержания, которое может только укрепить народность, расширить проявление ее по­ложительного характера. Утверждение народности происходит не в ней самой, а в чем-то всеобщем, сверхнародном. Творчестсво ве­ликих народов национально по источнику и способам выражения, но универсально по содержанию и предметным результатам. Поскольку универсально народное творчество, постольку уни­версально в своем предмете и истинное самосознание народное. Метафизический подход к народностям как самостоятельным соби­рательным существам не устраняет возможности ценить и любить другие народы. Если такое отношение станет правилом, нацио­нальные различия не только сохранятся, но и усилятся. Естест­венная организация человечества семья - народ -человечество необходима для того, чтобы частные потребности и частные стремления вели к общему успеху, тем самым способствовали со­вершенствованию целого. Действительным субъектом нравственного прогресса есть единичный человек совместно и нераздельно с че­ловеком собирательным. Семья - народ -человечество являются тремя пребывающими степенями воплощения человека собирательно­го. Им соответсвует в истории три ступени: кровно-родовая, на­родно-политическая и духовно-вселенская. Народ не поглощает ни семьи, ни личности, а наполняет их жизненным содержанием в оп­ределенной национальной форме. Признание народности реальной силой, а не простым скоплением многих человеческих единиц ре­шается не предполагаемым единством происхождения (которое в пределах национальностьи есть в огромном большинстве случаев фикция), а на основании единства языка и истории.(24)
С религиозными идеями связано представление о народе и великого писателя Ф.Достоевского. Достоевский считает, что сущностью народа является вера в Бога, именно она выступает формообразующим принципом. Ни раса, ни класс, ни даже нация или страна народ не образуют - только идея, которая его объ­единяет и которой он захвачен. В итоге понятие народа у Досто­евского связывается с церковью, как духовной общностью или обобщенным лицом.
Благодаря своему духу народ образует не мертвую без­душную массу, а могущественный и сознающий свое могущество жи-
вой организм, сплоченный как один человек и нераздельный серд­цем с тем, что он рассматривает как выражение своей воли. На­родный дух является формообразующей силой для политических институтов.(25)
Христианское учение о нации (народе) в аспекте софиологии в работе "Расизм и христианство" изложил С.Булгаков. Основным вопросом поставленым в статье является вопрос каким образом устанавливается единство человеческого рода. Философ исходит из положения, что изначальным единством человечества была не кровь, а духовность, иначе бы человечество распалось на разла­гающее множество рас. Во Христе, понимаемом как множественное человеческое я-мы, осуществляется через онтологическое многое­динство любви многоединство человечества. Этим утверждается множественно-личный характер человека. Поэтому личность явля­ется первоосновой человеческого бытия. Она обретает себя в Адаме индивидуально, ограниченно, в силу первородного греха. Восстановление вселичной универсальности происходит в челове­честве Богочеловека, где растворяются все национальные разли­чия. Поэтому личность сверхнациональна. Но так как личность является субстратом жизни, поэтому ей присущи душевность и те­лесность. В соединении духовности и душевно-телесности и состоит человечность. Эта воплощенность духа, индивидуализиру­ясь, придает жизни характер многообразия. В нем находит себя и семья, и род, и нация, каждое по-своему и в своем особом ка­честве.(26)
Большое место народно/национально проблематике было отве­дено в работах представителя христианского персонализма Н.Бер­дяева.
Вслед за Соловьевым, Достоевским, Булгаковым Н.Бердяев отвергает понимание народа как социальной категории, духов­ность выступает ее подлинной субстратной основой. Он не прием­лет народнического отношения к народу, сутью которого было транцендентное отношение:"народ-это есть прежде всего "не-я", противоположное мне, то , перед чем я склоняюсь, что в себе заключает "правду", которой во мне нет, то, перед чем я вино­ват..."27() Народную жизнь он понимает как общерусскую жизнь, жизнь всей русской земли и всех русских людей, взятых в глу­бинном пласте. Поэтому для него "народ - это я сам, моя глуби­на, связывающая меня с глубиной великой и необъятной России...И в глубине я - культурный человек - тако-же народ, как и русский мужик, и мне легко общаться с этим мужиком ду­ховно."(28)
Так как в языковой практике "народ" и "нация", "нацио­нальное" и "народное" постоянно смешиваются, Бердяев четко разводит эти понятия: "Различие между нацией и народом, нацио­нальным и народным не есть вопрос терминологический...Народ есть реальность гораздо более первичная и природная, чем на­ция, в народе есть что-то дорациональное."(29) Нация представ­ляет собою образование историческое. Если народ есть люди, достигшие единства, то нация есть принцип, господствующий над людьми. Нация глубже связана с государством. Вот почему народ­ничество чаще носило анархический характер, национализм же всегда хочет сильного государства. Народ стремится выразить себя в образах, создает обычаи и стиль, нация же создает формы власти. Качественные понятия "национальное" и "народное" так же различабтся по степени рационализации, но то и другое опи­рается на коллективное подсознательное, на очень сильные эмо­ции.
Став свидетелем двух мировых войн ярко проявивших сущ­ность национализма, Бердяев считал, что "победа над националь-
ными стремлениями есть одна из великих задач. Федерация наро­дов, отрицание суверенитета национальных государств - путь к этому."(30)
Отвергая принцип иерархического персонализма, одним из моментов которого является признание коллективной личности, из-за внутренней антиперсоналистичности, философ считает, что только человеческая личность имеет чувствилище к радости и страданию, колективное же единство, в котором нет экзистенци­ального центра, нет личной судьбы признать личностью невозмож­но. Если в средние века спор об универсалиях велся между реа­листами и номиналистами в сфере логики, то в век пропитанности обществоведческой мысли социологией, не может быть решен раци­ональным познанием. Решение его предполагает нравственный вы­бор.
Наиболее яркими представителями иерархического персона­лизма в русской философской мысли были Н.Лосский и Л.Карсавин. Суть данного мировоззрения в простой форме выразил Лосский в работе "Характер русского народа": "...весь мир состоит из личностей, действительных и потенциальных, и каждая личность есть первичный элемент мира, непроизводный из других су­ществ...каждый народ есть личность высшего порядка, чем личное бытие каждого отдельного человека; лица, принадлежащие к составу народа, суть органы народа; конечно , они только от­части живут интересами народа, как целого, отчасти же ведут свою самостоятельную жизнь...каждое общественное целое нация, государство...есть личность высшего порядка: в основе его есть душа, организующая общественное целое так, что люди, входящие в него служат целому как органы его."(31)
Будучи в эмиграции после революционного переворота, русские мыслители разрабатывали отдельные вопросы народной
проблематики.
Н.И.Ульянов в середине ХХ столетия вновь обращается к вопросу о смысле понятий "народ" и "нация". Он не разделяет взгляда тех философов, которые полагают, что был период, когда народ не являлся национальностью и сделался он ею под влиянием капиталистических отношений, которые позволили ему осознать свою общность. По мнению мыслителя, в древние времена люди чувствовали национальную природу своих племен, но только тогда не существовало идеи государственного объединения племен по национальному признаку. Национальность раскрывается в твор­честве. Значит творчество как функцию народа без нее нельзя представить. Истинная национальность связана не с самосознани­ем, а с самоощущением народа. Национальное самосознание связа­но с господствующей партийной идеологией, внедренной в умы на­рода. Нацию он считает духовным телом народа, созданным в ходе его истории. Оно может менять форму, но при всех изменениях остается верным самому себе.(32)
Синтез христианских идей и материализма представляет ори­гинальная работа Д.Панина "Теория густот": душа состоит из трансфизических частиц, управляет мозгом, принадлежащим к фи­зическому миру, и находится с ним в обратной связи. Если пульсации трасфизического поля души вызываются сходными мысля­ми и переживаниями разных людей, то при наложении друг на дру­га они образуют духовную сущность народа (его душу). Опреде­ленная ярко выраженная общая направленность душ увеличиает это взаимодействие, и тем самым народ проявляет свою душу, т.е. обретает свое единство.(33)
Таков неполный круг тем поднятых и разработанных предста­вителями религиозной мысли.
_____________________
* Этюд был написан в конце 90-х годов. Но актуальности материал, на мой взгляд, не утратил.

Память, мнение, 90-е, общество, русская цивилизация, философия, кино

Previous post Next post
Up