Они познакомились в 1922 году Наталья Александровна только-только перебралась в Москву, пробовала себя на различных театральных площадках столицы и одна воспитывала дочь Ирину (ее первый муж погиб в гражданскую войну). Поэтому ухаживания знаменитого комиссара, речи и фотографии которого почти ежедневно появлялись в газетах, актриса приняла весьма благосклонно. 25-летняя разница в возрасте не смущала и Луначарского. Ради Розенель он оставил семью - жену, с которой прожил 20 лет, и сына. И, сменив кремлевскую квартиру на апартаменты в Денежном переулке, в 47 лет начал новую жизнь.
По воспоминаниям современников, жили Луначарские на широкую ногу. Почти каждый год выезжали за границу. Даже на операцию по удалению глаза Анатолий Васильевич отправился в Германию. Наталья, пока муж лечился, не скучала - снималась в немецких фильмах. Ее потом приглашали в Голливуд, но Луначарский не разрешил. Зимой обычно семья жила в городе, а летом и осенью на, говоря сегодняшним языком, государственных дачах. Одним из самых любимых мест была усадьба Остафьево, официально считавшаяся музеем. Долгие годы Остафьевом владели князья Вяземские, и только в 1915 г. дом купил граф Шереметев.
Анатолий Васильевич оказался человеком гуманным и не стал выселять графа. Он вообще уважительно относился к «бывшим». До последнего дня закрывал глаза на бесконечные доносы служащих Малого театра о том, что их руководитель, знаменитый актер Александр Южин, урожденный князь Сумбатов, якобы не возражал, когда его называли «князем» и обращались «ваше сиятельство». источник gptu_navsegda: Вечер памяти Н. А. Луначарской-Розенель с моими комментариями
1. Вступительное слово ведущего, который честно сознается, что с героиней лично знаком не был, просто зачитывает краткую биографическую справку о Розенель. Можно не слушать тем, кто читал о ней статью в википедии.
2. Воспоминания известного тенора И. С. Козловского о личных встречах с Луначарским. Теплые слова, но ничего особо интересного.
3. Воспоминания известной арфистки-виртуоза Веры Дуловой о том как ей в детстве помог с карьерой Луначарский, оплатив образование за границей из средств своего фонда. Кстати, в википедии написано, что В. Дулова княжеского происхождения из рода Рюриковичей.
4. Ирина Луначарская (дочь Розенель) зачитывает короткое приветственное письмо от Тихона Хренникова.
5. Артист МХАТа Николай Рыжов вспоминает о работе с Розенель во МХАТе. Чисто театральные воспоминания.
6. Небольшой рассказ ведущего о том, как в доме Луначарского играли на гармони Буденный и поэт Каменский.
7. Иосиф Прут рассказывает дежурную байку о том, как Луначарский ехал на встречу с пожарными, а попал на вечер пекарей. Можно пропустить.
8. Важно! Владимир Лакшин рассказывает что именно они вместе с Игорем Сацем разбирали и вероятно зачищали личную библиотеку Луначарского с подцензурными книгами. И немного об истории издания мемуаров Розенель «Память сердца».
9. Ведущий читает главы из воспоминаний Розенель
10. Пианист Александр Сац (сын Игоря Саца, племянник Розенель) исполняет вальс композитора Ильи Саца (кажись, дядя Розенель), написанный для дореволюционной поставки во МХАТе драмы С. Юшкевича «Miserere». Кстати, Семен Юшкевич это брат философа-меньшевика Павла Юшкевича, примыкавшего к богостроительству со своей теорией эмпириосимволизма, которую среди прочих Ленин обругал в "МиЭ". Вальс, кстати, очень даже неплохой.
11. Ирина Луначарская читает неопубликованные письма Луначарского к Розенель. Важен факт сохранности этой переписки, надеюсь она есть в архивах.
12. Воспоминания актрисы Клавдии Пугачевой о совместных с Розенель походах по иностранным посольствам, я когда-то постил главу о Розенель из ее книги. Она, видимо, была достаточно близкой ее подругой. Можно не слушать, текст по ссылке гораздо интереснее.
13. Воспоминания актрисы Галины Кравченко (жены сына Льва Каменева). Важен факт их знакомства.
14.
Важно! Воспоминания актрисы и режиссера Веры Строевой (жены режиссера Григория Рошаля). В конце она рассказывает, как Луначарский относился к своему нквдшнику-соглядатому ( "административному человеку" Явно)!
Режиссеры - Григорий Рошаль, Михаил Доллер Сценаристы - Георгий Гребнер, Анатолий Луначарский Операторы - Луи Форестье, Александр Шеленков Художники: Владимир Егоров, Валентина Хмелёва В ролях: Бернхард Гёцке, Наталья Розенель, Эльза Темари, Николай Хмелев, Сергей Комаров, Владимир Фогель, Михаил Доллер, Александр Чистяков, Александр Громов, Анатолий Луначарский, Анна Земцова. Межрабпомфильм и Прометеусфильм (Берлин), 1928 год. Премьера состоялась 4 декабря 1928 в Москве и в 1929 году в Берлине.