Оригинал взят у
coshevka в
Московская Окружная железная дорогаЯ начинаю серию постов, посвященную сохранившимся архитектурным объектам МОЖД. Дело в том, что это единственная железная дорога в России, все здания которой построены в едином стиле (модерн) и спроектированы одним архитектором - А.Н. Померанцевым. Дорога построена в 1908 году. До конца 50-х годов прошлого века дорога еще перевозила пассажиров. Ныне она осуществляет грузовые перевозки. Многие из живописных и оригинальных зданий дороги сохранились и доныне, к сожалению - не все в хорошем виде. Все пассажирские здания МОЖД располагались внутри кольца, а все служебные - на внешней стороне. Как известно, сейчас обсуждаются проекты реконструкции кольцевой железной дороги, причем, планируется соединить ее с линиями метро.
При этом одни из проектов подразумевают полную реконструкцию и модернизацию дороги, а другие призывают сохранить наиболее ценные памятники архитектуры, включив их в обновленный ансамбль.
А началось все, как часто бывает, со случайности. Объезжая пробку на машине, мы с мужем как-то поехали по проезду Черепановых, и я в окно увидела интересные и необычные для города домики - двухэтажные, затейливые. Придя домой, залезла в Инет, и тут впервые узнала про здания Окружной железной дороги. А также узнала, что в проезде Черепановых (бывшая Пакгаузная улица) находится главная станция МОЖД - Лихоборы. Так как это все находится довольно близко от нашего дома, мы сели на велосипеды и отправились туда.
Первое здание, которое мы увидели на углу проезда Черепановых, был так называемый "Дом с совой". Это едва ли не самое знаменитое здание дороги, в его проекте, предположительно, участвовал Ф. Шехтель. Сейчас он пустует. А когда-то это был дом начальника пути. Вот как он выглядел:
А сейчас - так:
Неподалеку располагается здание вокзала. Сейчас он покрашен в голубой цвет, а первоначально все здания дороги были красно-белыми.
Старый вид.
Современный вид.
И это тоже.
А вот дом управляющего дорогой:
Ныне выглядит так:
Другие здания на улицах я идентифицировать не смогла, хотя очевидно, что они относятся к тому же ансамблю. Здесь были жилые дома, в которых жили станционные служащие:
На станции Лихоборы в 2008 году был построен памятник, посвященный столетию МОЖД.
На медальонах позади - изображения и названия всех станций МОЖД.
... всего 14 станций.
На другой (внешней) стороне дороги расположены технические службы. Здесь были мастерские, баня, водокачка, казармы, приемный покой, продовольственные склады. Из всего этого что-то утрачено, что-то недоступно для осмотра (находится за забором). Относительно хорошо просматривается только водокачка, которую тоже перекрасили в голубенький цвет:
Прекрасный образец неоготики!