О Генпланах разрушения Старой Москвы. История вопроса. Геннадий МОКЕЕВ.

Jun 16, 2009 04:10

в интернете публикуется впервые



«Мы любим наши святыни, но потому лишь, что они - в самом деле святы...
Святыни наши не из полезности их стоят, а по вере нашей».

Ф. М. Достоевский

«Москвой» называется ныне многомиллионный градостроительный мегаполис, включивший в себя громадную территорию города и бывших пригородных сел. Но даже сегодня москвичи по-прежнему называют «городом» исторический центр, в основном в пределах Садового кольца. Здесь прежде и размещалась древнерусская Златоглавая Священная столица.

«Москва - памятник древнерусского градостроительства» - называлась моя небольшая статья в журнале «Наука и жизнь» № 9 за 1969 год. В ней объяснялась суть необычайного своеобразия веерно-ветвистой системы планировки средневековой Москвы. К тому времени советская столица почти 35 лет активно реконструировалась по другой, радиально-кольцевой системе планировки. И все эти годы путем пробивки широких проспектов-радиусов и колец взламывали в старом ее центре уникальную средневековую систему. Говоря иначе, - варварски разрушали древнерусскую столицу, да еще под прикрытием политических лозунгов о необходимости строительства вместо нее Москвы Социалистической.



1. Веерно-ветвистая система планировки Москвы XVII века.

Понятие «памятника», а тем более «уникального памятника древнерусского градостроительства» мирового класса и значения, требовало не его реконструкции-разрушения, а охраны, реставрации, регенерации, - как это практикуется у всех культурных народов, цивилизованных государств. А тут что-то клинически заклинило: почему «Москва Социалистическая» должна быть обязательно «радиально-кольцевой»? ЦК вместе с ЧК давно охватили город излишней политизацией. И вот чисто градостроительное исследование планировки неожиданно оказалось в зоне столкновения интернациональной идеологии и не принимавшего ее русского духа.




2. Уникальная веерно-ветвистая система планировки древней Москвы, сохранившаяся доныне на 80%.
Идеализированная схема Г.Мокеева.

Коммунисты настырно строили Москву Социалистическую, но зачем-то обязательно на «обломках старого мира», - а не рядом и не в стороне. В обломки превращалась как бы «вражеская» идеологическая твердыня, «требовавшая» поэтому больше разрушений, чем созидания. И такой твердыней оказалась старая священная для русского народа Москва.



3. Примитивная радиально-кольцевая система планировки социалистической Москвы,
которую внедряли с 1935 года в застройку древнего центра столицы.
Идеализированная схема Глав АПУ Москвы.

Любое противоречие действиям властей было тогда опасно для защитников наследия русской христианской культуры и наказуемо. Так, выступившая против первого разрушительного проекта реконструкции Москвы 1935 года группа наших замечательных ученых-историков во главе с И. Чаяновым была репрессирована и почти вся погибла в лагерях ГУЛАГа. Выступившая затем против второго проекта реконструкции Москвы 1961 года группа ученых и журналистов во главе с доктором архитектуры П. Ревякиным была административно наказана, а от ее лидера потребовали отречения под угрозой репрессий. Остановить бульдозер и шар-бабу стало некому.

К 1969 году процесс разрушения Древней Москвы ускорился. Рушили храмы, монастыри, дворцы... Сквозь историческую застройку пробили Новый Арбат, Солянку, Дмитровку, на очереди были Замоскворецкая часть первого кольца, Новокировский проспект, Ордынка... Обстройка новых проспектов высотным ширпотребом искажала и обезличивала своеобразный образ центра города и его частей. Поэтому тогда же в ЦС ВООПИК (обществе охраны памятников) мной был прочитан доклад «Древняя Москва - в опасности!». В докладе говорилось об умышленном разрушении древнерусской столицы с 1918 года интернациональными, космополитическими силами, а с 1935 года делалось это еще и с помощью искусственного внедрения ложной для старинного города радиально-кольцевой системы планировки.



4. Порочное развитие радиально-кольцевого города (по В.И. Долганову)

Выступление объединило тогда третье поколение защитников Древней Москвы перед появлением третьего, особенно разрушительного проекта ее реконструкции 1971 года. Была подкреплена позиция второго поколения (П. Ревякин, К. Князев и др.), усилена активность Общества охраны памятников. Среди новых самоотверженных борцов можно особо отметить М. Кудрявцева, его статью «Судьба русской столицы» (Самизд. журн. Вече № I, 1971 г.). В статье автор резко высказывался против процесса разрушения Древней Москвы, уникального памятника русского градостроительного искусства.
Но наши выступления походили на «постскриптум» и вроде бы уже не имели никакого значения, так как были запоздалыми. Набравшая обороты и разогнавшаяся мощная махина строительного комплекса социалистической столицы продолжала двигаться в центре как «слон в посудной лавке» (выражение Ревякина). Главное Архитектурно-планировочное управление (ГлавАПУ) Москвы заканчивало разработку нового Генерального плана столицы, Проекта детальной планировки (ПДП) древнего центра, причем в них уже содержалось предложение об окончании к 2010 году его реконструкции. Генплан и ПДП центра, - в чем никто не сомневался, - был в 1971 году действительно одобрен к исполнению и утвержден всеми властными инстанциями МК, СМ и ЦК.



5. Столичный центр, символ Советской власти - по Генеральному плану 1971 г. Красным отмечена зона общегородского центра на расчётный срок до 1995 г. по направлениям трёх диаметров 1935 года. ( I этап)

Однако началась быстрая поляризация сил и почти молчаливое, но упорное «перетягивание каната». С одной его стороны все больше увеличивалось количество патриотически настроенных «представителей общественности», москвичей-защитников древнего города. С другой - стояла «могучая кучка» партийно-государственного аппарата. «Защитники» (профессионалы-градостроители) предложили в ВООПИК концепцию регенерации Исторической Москвы как памятника древнерусского градостроительного искусства (П. Ревякин, В. Виноградов, М. Кудрявцев, Г. Мокеев и др.); «аппарат» Глав АПУ провозгласил скорое построение «Москвы Коммунистической» (М. Посохин, Г. Макаревич, Б. Тхор и др.). Неожиданно к концу 80-х годов партийно-государственный аппарат власти начал «перестраиваться», идеологически изменяться и почти отпустил свой «конец каната». Более того, была выставлена негативная оценка полувековому процессу реконструкции древней столицы, официально объявлено о потере Москвой в значительной, даже опасной уже степени уникального облика, своего исторического лица. В этой связи были отменены (Б. Ельцын) «красные линии» радиально-кольцевой системы планировки 1935 года, по которым велась реконструкция-разрушение древнерусской столицы.



6. В перспективе вокруг ядра... планировалось создать шесть нодальных центров с застройкой в 30 этажей ( II этап). Сборник Архитектора Москвы - 73, под редакцией Г.В.Макаревича, стр. 80

Таким образом, только в конце XX века власти (и то лишь власти изменившиеся) признали ошибочность курса создания Москвы Коммунистической на обломках Москвы Священной. Следом исчезли химерическая Советская власть, фактическая власть КПСС, наконец, само Советское государство. Но превращенной уже в «обломки» Древней Москве от этого «не стало легче».

В новом XXI веке ситуация не улучшилась, а ухудшилась. Полуразрушенная древнерусская столица попала «из огня, да в полымя». Еще актуальней стал клич: «Древняя Москва - в опасности!» Более того, «Третий Рим», а это всего 2% территории города, оказался сейчас под реальной угрозой окончания варварского разрушения, уничтожения путем распродажи его земли в частные руки под новое высотное строительство. Антинародные интернациональные силы разрушения лишь перестроились в систему «варварского российского капитализма» (выражение Ленина). Цель новых русских лукавых градостроителей в отношении Священной Москвы осталась прежней - тлетворной.

После войны с фашизмом Европы множество разрушенных древних городов России, Украины, Белоруссии пришлось заново восстанавливать. Ныне полуразрушенную интернационалом Древнюю Москву тоже нужно восстанавливать, возродив ее историко-градостроительные ценности, художественные качества. Восстанавливать как градостроительную Святыню Руси-России. И сделать это должна исконная Любовь русского народа к своей старой Матушке Москве. Ведь «Бог - есть Любовь», - по слову святого апостола Иоанна Богослова. А судьба Москвы - это также судьба ныне полуистребленного русского народа, судьба России, возрождение которых неизбежно.

графика, вандализм, статьи, православие, охрана памятников, варварство, утраты, чиновники, Москва, СССР, 30-е годы, Россия, 50-е, Геннадий Мокеев, Генплан Москвы, образование, памятники, литература, ликбез, книги, снос домов, Старая Москва, 60-е

Previous post Next post
Up