16-18 октября. День за днём.

Oct 16, 2012 09:57



Войдя в Москву, некоторые французские воины, такие, например, как сержант Адриен Жан Батист Франсуа Бургонь, оставивший свои воспоминания об этом походе, забыв выпавшие на их долю опасности и лишения, не прочь были устроиться на удобных квартирах на зиму и заняться победами другого рода - таков уж характер французского воина: от сражения к любви, от любви к сражению...



В Летнем, или Императорском, саду в Москве 16 октября 1812 года
Христиан Вильгельм Фабер дю ФОР

Они основательно подготовились к зимовке: У нас было запасено на зиму 7 больших ящиков шипучего шампанского, много испанского вина и портвейна, кроме того пятьсот бутылок рома, и сотня больших голов сахара - и всё это на шестерых унтер-офицеров, двух женщин и одного повара! Ветчины было у нас вдоволь: мы отыскали целый склад окороков; прибавьте к этому солёной рыбы в изобилии, несколько мешков муки, две больших бочки сала, которое мы приняли за масло. Не было недостатка и в пиве. Но, как справедливо заметил, ставший уже, для меня во всяком случае:), своим, живописец Христиан Вильгельм Фабер дю Фор, Москва стала большой могилой наших надежд...





В Летнем, или Императорском, саду в Москве 16 октября 1812 года
Христиан Вильгельм Фабер дю ФОР

В восточной части Москвы, возле Немецкой слободы, Императорского и Лефортовского дворцов, находится Летний, или Придворный, сад, пересекаемый Яузой. Это одно из самых красивых мест столицы, выделяющееся своими размерами, красивыми деревьями и очаровательными беседками, островками, мостами и дворцами, окружающими его.





В Кремле, в Москве, 17 октября 1812 г.
Христиан Вильгельм Фабер дю ФОР

Многие сотни церквей, чьи сверкающие купола рассылают золотые, серебряные и разноцветные лучи во все стороны, отличают Москву, эту древнюю столицу царей, справедливо называемую Городом золотых куполов. Она великолепна, возможно, единственная в своем роде на Земле. При удачном освещении она являет взору путешественника, направляющегося из Можайска и выезжающего из дубового леса, которым поросли последние вершины перед ней, великолепное зрелище.

Посреди этих башен и восточных куполов возвышается Кремль, в котором, помимо царского дворца, арсенала, дворца Сената и резиденции патриарха, находится более тридцати церквей. Две из них, интересные своей древностью, назначением, архитектурой и связываемыми с ними историческими воспоминаниями, стоят перед царским дворцом, на старом дворе, образуемом стеной. Одна, украшенная девятью позолоченными куполами и такой же крышей, примыкает ко дворцу и поэтому называется Дворцовой - это Благовещенский собор (Собор Благовещения Пресвятой Богородицы). Другой, с пятью посеребренными куполами, - Успенский собор. В этом последнем происходили коронации императоров.

Благовещенский собор заложен в 1397 году великим князем Василием Дмитриевичем и завершен в 1407. Позднее, в 1484 году, он был разрушен. В царствование Ивана Васильевича его начали восстанавливать. Он был достроен и освящен в 1489 году. В 1697 году Петр Великий, а в 1770-м Екатерина II повелели реставрировать росписи и статуи, сохранив старинный стиль.

Успенский собор был заложен в 1325 году митрополитом Петром, завершен в 1327 году и благословлен Прохором, архиепископом Ростовским. Сгоревший в 1492 году от удара молнии, он был восстановлен в 1519-м великим князем Василием Ивановичем. В 1692 году царь Федор Иванович велел расписать собор изнутри фресками, а в 1773-м Екатерина II приказала реставрировать церковь.

В октябре 1812 года большая площадь, находящаяся восточнее этой церкви, которую видно на картинке, была занята многими сотнями ящиков французской и союзных армий, которые составили туда из-за нехватки повозок. Они были так набиты, что их невозможно было как следует закрыть. Это были те самые ящики, которые армия при отступлении была вынуждена бросить. Частично из них был взят порох, использованный в минах для подрыва Кремля.



В Москве 18 октября 1812 года
Христиан Вильгельм Фабер дю ФОР

Находясь в Москве, этой большой могиле наших надежд, мы видели, как оставшиеся в ней немногочисленные жители в ужасе разбегались при виде нас, словно наше прикосновение было заразным. Они прятались в руинах дворцов, в церквях, уцелевших от пожара, проводя, как и мы, дни в тревоге и надеясь на более счастливые времена. Но когда через некоторое время Мюрат был застигнут врасплох и с потерями отбит от Тарутино хитрецом Кутузовым, когда впервые за долгое время богиня победы улыбнулась русским, эта обнадеживающая новость быстро распространилась среди жителей города царей. Она вызвала радость у противника, в русских она вселила новые надежды, тогда как среди нас распространила лишь отчаяние.

А о 18 октября поговорим ещё позже, этот день насыщен событиями...

1812

Previous post Next post
Up