От кареты до трамвая

Apr 22, 2009 16:29


В детстве я очень любила одну книжку в стихах. Называлась она забавно: «От кареты до ракеты» и рассказывала об эволюции транспортных средств в истории человечества. Рассказывалось очень живо, доступно, интересно. «Почему бы так же не рассказать луганчанам об истории транспорта в нашем городе?» - подумала я. Засела за книжки, заглянула в Госархив Луганской области и... В общем, предлагаю «прокатиться» (на лошади, на трамвае и др.) с ветерком по «транспортной тематике».


«На лугу пасутся ко...»

Кто из вас видел х/ф Н. Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» наверняка вспомнит сцену, показанную вначале. Под хорошую песню, талантливо исполненную А. Градским, крестьянское отребье (!) катит к откосу барскую карету и выбрасывает ее как ненужный хлам. Не знаю, как у Вас, а у меня от просмотра этого эпизода всегда мурашки по коже - есть что-то такое жуткое и зловещее, когда несколько здоровых бугаев и девка крошат, кромсают и ломают что-то целое, полезное. Или я не права?! В отличие от крупных столичных музеев наши луганские не могут похвастаться наличием такого экспоната, как карета. А жаль! Достоверно не известно, сколько карет колесило по дореволюционному Луганску. Скорее всего, их было не очень много. Карета - это предмет роскоши, согласитесь.

В уездном Луганске больше всего было не карет, а повозок, фаэтонов, скромненьких экипажей.

Конь - верный, вечный друг человека! Наверное, одно из самых красивых животных на Земле. И уж точно - самое благородное.

Основным грузовым транспортом в Луганске, конечно, был гужевой. Верные Сирки покорно тащили тяжеленные грузы по пыльным улочкам и закоулочкам. Где только не использовали лошадей! Так, известно, что в Луганске в 1900 году город охраняли от пожаров 3 пожарные команды: городская, патронного и паровозостроительного заводов.

Ежесуточно дежурили 29 человек, в распоряжении которых было 26 лошадей, 3 ручных пожарных насоса, 14 бочек с водой. оворят, те, кто хоть единожды видел мчащуюся на пожар повозку с бочками и сидящими рядом пожарными брандмейстерами, одетыми в яркую форму с блестящими шлемами, не могли забыть этой картины до конца жизни!

Была в городе и конная милиция. Использовала лошадей и советская милиция, причем достаточно долго и успешно. Конная милиция была привилегированной «кастой». Если верить акту обследования жилищ милиционеров (проведенному комиссией Горсовета в 1926 г.), «конные» жили в лучших бытовых условиях, чем остальные стражи порядка.

«Вези меня, извозчик, по пыльной мостовой..»

Интересные сведения мы черпаем из документа Луганской Городской Думы от 31 января 1886 г. Как и нынешние «маршруточники», тогдашние извозчики должны были иметь разрешение на занятие этим промыслом.

Каждый извозчик был обязан прикрепить к своему верхнему платью и козлам экипажа жестяной номерной знак. В случае его отсутствия извозчик привлекался к мировому суду. Для получения такого жестяного знака он предоставлял в полицию свой паспорт. Извозчики находились под непосредственным наблюдением полиции. По распоряжению полицейских они должны были бесплатно отвозить пьяных в участок, а также вещи потерпевших от пожара туда, куда укажут.

Внешний вид и одежда представителей этой профессии строго регламентировались. Так, извозчикам запрещалось надевать военные рубашки и шинели.

Ежемесячно производился «техосмотр» экипажей. Последние должны были быть прочными, а сбруя - крепкой. При несчастных случаях с пассажирами к ответственности привлекали не только извозчика, но и хозяина экипажа.

Специально оговаривались места стоянок, разрешенные извозчикам. Их было 4: возле Новобазарной площади, возле Старобазарной площади, напротив дома нотариуса Савенко и «против дома Городской Управы» (ныне - здание Музея истории и культуры г. Луганска, ул К. Маркса). Конечно, за стоянку взималась плата в городскую казну. А «ловить пассажиров» в других местах запрещалось под угрозой штрафов.

Прохожий был волен сам выбирать себе экипаж по вкусу. Извозчикам же надлежало вежливо обращаться с пассажирами, а еще «во время езды песен не петь и не свистать, пьяных оберегать от ушибов и доставлять их с деньгами в целости». Конечно, лихачить извозчику запрещалось. В темные ночи экипаж должен был иметь зажженные фонари. В пьяном виде запрещено было заниматься извозом. Также этим промыслом не могли заниматься лица моложе 17 лет.

Из своей среды извозчики избирали старосту, который присматривал за соблюдением всех вышеназванных правил, и в случае чего доносил в полицию.

Движение было правосторонним, а плата за проезд - четко установленной, так что извозчик не имел права ее повысить. И хотя этот устав для извозчиков был принят еще в 1886 г., позднее он дополнялся и просуществовал до 1917 г. О том, какие таксы на проезд действовали в 1912 году мы узнаем из справочника «Весь Луганскъ в кармане». Цены варьировались в зависимости от того, сколько было лошадей в экипаже - одна или две - а также зависели от количества пассажиров. Так вот, в Каменный Брод или тюрьму можно было доехать за 30-60 коп., на Городскую бойню - за 25-80 коп., в завод Гартмана - за 20-25 коп., на мельницу Шахновича - за 60 коп.; на Гусиновку - за 40 коп. (тюрьма -нынешнее СИЗО, а завод Гартмана - ныне «Лугансктепловоз»). Как мы уже выяснили, все 4 разрешенные для извозчиков стоянки находились в центре города.

«Там, где вековая лежала пыль, след свой оставил автомобиль...»

О том, какие казусы, ДТП и прочая случались в дореволюционном Луганске мы узнаем из местной прессы.

«Лихачи. Странно видеть чинов полиции на ул. Петербургской, безнаказанно пропускающих мимо лихачей. Гуляющие пугливо отпрыгивают на обочину, окутываются густым облаком пыли. В других городах существует правило - проезжать возле пешеходов медленно», (газета «Донецкая жизнь», 1916 г.). «Невылазная грязь. Много у нас в Луганске грязных улиц. Но такой, как Беловская, найти сложно. Возница с грузом ехал на мельницу Шахновича. На ул. Беловской его телега увязла в грязи. Три лошади, силясь выбраться, пали. Жители улицы подняли лошадей, отрубили постромки.

И только утром проходящим мимо рабочим удалось извлечь телегу. Мужичок-возница смог двинуться дальше», (газета «Луганский листокъ», 1916 г.).

Как видим, за сто лет у нас ничего не поменялось. Также лихачат на улицах (правда, уже автомобилисты), также много у нас в Луганске грязных улиц.

Кстати, автомобильное (грузовое и пассажирское) движение было открыто в Луганске еще в 1910 г. Яковом Макаровым и Ханином Фрейманом. Можно только позавидовать тем луганчанам, которые дышали тогда чистым свежим воздухом а на медленно движущееся «чудо техники», пыхтящее и урчащее, извергающее вулканы дыма, смотрели искоса. Автомобилей в Луганске тогда было крайне мало.

Зато в 1920 г. в распоряжении у пожарной команды было 35 лошадей. В 1923 г. пожарные восстановили и оборудовали взятую на свалке грузовую автомашину марки «Даймлер». В 1926г. «автопарк» пожарной части пополнился второй машиной, оборудованной тремя металлическими бочками. С 1928 г. на вооружение луганским пожарным стали поступать пожарные машины отечественного производства. К 1940 г. в Луганске насчитывалось уже 15 солидных пожарных машин. (Желающим углубиться в данную тематику рекомендую книгу Г. В. Смирнова «Историческая хроника пожарной охраны Луганска», 1996 г., откуда и взяты данные сведения).

Что же касается «гражданского» транспорта, то долгое время после прихода большевиков плавным средством передвижения в Луганске все еще оставалась «старорежимная» лошадь. Многие ездили верхом. В 1926 г. Горсовет утвердил «Правила уличного движения». Движение по-прежнему было правосторонним.

Все виды транспорта были обязаны уступать движение пожарным машинам, похоронным процессиям, арестантским колонам. Как же передвигались луганчане в 1920-х годах? На улицах можно было встретить: автомашины, велосипеды, мотоциклы, грузовые и легковые подводы, экипажи, санки, тележки...

Извозчикам было запрещено привязывать лошадей к фонарным столбам и тумбам. По-прежнему экипажи должны были быть снабжены номерными знаками, а еще - тормозами. Забота о пассажирах выражалась в том, что окраска экипажа не должна была испортить костюм пассажира.

Скорость движения ограничивалась. Для легковых автомобилей она не должна была превышать 25 км/ч, для мотоциклов - 20 км/ч, а извозчик не мог ехать быстрее 12 км/ч.

(Ума не приложу только: как они измеряли скорость движения?) Лошади, впряженные в телеги с грузом, шли шагом.

Выдавались водительские своеобразные «права на вождение». Ведало этим Управление окружного отдела местного хозяйства. А когда в Луганске появились первые автобусы (1931 г), в каждой машине был кондуктор, а в шоферы брали мужчин не моложе 20 лет.

«Чтоб наши дети за трамвай не цеплялись!»

Это любимый тост моих родителей и их друзей, учившихся в г. Новочеркасске. Трактовать его можно двояко: во-первых, чтобы дети не баловались (известно, что раньше трамваи имели другое устройство, и можно было ехать с риском для жизни, схватившись сзади за своеобразную «кишку» - выступ).

Ну, и во-вторых, чтоб у детей был свой автомобиль - предел мечтаний советского человека.

Появление же трамвая в Луганске - история драматическая и овеянная легендами, Во многих городах Украины трамвай появился задолго до революции 1917 года. В Луганске мысль о трамвае тоже «витала в воздухе». (История появления и развития трамвайного движения в Луганске блестяще изложена в книге «70 лет в пути», 2004 г., откуда и взяты нижеследующие сведения).

В начале XX века Луганск был хоть и маленьким, но быстро растущим городом. Увеличилось количество населения, строились новые заводы - все это требовало решения транспортной проблемы. Извозчики едва успевали справляться с пассажирскими перевозками. А кроме того, они не были доступны бедному населению. В мире уже получил признание новый вид транспорта - электрический трамвай. На заседании Луганской думы этот вопрос поднимался трижды в 1899 г., 1904 г., 1911 г. И если в первом случае провинциальному городу в трамвае отказали (не «по чину»), то в двух других случаях помешали войны (русско-японская и Первая Мировая соответственно).

Крах империи и гражданская война отложили решения транспортной проблемы «в долгий ящик». Чтобы как-то смягчить ее, в 1931 году были пущены несколько автобусов. Вот как писала о них центральная «Правда»: «Автобус, фордик, и несколько колымаг - это весь транспорт».

В 1932 году был наконец-то создан план по прокладке трамвайных линий, который стал претворяться в жизнь.

Хуже всего то, что под предлогом прокладки первой трамвайной линии в Луганске была снесена Преображенская церковь (располагалась на площади Р. Люксембург, рядом с ДК им. Ленина).

Так или иначе, началось грандиозное строительство. Люди сталкивались с огромными трудностями: дождливая погода, грязь по колено, недостаток одежды, пищи...

Открытие трамвайной линии состоялось 1 Мая 1934 г. Горожане ждали этого события, как праздника. Им не верилось: неужели теперь на работу, учебу, за покупками можно будет ездить?!

Не забывайте, что кроме путей для города необходим был еще и сам трамвай. Легенда гласит, что его-то как раз и не доставало к открытию. Тогда наш земляк Клим Ворошилов приказал в Москве снять с рельсов трамвайный вагон и доставить его в Ворошиловград. Так у нас появился первый трамвай.

Плата за проезд в 1934 г. составляла 15 коп. Недостатков у новшества хватало, но вскоре в жизнь были воплощены еще 3 одиозных проекта: речной трамвай, прокладка маршрутов №7 и №8 к Парку им. Горького и детская железная дорога в этом парке.

Сейчас в Луганске плата в трамвае невелика - всего 50 коп. Жаль будет, если этот вид транспорта исчезнет совсем. Трамвай - это романтично, не правда ли? (Хотя, конечно, дождаться трамвай № 15 или №13 - дело безнадежное. Заметьте также peгресc развития трамвайного, троллейбусного движения - после 1990-го снова появились кондукторы).

«Шел по городу троллейбус...»

Помните, как в песне Булата Окуджавы герой уезжает от всех негараздів на синем троллейбусе. Говорят, будто сейчас в Москве каждое воскресенье курсирует «синий троллейбус» - своеобразный экскурсионный маршрут в памяти всех советских бардов. В нем бесплатно выступают Б. Г., Макаревич, другие известные певцы ...

К сожалению, в Луганске до такого пока не додумались. Зато на один из дней города у нас курсировал «веселый трамвай» с открытыми окнами, а в нем играли музыканты...

Когда же в Луганске появился первый троллейбус? Как и в случае с трамваем, проект пуска луганского троллейбуса поднимался не единожды. Впервые - сразу после войны, в 1945 г., второй раз - в 1950 г. И третий раз - в 1961 году. Тогда и было начато строительство троллейбусной линии. 16 января 1962 г. состоялась обкатка первой линии луганского троллейбуса.

До пуска линии 3 первых луганских троллейбуса стояли на площади Героев ВОВ в окружении восторженных горожан. Луганские газеты подробно описали первый рейс троллейбуса. Протяжность первого маршрута составила 11 км, Регулярное движение 3-х троллейбусов началось 25 января 1962 г. За первые 5 дней они перевезли 15 тыс. пассажиров. Вскоре луганский троллейбусный парк пополнился пятью машинами московского производства и 7-ю машинами киевского. Все мы помним эти смешные, старомодные машины с «толстенькими мордочками», которые время от времени нет-нет да и выйдут на маршрут.

А почему у наших луганских троллейбусов такая странная нумерация: 54, 53-й? Можно бы использовать «№ 1», «№ 2», «№ 3»? Такая перенумерация (с № «1» на № «51») была произведена в 1964 г. (по чешскому или польскому образцу).

Троллейбусный парк к 1969 г. превысил 100 единиц техники. В 1970-е гг. троллейбусный парк Луганска пополнился чешскими «Шкодами». Открывались все новые и новые троллейбусные линии. Даже на шахту «Ворошиловградская» № 1 можно было добраться на троллейбусе (с 1983 г.). Начиная с того же 1983-го троллейбус обогнал трамвай по объемам пассажироперевозок. Преимущества троллейбуса в Луганске состояли в том, что его маршруты напрямую связали центр с его новыми микрорайонами, были более комфортабельными и экономичными в эксплуатации. Так продолжалось до 1991 г., после чего начался спад, вызванный глубоким экономическим кризисом. Ныне в Луганске ходит лишь 21 троллейбус, а степень их изношенности приближается к 100 %.

Сама я пользуюсь троллейбусом крайне редко. Но не хотелось бы, чтобы троллейбусы в Луганске «вымерли». Они также придают городу своеобразный колорит.

«Наши люди в булочную на такси не ездят»

Эта известная фраза (претендующая на победу в виртуальном конкурсе «Самое цитируемое выражение из советских х/ф») мне лично очень нравится. Так же, как и фраза Эллочки Людоедки: «Парниша, возьми таксо!»

Советские люди, конечно, в булочную либо ходили пешком, либо могли проехаться, например, на автобусе.

Мы уже упоминали о том, что автобусное движение началось в Луганске в 1931 г. В 1939 г. был основан Ворошиловградский областной автотранспортный трест (облавто-трест). Конечно, ворошиловградский автобусный парк уже «перешагнул» ту критическую черту, когда в его распоряжении было всего несколько автобусов. Однако по-настоящему развернуться этому виду транспорта довелось уже после войны. В 1948 г. облавтотрест получил в пользование 18 отечественных автобусов марки «ПАЗ» (вместительностью 25 чел. каждый). Курсировали в далеком 1948-м легковые такси, и конечно, кареты скорой медицинской помощи.

Таксомоторный парк Ворошиловграда в 1950 году пополнился 25-ю новенькими легковыми «Победами». Спустя 5 лет «сверху» «подкинули» еще 7 «Побед» и 4 «ЗИМа». Их стоянки были около комбината «Ворошиловградуголь», на площади Борцам Революции, в районе большого рынка.

Количество автобусов на маршрутах также росло. В 1953 г. появилась новая автобусная линия, связавшая Камброд и Городок завода ОР. Она пролегала по следующим улицам: Артема, Заречной, мимо Сада им. 1-го Мая, по Пушкинской, К. Маркса (которая была тогда с двухсторонним движением), Ворошилова, Красноармейской, Фрунзе.

К 1955 г. в городе действовали уже 8 автобусных маршрутов, по которым курсировали 16 машин. Спустя 5 лет в луганских автобусах появилось нововведение (нынче, впрочем, уже отсутствующее). О нем писали местные газеты. Например, «Луганская правда» в статье «Автобус без кондуктора» сообщает, что в автобусах по маршруту «Драмтеатр - Острая Могила» пассажиры обилечивались сами через установленные в салонах кассы.

А в 1961 г. автобусный парк чуть было не лишился подвижного состава: только смелость милиционеров и пожарных спасла его от полномасштабного пожара (вызванного коротким замыканием). В «Ворошиловградской правде» за 1960 год можно найти и упоминания о маршрутных такси: «Машины ходят по определенному кругу и останавливаются на автобусных остановках».

Последние десятилетия прошлого и начала нынешнего века добавили в облик Луганска, как, впрочем, и других городов Украины, еще один штрих. Его улицы заполонили тысячи подержанных иномарок, которым, кажется, нипочем даже топливный кризис. Мы потихоньку становимся городом автомобилистов, не за горами и привычные для большинства крупных мегаполисов многочасовые транспортные пробки. Но это будет уже совсем другая история.

Анна Маркевич
От кареты до трамвая / Свободный репортер. - 2009. - №15(115). - С. 16-17
Previous post Next post
Up