30 июня 1812 года. День за днём...

Jun 30, 2012 12:55


Ты помнишь ли былое, Неман...
Фёдор Тютчев

В то время, когда передовые части Великой армии квартировали в Вильно, на Немане ещё продолжилась переправа последних её частей. 30 июня у Пилона на русский берег Немана перешла группировка под командованием вице-короля Италии Евгения Богарне, а южнее под Гродно - пехотные и кавалерийский корпуса командующего короля Вестфалии Жерома Бонапарта.



Переправа у Пилони 30 июня 1812 года
Альбрехт АДАМ


Это необходимо было для того, чтобы прикрывать правый фланг главных сил центра и образовать связующее звено с группой Жерома Бонапарта.



Переправа Итальянского корпуса вице-короля Евгения Богарне через Неман 30 июня 1812 г.
Альбрехт АДАМ






Переправа Итальянского корпуса вице-короля Евгения Богарне через Неман 30 июня 1812 г., фрагменты
Альбрехт АДАМ

Немецкий живописец Адам Альбрехт был собственным военным рисовальщиком вице-короля Италии и вместе с ним участвовал в этой переправе, так что это тоже свидетельство очевидца событий.



Балашов у Наполеона
Андрей НИКОЛАЕВ

Кроме этого, в этот день состоялась знаменитая встреча императора Наполеона с посланцем от императора Александра I генералом Александром Дмитриевичем Балашовым. Выехав из ставки в Вильно навстречу Великой армии, он волею судеб через неделю вернулся в тот же кабинет, который занимал русский император... Но об этой встрече мы уже немного поговорили Здесь



Между Киргалешками и Судервой, 30 июня 1812 года
Христиан Вильгельм Фабер дю ФОР



Между Киргалешками и Судервой, 30 июня 1812 года
Раскрашенная гравюра
Христиан Вильгельм Фабер дю ФОР

И пояснения от rus77_79:
29 июня 3-й армейский корпус выступил из Евы и к полудню прибыл в Киргалешки на берегу Вилии, вода в которой значительно поднялась из-за непрекращающегося дождя. Мост через реку был сожжен, пришлось разбить бивуак на берегу и ждать, пока он заново не будет наведён.

30-го, к полудню, мост был готов, и 3-й армейский корпус начал переправу на противоположный берег. Непрерывный проливной дождь превратил наш бивуак в болото. Земля раскисла, и идти по ней было почти невозможно. На другом берегу мы вскоре наткнулись на многочисленные холмы с отвесными склонами, приходилось карабкаться на них, чтобы выйти к Судерве, но преодолеть эти препятствия удалось с большим трудом. Когда колонна взобралась на эти высоты, и туда с невероятными трудностями удалось втащить несколько пушек и фургонов, причем приходилось запрягать в два раза больше лошадей, то эта дорога в результате оказалась так разбита, что колеса проваливались по оси и даже глубже. Пришлось искать другую дорогу, которая по тем же причинам скоро пришла в такое же состояние.

Пало несколько сотен лошадей, и их трупы в грязи обозначили первые два лье продвижения 3-го армейского корпуса на его пути к Вилии. Этот первый переход нанес такой ущерб конному парку, что в Вильне из-за отсутствия лошадей для перевозки пушек пришлось оставить 12-ю батарею и половину резервной артиллерии.
Previous post Next post
Up