Поздно вечером в субботу тысячи жителей Газы получили на свои мобильные телефоны текстовые сообщения по-арабски, призывающие их покинуть дома, где живут боевики хамаса и где складировано оружие.
- Ассошиэйтид Пресс, 27 декабря 2008 ВАШИНГТОН -- Некоторые геополитические конфликты трудно оценить с моральной точки зрения. Война Израиля в Газе к ним не относится. Ей присуща моральная внятность не просто редкая в подобных обстоятельствах, но болезненно ясная.
Израиль настолько озабочен сохранением жизней гражданского населения, что готов рисковать элементом внезапности, он обращается к населению вражеской стороны, чтобы заранее предупредить его о градущей опасности. С другой стороны - хамас, который начал этот конфликт непрерывними барражами ракет и миномётным огнём по невооружённому гражданскому населению Израиля (6464 ракет из Газы за последние три года) и намеренно размещает оружие и боеприпасы в жилых домах палестинцев и непосредственно рядом с ними.
Это преследует две цели. Первая: рассчитывая на взятые на себя Израилем моральные обязательства, хамас надеется таким образом сохранить по крайней мере часть своего арсенала. Второе: понимая, что Израиль, владеющий прецизионно точным оружием, может всё равно попытаться нанести удар по их арсеналу, хамас надеется на неизбежную "collateral damage" - ненамеренные жертвы, или, если хамасу здорово повезёт, - на отклонившуюся от цели израильскую бомбу - тогда погибнет большое количество их же населения и, конечно, мировое общественное мнение обвинит в этом Израиль.
Для хамаса есть только одна вещь, более ценная, чем мёртвые евреи, - мёртвые палестинцы. Религия, требующая жертвовать собой ради убийства евреев, получила распространение по всему Ближнему Востоку. Это чудовищное извращение находит своё выражение и в телевизионных программах хамаса для детей, где, к примеру, симпатичный палестинский Мики-Маус погибает, избитый следователем в израильской тюрьме (впоследствии взамен мученика Мики-Маусa появляется его более воинственный братец, Нахул-Пчёлка, который клянётся продолжить проложенную Мики-Маусом дорогу к мученичесому самоуничтожению).
Сегодня в военных действиях в Газе одна из сторон стремится причинить как можно больше боли и страданий гражданскому населению по обе стороны линии огня. Другая сторона старается спасти как можно больше жизней - также с обеих сторон конфликта. Эта тема повторяется раз за разом в каждой из ближневосточных войн. Израиль точно так же пытался предупреждать гражданское население в деревнях Ливана перед тем, как атаковать Хизбаллу в войне 2006 года [после того, как террористы украли двух израильских солдат]. Израиль и тогда предпочёл пожертвовать элементом внезапности, что стоило жизни его собственных солдатам.
Такова асимметрия средств, используемых в войне хамасом и Израилем. Но не менее ясна и асимметрия целей обеих сторон. У Израиля в Газе единственная цель - достижение длительного мира. Эвакуируя поселения и выводя свои войска из Газы в 2005 году, Израиль предложил её жителям спокойные, нормальные взаимные отношения. Этого никогда не предлагали арабам Газы ни турецкие, ни английские, ни египетские, ни иорданские правители Палестины. Именно Израиль предоставил палестинцам возможность впервые жить на суверенной территории Газы.
Что за этим последовало? Это совсем не древняя история. Что, палестинцы начали строить своё государство, якобы считавшееся их изначальной целью? Ничего подобного. Ни дорог, ни промышленности, ни судебной реформы, ни гражданского общества. Ничего. Цветущие оранжереи, оставленные позади израильтянами для палестинцев, были покинуты или разорены. Вместо этого правители Газы, пестуемые подачками Ирана, посвятили все усилия, направили все ресурсы на превращение Газы в террористическую базу: они лихорадочно ввозили оружие, тренировали боевиков и строили туннели, с помощью которых можно проникать через границу и выкрадывать израильтян. И, конечно же, непрекращающиеся барражи ракет...
Претензии, вы скажете? Здесь уже невозможно сослаться на оккупацию, военный контроль или поселенцев. Всё это было убрано Израилем в сентябре 2005 года. Существует только одна претензия, и хамас не делает из неё секрета: само существование государства Израиль.
Хамас не особо старается скрывать и свою стратегию. Провоцировать конфликты. Добиваться неизбежных жертв со стороны гражданского населения. Очернить Израиль в глазах остального мира. Вынудить Израиль к прекращению огня, не собираясь выполнять пункты договора - в точности как это удалось сделать в Ливане. Потом, как в Ливане, - перевооружиться, восстановить оборонительные сооружения и арсеналы и мобилизоваться для следующего раунда. Бесконечная война. Потому что цель существования хамаса - уничтожение Израиля.
Существует только два возможных исхода: поражение хамаса или уничтожение Израиля.
Единственный ответ, доступный Израилю, - стараться достичь того, чего не удалось добиться после ухода из Газы. Непростительной ошибкой архитектора ухода из Газы, Ариеля Шарона, был не сам по себе уход из Газы, но отсутствие режима, который бы осуществлял немедленные санкции в ответ на любые враждебные акции со стороны правителей Газы - теперь у них нет никаких оправданий, которые выдвигались в качестве обоснования прежних атак против Израиля.
Вместо этого, Израиль в течение долгого времени допускал всё усиливающиеся ракетные барражи, его бездействие было воспринято как согласие на состояние необъявленной войны и террора против израильских граждан.
Отказ хамаса продлить постоянно нарушавшееся им соглашение о шестимесячном прекращении огня (ракеты продолжали падать на израильтян, хотя и не так часто) предоставляет Израилю редкую возможность установить нормы поведения, которые необходимо было установить три года назад: никаких ракет, никакого миномётного огня, никаких выкрадываний израильтян, никаких актов войны. В точности так, как сформулировало американское правительство: действенное и длительное прекращение военных действий.
Если эта война закончится чем-либо меньшим, Израиль потерпит поражение. А он больше не может позволить себе терпеть поражения...
Чарлз Краутхаммер
http://leon-orr.livejournal.com/671102.html