“Еврейские” споры о путях решения арабо-еврейского конфликта вокруг права каждого из обоих народов на свою национальную государственность в Палестине-Земле Израиля напоминают хождение по замкнутому кругу.
Чтобы прекратить это хождение по кругу, еврейскому ишуву на Земле Израиля необходимо, прежде всего, определить принципы решения этой проблемы, а уж затем обсуждать, вначале внутри "себя" , а потом и с арабами пути реализации этих принципов и границы возможных компромиссов, не отрицающих саму суть национальной цели каждой из сторон.
Если наша, еврейского народа, национальная цель осталась неизменной и она, национальная цель, это воссоздание еврейского национального государства на Земле Израиля со столицей в Иерусалиме с Храмом, государства, способного обеспечить все аспекты своей национальной безопасности - от оборонной территориальной самодостаточности до контроля над источниками водоснабжения, то логичными выглядят следующие принципы.
Несомненно, что реальное решение арабо-еврейского конфликта вокруг права каждого из обоих народов на свою национальную государственность в Палестине-Земле Израиля возможно только в рамках либеральных ценностей, являющихся основой мировоззрения и политической практики современного сообщества.
Исходной точкой такого либерального подхода может быть только признание принципа равенства прав арабского и еврейского народов на создание своих национальных государств в Палестине-Земле Израиля.
Этот либеральный принцип не имеет ничего общего с мазохистской концепцией пренебрежения правами еврейского народа на полноценную и гарантированную национальную государственность на своей исторической Родине. Попытки купить согласие арабов на существование еврейского государства в Земле Израиля ценой отказа от принципа равенства прав обоих народов на свое жизнеспособное государство способствует исключительно нарастанию решимости арабов полностью избавиться от еврейской государственности в регионе. И не столь важно какую тактику они в данный момент используют - “скидывание евреев в море” Насера или “поэтапное уничтожение Израиля” Саадата.
При поисках такого либерального решения конфликта очень важно не забывать, что этот арабо-еврейский конфликт носит рукотворный характер и является прямым результатом восточной колониальной политики Великобритании в начале прошлого века. Лига Наций, правопреемницей которой является сегодня ООН, определила границы Палестины-Земли Израиля и передала мандат на управление ею (на управление, но не владение!) Великобритании. Преследуя свои колониальные интересы, Великобритания создала на 76% территории Палестины- Земли Израиля этнически чистое от евреев арабское национальное государство - Королевство Иордания и приложила максимум усилий с целью создания на оставшихся 24% двунационального государства с арабским большинством, активно стимулируя приток на подмандатную территорию арабских поселенцев. Эта расистская колониальная политика, направленная против самого факта существования еврейской государственности, и заложила основы конфликта.
Без отказа от колониального наследия решение конфликта невозможно. Принцип нового либерального подхода к разрешению арабо-еврейского конфликта достаточно ясно сформулировал Президент Буш - Два государства для двух народов,
Не Два с половиной для арабов и половина для евреев в виде этнически очищенных от евреев Иордании и Палестины и двунационального Израиля, а именно Одно для арабов и одно для евреев.
Палестина-Земля Израиля должна быть справедливо, пополам, административно поделена между арабской Иорданией и еврейским Израилем. Гражданам обоих государств должна быть обеспечена свобода поселения на территории любого из них.
Гарантиями национального характера обоих государств могут стать ряд мер, абсолютно симметричных для обоих стран и народов:
1. Соблюдение равенства между количеством арабских поселенцев в Израиле и еврейских в Иордании, которое может быть достигнуто путем многолетней программы репатриации и абсорбции арабов в Иорданию. При согласии Иордании на наличие в ней еврейских поселенцев, то возможно проведение такой же программы и для них.
2. Гражданство по национальному признаку, вне зависимости от места проживания - все евреи, проживающие в Иордании, - граждане Израиля, и наоборот, при предоставлении им полных гражданских прав в качестве “постоянных” жителей.
3. Право возвращения в свое национальное государство лицам, чьи прямые предки проживали в Палестине-Земле Израиля до начала британского мандата, учитывая исторические права евреев;
4. Право собственности на землю закрепляется исключительно за гражданами данного государства;
5. Управление местами, святыми для представителей разных конфессий, осуществляется ими на паритетных началах при соблюдении следующих условий: свобода доступа и выполнения религиозных обрядов.
Реальные, а не декларативные гарантии национального характера обоих государств позволят преодолеть то глубокое недоверие, которое каждая из сторон питает по отношению к истинности намерений другой и сделают возможным достижение совместного существования.