Буш попрощался с народом. Как практически в один голос объявили журналисты, привычно изясняющиеся штампами, «закончилась эпоха Буша». В своем прощальном обращении к нации Президент ничего особенного интересного и нового не сообщил. То, что враги США «упорны и стремятся снова нанести удар» или то, что «Америка защищает по всему миру право на свободу, права человека и человеческое достоинство», мы знали и до этого. Честно говоря, я надеялся, что эти тринадцать минут прощального монолога в меньшей степени будут состоять из лозунгов... Хотя, наверное, так полагается, чтобы уходящий лидер поведал людям, что «страна столкнулась с опасностью и испытаниями, и еще больше ей предстоит пройти» и выразил уверенность, что «с тем мужеством, которым наделен наш народ и с уверенностью в наших идеалах, эта великая нация никогда не ослабеет».
Еще один штамп: история со временем все расставит по своим местам. И место Буша, конечно же, тоже определит. И я предполагаю, что она (история) найдет для него вполне достойное место.
Либералы сделали все от них зависящее, чтобы представить Буша этаким недалеким ковбоем из Техаса, простоватым парнем, который ни черта не соображает в большой политике и был случайно и совершенно незаслуженно вознесен на политический Олимп. Недостаточно он, знаете ли, изыскан. И не то что на саксофоне, вроде бы даже и на банджо не играет. И вообще с ним скучновато - ни тебе девчонок с перепачканными платьями, ни слезного вранья перед телекамерами с кем спал, а с кем не спал - тоска одним словом.
Масла в огонь подлила иракская компания, от которой лоханкины всех мастей просто пришли в состояние бешенного негодования. В псевдоинтеллигентских кругах стало признаком хорошего тона ругать Буша. Например, известный писатель Норман Мейлер нес ахинею, утверждая, что война с Ираком была бессмыслена и кликушествовал, что Америку ждут ужасные последствия. Согласно Мейлеру Буш затеял войну, чтобы укрепить моральный дух белых американских мужчин, которые практически полностью сдали свои позиции. И Норман Мейлер, как опытный демагог чудесно передергивал и подтасовывал, перемешивая правду с абсолютной ложью. Процветает в Штатах «расизм наоборот»? Безусловно. Буш ударил по Саддаму для укреления морального духа белых мужчин? Болезненный бред...
Юродивые всего мира, под знаменами «интеллектуалов-гуманистов» объединились против Буша с его «человеконенавистнической позицией». Уже одно это неплохо его характеризует: кабинетные доброхоты выливали ушаты помоев на Черчилля и Пиночета, Бегина и Маргарет Тэтчер... Неплохая компания. Нести чушь о целях войны, всерьез утверждать, что Саддам не имел никакого отношения к терроризму, изображать Президента идиотом, который, (цитирую) «положа руку на сердце, мог бы похвастать разве что знанием того, как из совладельца бейсбольной команды, стать губернатором Техаса», - для этого ни большого ума, ни писательского таланта не требуется. Администрация Буша совершила настоящий подвиг, решившись на удар по «багдадскому мяснику», и Президент безусловно войдет в историю как политик не только уничтоживший один из самых кровавых режимов, но и наглядно продемонстрировавший всему миру исламского фашизма, что рано еще торжествовать победу над цивилизацией. Что сановная сволочь, купающаяся в роскоши и посылающая на смерть одноклеточных самоубийц, не может чувствовать себя в безопасности. Что Запад еще не прогнил до основания стараниями Нормана Мейллера и ему подобных, еще не дошел до последней стадии инфантилизма, еще не перепутал окончательно понятия гуманизма и идиотизма.
Мне вообще импонируют люди, которых одни любят, а другие ненавидят. Милые и симпатичные «всеобщие любимцы» вызывают, напротив, сильные подозрения - человек, как известно, не червонец, чтобы всем нравиться. А уж когда политик изо всех сил старается быть «душкой» - дело вообще принимает опасный оборот...
Еще во время теледебатов Буша с Керри мне понравилось заявление Президента, что он не боится предпринимать непопулярные шаги - интересы страны (естественно, как он их понимает) важнее любви и симпатий. По-моему, очень достойная позиция. Мне вообще кажется, что добиваться в политике любви - гиблое дело. Политику, тем более лидеру единственной великой державы, требуется не любовь, а уважение. И еще осознание и противниками, и союзниками его силы, уверенности в себе, решительности, даже упрямства.
Отвечая тогда на вопросы журналистов, Буш сказал, что ему нравится тот факт, что его не все любят и что он даже получает удовольствие от осознания того, кто именно его критикует. Очень по-человечески. Очень по-мужски. Достаточно даже беглого взгляда на физиономии голливудских шалав или харю Майкла Мура, чтобы понять эти чувства Президента.
Буш наделал немало ошибок, что вскользь упомянул в прощании: «Как и все, кто возглавлял Белый дом до меня, я сталкивался с неудачами. Есть вещи, которые я изменил бы, если бы выпал такой шанс». Надеюсь к «вещам», которые Буш бы «изменил, если бы выпал такой шанс» относится то, что ему удалось углядеть в глазах «друга Владимира» нечто, кроме описанного классиком «голубого жандармского оттенка». Или бредятина «Дорожной карты» вкупе с заявлениями, что мир между Израилем и палестинцами наступит не позднее 2008-го года. Или суетливая поспешность с которой он сдал блестящего министра обороны Дональда Рамсфельда и представителя США в ООН Джона Болтона, занимавшего в этом проворовавшемся, антиамериканском гадюшнике твердую и принципиальную позицию.
Кстати сказать, Рамсфельд великолепно провел операции и в Афганистане, и в Ираке, практически без потерь и с невиданной скоростью раздавив врага. И не его вина, что Америка завязла в Ираке: мы просто оказались не готовы вести войну с бандитами так, как надо вести ее при оккупации - жестко и безжалостно подавляя малейшие очаги сопротивления. Вот и получили по полной программе по нашим сколь гуманным, столь и тупым физиономиям...
Можно многое инкриминировать Бушу, но стоит ли? Рейгана из него не получилось. Да и не могло получиться - не тот масштаб личности. Но я убежден, что он займет в истории достойное место. Давайте не забудем и то, что им было создано министерство национальной безопасности, реформированы военные и разведывательные ведомства, ФБР, что несмотря на визг юродивых, спецслужбы получили реальную возможность следить за террористами, замораживать их счета, раскрывать заговоры.
Говоря о военных, разведчиках, дипломатах, Буш сказал: «Америка прожила больше семи лет без новых терактов на нашей земле. И это благодаря тем, кто днем и ночью усиленно трудился, чтобы мы жили в безопасности». Эти слова в полной мере относятся и к нему самому.
И еще Буш сказал: «Я стремился действовать в интересах нашей страны, следовал своей совести и делал то, что считал правильным. Возможно, вы не согласны с некоторыми из моих действий, но надеюсь, согласитесь с тем, что я не уклонялся от принятия нелегких решений». Не знаю, как вы, я - согласен.
Виктор Топаллер