Давнее лето, берег моря. Жарим колбаски на углях затухающего костра. Московская профессор-филолог проникновенным голосом обращается к своей дочери-подростку, которая накануне порвала струны на своей скрипочке, чтобы не пиликать на каникулах:
-Настя, правда мерцание угольков напоминает картины Босха?
Настя:
-ОТСТАНЬ!
.
А зачем? А оно вам надо? Вы задайте этот вопрос себе и попробуйте честно на него ответить. Сами-то вы давно ли общались с искусством - не из светско-гламурных соображений, а просто так, по зову своей утонченной души? Ведь вы уже начитались всякого и должны представлять себе , как развивается ваш ребенок,как и чему он учится. А учится он в первую очередь у вас, в семье. То есть ценности вашей семьи, настоящие, а не декларируемые и сформируют в нем интерес или равнодушие к искусству.
Дети, с которыми я занимаюсь в дорогой частной школе, подтверждают это. Без исключений.После всех каникулярных путешествий я прошу их рассказать о впечатлениях. Большая часть описывает отели,пляжи , бутики , местных жуликов и придурков,с которыми их предки вступали в неравные бои по поводу ремонта машины или обмена валюты.Меньшинство- неохотно,поскольку такие развлечения не интересуют одноклассников, признаются, что ходили с родителями в музеи.И вот это меньшинство, как не старается слиться со своей подростковой стаей, выгодно отличается от нее.Просто интеллигентностью, которую никакие деньги не убьют.Да и отметками,как ни странно.
Понимаете, искусство- это еще один иностранный язык. Можно затвердить отдельные слова,но чтобы понимать и говорить, нужно самому погрузиться в языковую среду.
Поэтому первый совет- попробуйте сами. По пути из бутика в парикмахерскую заверните в близлежащую галерейку ,проведите там немного времени и поначалу просто привыкните к мысли,что вся эта хренотень непонятная почему-то считается искусством и какие-то идиоты время от времени покупают ее за бешеные деньги. Делайте это упражнение регулярно. Как маникюр
.
Потом зайдите в книжный магазин и купите хороших альбомов по искусству. Без системы, какие понравятся.Пусть они лежат на видном месте. Жаклин Кеннеди первой ввела моду на альбомы как элемент украшения гостинной и заслужила репутацию интеллигентной леди.Иногда просматривайте их, вдруг что-то зацепит.Да и ребенок будет знать, что в доме есть красивые книжки, которые мама бережет и любит.
Что касается музеев, то к ним надо подходить с опаской. Избегайте монстров вродеЭрмитажа илиЛувра. Лучше музеи одного художника, такие,как Ван-Гога в Голландии, Сальватора Дали в Испании, Родена в Париже. Дюрера в Нюрнберге.Или Чурлениса в Каунасе. Потому что там вы получите возможность пообщаться с неординарной личностью один на один,.поймете строй его мыслей.
А чтобы наконец понять, что же такое европейское искусство, из которого и родилось все мировое художественное пространство, приезжайте в Мюнхенскую пинакотеку.По количеству первоклассных шедевров на квадратный метр Мюнхенское собрание не уступает знаменитым имперским музеям мира,но в отличие от них, в нем нет ни одной посредственной вещи. А показаны они с такой любовью и пониманием... с такой хирургической точностью...
Да.вот еще что.Европейские города сами по себе являются уникальным эстетическим пространством, формирующим хороший вкус. Глазейте по сторонам,задирайте голову,не стесняйтесь балдеть от барокко и офигевать от готики .
Наверное я написала не то, чего вы от меня ждали.Никаких методик и упражнений.Не волнуйтесь, методиками напичканы все школы и педагоги, это ваш ребенок и без вас получит.А вот если он подростком ,вам назло, начнет интересоваться искусством, тогда -АТАС!.Может стать художником.Так что лучше сделать искусство частью повседневной жизни. Небольшим праздником,который всегда радует.