Недавно на экраны вышло очередное творение братьев Андреасян - сказка "Домовенок Кузя", собравшее в прокате уже больше миллиарда рублей.
Поскольку братья Андреасян уже давно прославились тем, что делают кино много, быстро, дешево и с использованием нейросетей, писать что-то про костюмы любого их фильма смысла особого не имеет, вот пост об образах "Онегина", основанный на интервью художницы по костюмам, свелся в результате к тому, из какого западного фильма какое платье эта художница с помощью нейросети скопировала, с подтверждающими копирование и заимствование картинками.
Тем не менее, посмотрев фильм "Домовенок Кузя", я его плохим назвать не могу. Детям нравится, и больше миллиарда на билеты народ не просто так потратил. Потому что нейросеть такая нейросеть. Шедевров не создает, но постепенно учится делать кино все лучше и лучше.
И вот об этом мы сегодня и поговорим - о том, что из чего и как нейросеть с Андреасянами в этом фильме лепила. По-моему, тема крайне интересная.
Основой для фильма послужил культовый четырехсерийный мультсериал о домовенке по имени Кузя ("Дом для Кузьки" 1984, "Приключения домовёнка" 1985, "Сказка для Наташи" 1986 и "Возвращение домовёнка" 1987), снятый по мотивам сказок Татьяны Александровой, написанных еще в 1970-е годы.
Посыл фильма Андресянов достаточно сильно отличается от тем, раскрытых в мультсериале.
Мультфильмы были достаточно прогрессивными для своего времени и несли идеи, что мир вокруг меняется, и сказочные персонажи вынуждены меняться вместе с ним: в открытую переезжая из старых сносимых домов в современные многоэтажки. А все архаичное, древнее и непогрешимое останется где-то там, в глубине лесов, сказок и души. В том числе и поэтому советский Кузя получился таким удачным. Его сюжет и мораль до сих пор понятны и актуальны.
Советские сценаристы даже и не особенно старались вписать рационально мыслящих взрослых в мир сверхъестественного, с которым имеют дело повести Татьяны Александровой о домовенке Кузьке и соответствующий цикл из четырех мультфильмов 1980-х. В этих картинах взрослые предстают как что-то вроде мебели. Но этот гарнитур, иногда говорящий ("А сколько нам лет?", "А сколько здесь метров?") и даже шевелящийся, мало способен влиять на события в параллельном волшебном мире, где правят бал домовые, лешие, кикиморы, Баба-яга, вороны и коты. В "Доме для Кузьки" от гостей, пришедших в квартиру к родителям девочки Наташи, видны только вяло топчущиеся в танце ноги, среди которых на скользящих тапках лавируют домовые Кузька и Нафаня, задавшись целью вернуть себе заветный сундучок со сказками.
Кузя грязный и Кузя вымытый
А у современной экранизации нет ничего на том же уровне. Нейросеть вместе со сценаристами предложила банальнейшую и уже заезженную тему взаимодействия поколений. Зависший в интернете/на телефоне ребенок, которому нет дела до родителей, а родителям нет дела до нее, все заняты своими делами. Традиции и память предков позабыты, родительский дом в деревне надо продать, ибо обуза.
Фильм учит тому, что твоя старая изба в деревне - это большое сокровище, потому что с ней связано множество воспоминаний. И что она нужна для того, чтобы встречать там Новый год под "Слово пацана", хронику с Хрущевым и обращением Главного Домового. Видимо, нейросети были в программу заложены слова "традиционные ценности", вот она и выдала самое часто встречающеeся
Кстати, если кто помнит, - абсолютно та же тема.
Феерия костюмов Игоря Дадиани / "Феодосийская сказка" (2021)Но, в принципе, пост все-таки больше не об идеях, а об образах, поэтому смотрим на картинки.
Домовые Кузя и Нафаня
Куклы прототипы Кузи и Нафани
Режиссером фильма стал Виктор Лакисов - человек, который профессионально занимается 3D анимацией. Для фильма были сделаны вот такие две куклы прототипы Кузи и Нафани, и потом уже их сканировали, переносили в анимационные компьютерные программы и вживляли в фильм
Два Кузи и два волшебных сундучка
Кузя, как мы видим, достаточно сильно изменился в сторону большого увеличения глаз и головы. Глаза большие и круглые - это из многочисленных интернетных картинок, где Кузю любят рисовать вот именно таким "няшным", большие глаза именно "няшность" и придают. И, игрушки, кстати, такие же делают - с большими круглыми глазами
А еще у нейросети проконсультировались по поводу любимых детских игрушек и, видимо, по популярности выиграли Funko pop игрушки. Отсюда и громадная голова
Funko pop игрушки
Что касается Нафани, то его тоже в фильме сделали более "милым", хотя не могу сказать, что "няшным", при этом с моей лично точки зрения образ сдвинулся от старого Нафани из мультфильма больше в сторону совсем другого, хоть и похожего по внешности героя - Дедушки Ау.
Нафаня из фильма, Нафаня из мультфильмов, Дедушка Ау
Кузя и Нафаня из 1980-х
Волшебные вещи
Волшебной сказке, как водится, положены волшебные вещи.
Во-первых, волшебное зеркало
Bолшебное зеркало
Bолшебное зеркало - это портал между волшебным миром и нашим, через него Баба Яга и Кузя могут попасть в современность, а наши современники очутиться в гостях у Бабы Яги. Расположено зеркало в деревенской избе, которую семейство Наташи собирается продать, оплатив городскую ипотеку.
Заехав туда за вещами, они прихватывают с собой и Кузю, сбежавшего через зеркало-портал от Бабы Яги. Баба Яга вестимо отправляется в погоню
Haливное яблочко на серебряном блюдечке.
В погоню она отправляется даже не столько за Кузей, сколько за его волшебным сундучком сказок, который нейросеть и создатели фильма очень сильно изменили. Вместо обычного сундучка как у мультипликационного Кузи, мы здесь видим нечто больше похожее на волшебный шар... в корзинке.
В качестве навигатора, чтобы узнать, где живет семья Наташи, Баба Яга использует серебряное блюдечко и наливное яблочко, волшебный предмет, с помощью которого в русских народных сказках можно было увидеть "города и поля, леса и моря, и гор высоту, и небес красоту"
Еще один важный волшебный предмет - это метла Бабы Яги, которую она использует ну почти как волшебный посох какого-нибудь могущественного колдуна или колдуньи.
Городской комедийный вариант Бабы Ягы в исполнении Екатерины Стуловой
Две Бабы-Яги
В фильме про Кузю Баба Яга претерпела изменения, которые вызвали у публики очень много вопросов.
В сказочном мире Ягу (условно старую) играет Алика Смехова с удивительно гладким и неподвижным лицом, а в реальности условно помолодевшую ведьму изображает энергично гримасничающая и кривляющаяся Екатерина Стулова
Публика заявила, что это выглядит странно. Ладно, если бы поначалу Яга была уродливой и страшной старухой, а потом меняла внешность на более располагающую, ну типа как в "Финисте. Первом богатыре" или "Последнем Богатыре. Наследии" у нас есть страшная и старая Баба Яга в исполнении Яковлевой и молодая и аппетитная Баба Яга в исполнении Пересильд. Или в "Волшебном участке" старая Баба Яга в исполнении Догилевой перевоплощается в молодые, красивые и очень сексуальные аватары на компьютере для зарабатывания денег в интернете.
Но тут симпатичная актриса среднего возраста в одном наряде превращается в другую симпатичную актрису среднего возраста в другом наряде. И публика вообще ничего не поняла.
Лесной сказочный вариант Бабы Яги в исполнении Алики Смеховой
Более того, я вам скажу, что первоначально смена одной актрисы на другую не планировалась, первоначально Бабу Ягу должна была в обеих ипостасях играть Смехова, и ее даже начали снимать, в сети когда-то опубликовали кадры со съемок и Смеховой - Бабой Ягой в бордовом костюме.
А потом уже во время съемок ее было решено заменить.
Мне кажется, я догадываюсь, почему это произошло.
Дело в том, что еще в фильме "Морозко" великими Роу и Милляром был создан абсолютно харизматичный и ставший неким художественным эталоном комедийный образ Бабы Яги. Баба Яга может быть очень разной, мы это несколько раз обсуждали, но братьям Андреасянам захотелось сделать ее чисто комедийным образом. В лучших традициях...
А Смехова на комедийную Бабу Ягу совсем не тянет. Ну не может она веселить на том уровне Комеди Клаба, который требовался в фильме. Поэтому и пригласили Стулову пофлиглярничать
Слева размещенные в интернете в начале съемок кадры с Бабой Ягой Смеховой, справа кадры из выпущеного на экран фильма с Бабой Ягой Стуловой.
Пофиглярничала Стулова на славу. Ее коронный мимический номер - высунуть язык и издать губами оскорбительный пукающий звук в знак очередной победы над многочисленными противниками.
Это самая влиятельная в драматургическом смысле фигура, поскольку единственный источник маломальского юмора в фильме - это зазор между сказочными представлениями Бабы-Яги и современным миром, который она называет "странным королевством".
В принципе, эта идея могла быть продуктивной, другое дело, что качество шуток часто хромает. Заселившись в гостиницу, где свободен только президентский люкс, Яга не смущается незнакомых слов и мгновенно проводит аналогию: "Что, в нем сам царь-батюшка останавливался?" Администратор отвечает: "Царь-батюшка, может, и нет, но президенты Монголии и Эфиопии были". "Ну, веди меня в свои Мангалии и Эфипопии", - шутит Яга, снова обнаруживая какую-то подсознательную анальную фиксацию. Геополитический юмор сомнительного пошиба продолжается в эпизоде, когда Яга пытается купить новое яблочко для своей волшебной тарелочки-навигатора взамен обгрызенного инспектором ГИБДД. После того, как Яга откусывает банан прямо с кожурой, продавец предлагает ей фейхоа. "Из тридевятого царства?" - уточняет Яга и слышит в ответ: "Нет, из Абхазии, но это одно и то же", после чего обзаводится обычным навигатором, который называет "черным кирпичом".
В общем, разговаривает она не только не как злодейка, но и вообще неаутентично сказочному миру (в отличие от Кузи и Нафани).
Она говорит как персонаж анекдотов. В результате Яга воспринимается не как злой, коварный, страшный и опасный антагонист, а как инфантильный фанат "Джокера". А сам фильм во второй части воспринимается как буффонада.
Напомню на всякий случай, что братья Андреасяны у нас бывшие КВНщики. Многими критиками неоднократно отмечалось, что большинство комедий Сарика Андреасяна отличаются пошлым и довольно безвкусным юмором, а также посредственной игрой актёров, огромным количеством рекламы и некачественными сценариями.
Ну вот здесь тоже полез как из рога изобилия очень примитивный юмор. Но маленьким детям нравится, потому что это уровень юмора, который они понимают. Покривляться, язык высунуть, издать какие-нибудь смешные пукающие или булькающие звуки... да малыши такое обожают.
Да, а с точки зрения быстроты, дешевизны и нейросетей актрис переснимать не надо, маленькие дети в гриме или не заметят или не поймут. Детям по большому счету в этих маскарадах без разницы, какая актриса как одета и загримирована.
Дорожно-патрульная служба
Несмотря на все злобное гримасничанье и шипение Бабы-яги, мечтающей с помощью сундучка стать сильнейшей ведьмой и установить в сказочном мире свои человеконенавистнические порядки, самыми отрицательными персонажами в итоге получаются гибэдэдэшники, из столкновения с которыми авторы упорно пытаются высечь комические искры.
Старший дэпээсник никак не может запомнить птичью фамилию младшего, называя его то Кукушкиным, то Скворцовым, а тот кипятится: "Орловы мы - русская древнейшая фамилия!"
Условные "права" Бабы Яги на вождение транспортного средства.
Попав в сказочный лес, где вот-вот развернется решающая битва папы Андрюши с Бабой Ягой, Орлов не на шутку пугается: "Тут какая-то чертовщина. Меня такому в академии не учили".
К этому моменту сатирические амбиции сценаристов перевешивают похвальное намерение держать юного зрителя в мире сказочных иллюзий, и его жестко окунают в реальность, заставляя гибэдэдэшника резать правду-матку: "А взятки брать тебя в академии тоже не учили? Страшно, Скворцов, без денег приходить со службы".
Застрявшие в волшебном лесу с расколдованной и вмиг подобревшей Бабой Ягой дэпээсники празднуют Новый год. К сожалению, никакой другой картинки с ними в интернете не найти, а делать скриншоты с того, что показывают не совсем легально, - там качество очень плохое будет
Насквозь коррумпированные автоинспекторы, словно сошедшие со страниц журнала "Крокодил", кому-то могут показаться немного инородными телами в контексте благостной сказки о том, что у настоящего дома непременно должна быть душа, а чудеса подвластны лишь людям с чистым сердцем, добрыми мыслями и наивными желаниями.
Однако уделенное ГИБДД повышенное внимание вполне объяснимо, если включить то самое магическое мышление, которое как бы культивирует "Домовенок Кузя".
Оно позволяет ощутить потаенную, но несомненную кармическую связь между сказочно карикатурными образами глупых прожорливых сотрудников ГИБДД и недавно случившимся в реальности досадным недоразумением, в результате которого продюсер "Домовенка Кузи" Сарик Андреасян был лишен водительских прав.
Ну вот, собственно, до чего дошел нейросетевой прогресс.
Некоторые отдельные мысли из рецензий были заимствованы
Отсюда,
Отсюда,
Отсюда