В прошлый раз мы прогулялись по набережной Волги -
25.06.2024. Самара. Орловская набережная; а следующим днём отправились на площадь Чапаева -
Площадь Чапаева - площадь в Ленинском районе города Самара. Площадь образована улицами Куйбышева, Фрунзе, Вилоновской и Шостаковича (бывшей Рабочей).
На площади расположен Самарский драматический театр.
На площади имени Чапаева в 1932 году возведён многофигурный памятник чапаевцам.
Обратим вначале свой взор и внимание на драматический театр.
Самарский драматический театр основан 8 ноября 1851 года.
А каменное здание, которое сейчас считается главной достопримечательностью города, было построено по проекту архитектора Михаила Чичагова в 1888 году. Строение в русском стиле из красного кирпича с белокаменными резными украшениями стоит на высоком берегу Волги, открывая восхитительные виды на реку и Жигулёвские ворота.
У самарского драмтеатра длинная история.
Свою первую роль в драме «Горькая судьбина» в 1870 году сыграла знаменитая русская актриса Пелагея Стрепетова. Как драматург в Самаре о себе заявил писатель Максим Горький. В начале XX века на сцене поставили спектакль по его пьесе «Фома Гордеев», что положило начало горьковскому репертуару на мировых сценических площадках. В 1936 году по итогам Всероссийского фестиваля горьковской драматургии театру было присвоено имя Максима Горького.
В 30-е годы ХХ века в Самарском драматическом театре начинали свою творческую карьеру в будущем великие советские актёры: Василий Меркурьев и Юрий Толубеев. Труппой в то время руководил уроженец Самары, знаменитый актёр и режиссёр Николай Симонов.
Мемориальные доски:
Николай Александрович Михеев (12 февраля 1923 - 29 сентября 1993) - советский российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1985). Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1976). Наиболее известная роль актёра в кино - Демьян Инютин в телесериале Вечный зов (1973).
Александр Александрович Амелин (4 ноября 1962, Ростов-на-Дону - 19 июля 2012, Москва) - советский и российский театральный актёр, педагог, заслуженный артист России (1999).
Николай Константинович Симонов (21 ноября [4 декабря] 1901, Самара - 20 апреля 1973, Ленинград) - советский актёр театра и кино, театральный режиссёр. Народный артист СССР (1950). Герой Социалистического Труда (1971). Лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1947, 1950) и Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1966). Кавалер трёх орденов Ленина (1938, 1967, 1971).
Вера Александровна Ершова (25 марта (7 апреля) 1917, Саратов, Российская империя - 7 апреля 2006 года, Самара, Россия) - советская и российская театральная актриса. Народная артистка СССР (1977). Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1976).
В 1941 году, когда Куйбышев стал запасной столицей СССР, постоянными зрителями самарского театра драмы были эвакуированные в город московские знаменитости: Алексей Толстой, Илья Эренбург, Дмитрий Шостакович, Иван Козловский, Соломон Михоэлс.
Площадь перед драмтеатром в годы Гражданской войны была местом захоронения погибших красноармейцев. В память об этих трагических событиях её называли Красной. Сейчас места могил героев утрачены, здесь стоит памятник Чапаеву.
Слева от театра - улица Куйбышева:
У реки виден Жигулёвский пивоваренный завод -
Жигулёвский пивоваренный завод - один из старейших пивоваренных заводов России, находится в городе Самаре, на берегу реки Волги. Завод был построен в 1881 году австрийским подданным Альфредом Филипповичем фон Вакано.
Именно на этом заводе изначально производилось знаменитое Жигулёвское пиво, ныне производимое под данной торговой маркой многими пивными заводами бывшего СССР.
Так же по улице Куйбышева - Струковский сад:
Струковский сад (Парк имени М. Горького) - старейший парк Самары, расположенный на берегу Волги, рядом с Самарским драматическим театром и напротив особняка Наумова. Мы там ещё побываем.
Сорок лет театром руководил народный артист СССР Пётр Монастырский. С приходом в 1995 году в театр художественного руководителя, заслуженного деятеля искусств России Вячеслава Гвоздкова началась новая история прославленного коллектива. После его смерти сцену возглавил Валерий Гришко, работавший до этого в театре главным режиссёром.
Сегодня во главе с директором Сергеем Филипповым и руководителем творческих проектов Сергеем Морозовым театр продолжает придерживаться принципа равномерного распределения репертуара между русской классикой, пьесами зарубежных авторов и современных драматургов. Мы ещё посетим театр...
За театром виден Иверский монастырь -
Самарский Иверский монастырь - православный женский монастырь Самарской и Тольяттинской епархии Русской православной церкви, действующий в городе Самаре. Монастырь мы посетим отдельно...
Историческое здание театра, построенное в 1888 году, является объектом культурного наследия народов России федерального значения и охраняется государством.
На площади очень много интересных объектов...
Это дом Юлия Иосифовича Поплавского, который был крупным помещиком и имел земельные участки в Николаевском и Бузулукском уездах Самарской губернии. В конце XIX - начале XX века Поплавский распродал почти все свои земли и решил вложить деньги в строительство доходных домов в Самаре. Построил он дом и для себя.
Свой особняк Поплавский решил поставить на улице Саратовской (Фрунзе) между бакалейной лавкой В.А. Кичаева и гостиницей «Театральная». Проект заказал не кому-нибудь, а самому Александру Щербачёву. Пишут, что купец хотел, чтобы городской особняк был похож на его усадьбу в Малой Малышевке, но нельзя не обратить внимание и на сходство дома Поплавского со стоящим рядом Драмтеатром: та же 3-частная 5-осевая композиция фасада, те же шатровые крыши по бокам...
Дом был построен в 1900 году, и семья Поплавского жила в нём до Революции. Правда, сам Юлий Иосифович скончался в 1912 году, и всё его имущество унаследовал его сын Евдоким. В 1919 году дом Поплавского был отдан под коммунальное жилье, сейчас это обычный жилой дом. (
https://vk.com/wall-76643999_19253)
Рядом - Дом Муха:
Это тот случай, когда градостроительное положение объекта стало определяющим в выборе масштаба, композиции, пропорций и даже стилистики здания. Ансамбль Театральной площади сформировался в 1870-1950-е годы и являет собой редкий для Самары образец морфологически однородной застройки, сформированной разными по стилю зданиями.
«Муха» представляет собой 9 квартирный жилой дом с офисами на первом этаже. Современное прочтение деталей, взятых из стилистики модерна, помогло удержать архитектуру здания во вневременном формате, хотя сам факт посвящения этой работы творчеству великого мастера арнуво Альфонса Мухи, говорит о приоритетах архитектора при выборе эстетических приемов.
Архитектор Л.В. Кудеров (1991-1996 г.г.) (
https://vk.com/wall-116930_191480)
Рядом же - Самарский государственный институт культуры:
1 апреля 1971 года - день рождения Самарского (тогда ещё Куйбышевского) государственного института культуры. В вузе сформировались два факультета - культурно-просветительский и библиотечный, а также шесть кафедр: общенаучных дисциплин; культурно-просветительской работы; библиотековедения и библиографии; хорового дирижирования; театральной режиссуры и хореографии, оркестрового дирижирования.
Визитная карточка института - его флагманские коллективы: легендарный ансамбль народного танца «Волжские узоры», который основал хореограф Геннадий Власенко. Дело продолжают его ученики - профессор Алексей Шишкин и доцент Юлия Кившенко. Коллектив - лауреат многочисленных Международных и всероссийских конкурсов профессионального мастерства.
Мы ещё посетим институт культуры, вернее его здание, так как в нём располагается бункер Сталина.
А вот и памятник В.И. Чапаеву -
Памятник установлен в 1932 году к пятнадцатилетию Октябрьской революции на площади, которая до этого момента носила имя Парижской Коммуны. Над созданием трудились архитектор Иосиф Лангбард и скульптор Матвей Манизер (он же создал в Самаре памятники Куйбышеву и Ленину). Манизер впервые в истории советского искусства решился на создание конной многофигурной скульптуры. Среди фигур: комиссар, боец - башкир, крестьянин - партизан, грузчик - татарин в разорванной рубахе, женщина в косынке, красноармеец и Чапаев на вздыбленном коне с саблей. Образы для памятника были взяты с конкретных участников гражданской войны.
Для создания лица Чапаева Манизеру позировал сын Чапаева, Александр, внешне похожий на отца. Для образа красногвардейца-башкира, поднимающегося с земли, скульптору позировал слушатель Ленинградской военно-медицинской академии и башкирский поэт Гайса Юсупов, для единственной женской фигуры (Анки-пулеметчицы) - ткачиха Ткачева, занимавшая на тот момент должность заместителя председателя Самарского горисполкома. Прототипом красноармейца является член отряда В.И. Чапаева Василий Сутягин, погибший в 1920 году.
На момент создания монумент был одним из самых крупных в стране (высота 10 м, размеры основания 17 на 22 м). Большой пьедестал, установленный на ступенчатом стилабате, был выполнен из кирпича, отштукатурен и выкрашен в черный цвет. Архитектор Каркарьян в 1963 г. выполнил проект облицовки постамента полированным черным лабрадоритом и согласовал его с Манизером. На постаменте установлена доска с цитатой Владимира Ленина: Бейтесь до последней капли крови, товарищи! Держитесь за каждую пядь земли! Будьте стойки до конца! Победа недалека, - победа будет за нами! - Ленин, 1919 год.
Вес бронзы, пошедшей на отливку - 12 тонн, размер фигур - в полтора раза превышает средний рост человека.
При жизни Василий Иванович носил фамилию Чепаев (именно эта фамилия была указана на памятнике, открытом в Самаре в 1932 году). Однако, после выхода романа Фурманова «Чапаев», не документального, а художественного произведения с главным героем по фамилии Чапаев (прообразом которого стал Чепаев), именно эта фамилия получила широкое распространение в публикациях о Чапаеве (и на памятнике в Самаре фамилия Чепаев также была впоследствии изменена на Чапаев).
Памятник изготовлялся в Ленинграде, перед отправкой в Самару его увидел Киров и попросил автора изготовить копию для Ленинграда. Копия памятника была изготовлена в 1933 году, ныне она установлена в Санкт-Петербурге на площади перед Военной академией связи им. С. М. Будённого .
За памятником - особняк Альфреда фон Вакано
Основатель знаменитого Жигулёвского пивного завода, австриец по происхождению, Альфред Ф. фон Вакано, оставил о себе память не только как о пивном магнате, но и о человеке с большим вкусом. Благодаря ему мы теперь можем лицезреть роскошную усадьбу на улице Рабочей в Самаре.
Проектирование здания в стиле немецкого модерна «югендстиль», Вакано доверил обрусевшему немцу - архитектору Д. А. Вернеру. В 1914 г. дом был построен в историческом районе Самары, он органично влился в архитектурный стиль Театральной площади.
Строение отнесено к памятникам архитектуры, в нем сохранилась былая отделка - голландские печные изразцы, лепнина, потолки и многие другие элементы декора. Жаль только, что все эти красоты не получится увидеть изнутри, поскольку особняк занят фондом социального страхования. Ходят слухи, что от завода в дом был проложен пивопровод, быть может, он еще действует? (
https://tonkosti.ru/Особняк_Альфреда_фон_Вакано?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F)
Рядом по улице - Военно-исторический музей:
Военно-исторический музей краснознамённого Приволжско-Уральского военного округа - военно-исторический музей, располагающийся в здании, являющимся памятником архитектуры - в 1914 году было построено здание в стиле позднего русского модернизма по проекту архитектора Д. А. Вернера для общественного собрания, казённых и общественных организаций.
Мы ещё посетим этот музей...
Рядом с площадью находится достаточно много интереснейших объектов, по улице Шостаковича -
Виден Самарский академический театр оперы и балета им. Д.Д. Шостаковича на площади Куйбышева. Справа - Дом Офицеров Самарского Гарнизона имени Ворошилова. Мы ещё отдельно здесь погуляем...
По улице Фрунзе - Дом Красной Армии:
Вдали видим Римско-католическую церковь Приход Пресвятого Сердца Иисуса. Пройдёмся потом и здесь...
А на сегодня закончим.
Теперь следующим разом в бункер Сталина полезем...
Продолжение следует