Прошлые два поста были посвящены посещению всё того же Археологического музея -
Стамбульские дневники. 15 апреля (2023). Археологический музей - 1,
Стамбульские дневники. 15 апреля (2023). Археологический музей - 2. А сегодня мы досмотрим оставшуюся часть экспозиции...
Честно скажу, что эта часть экспозиции мне как раз не очень интересна, поэтому и пост будет покороче, а информацию надергаю так, для общего развития (главным образом моего) из источников с виду правдоподобных.
Керамика, благодаря своей относительной долговечности, составляет значительную часть археологических находок в Древней Греции, и, поскольку её так много (более 100 000 расписных ваз зарегистрировано в Corpus vasorum antiquorum), что она оказала непропорционально большое влияние на наше понимание греческого общества. Осколки горшков, выброшенных или закопанных в I тысячелетии до н. э., по-прежнему являются лучшим источником информации о повседневной жизни и мировоззрении древних греков. Для повседневного использования и приготовления пищи производилось несколько видов сосудов, но более качественную керамику из таких регионов, как Аттика, импортировали другие цивилизации по всему Средиземноморью, например этруски в Италии. Существовало множество региональных разновидностей, таких как древнегреческая керамика Южной Италии.
Повсюду в этих местах использовались различные типы и формы ваз, не все из которых были чисто утилитарными; большие геометрические амфоры использовались в качестве надгробных знаков, сосуды в Апулии служили надгробными подношениями, а панафинейские амфоры, по-видимому, рассматривались отчасти как предметы искусства, как и более поздние терракотовые статуэтки. Некоторые из них были декоративными и предназначались для элитного потребления и украшения дома, а также для хранения или других целей, например, сосуд, который обычно используется для разбавления вина.
Ранние греческие стили керамики, называемые скорее "эгейскими", чем "древнегреческими", включают минойскую керамику, очень сложную на своих заключительных этапах, кикладскую керамику, миньянскую керамику, а затем микенскую керамику бронзового века, за которой последовал культурный распад греческого средневековья. По мере восстановления культуры субмиценская керамика окончательно смешалась с протогеометрическим стилем, с которого начинается собственно древнегреческая керамика.
Расцвет вазописи привел к росту декоративно-прикладного искусства. Геометрическое искусство в греческой керамике было связано с поздним средневековьем и ранней архаической Грецией, на которые пришелся расцвет периода ориентализации. Керамика, производившаяся в архаической и классической Греции, сначала включала в себя чернофигурную керамику, однако появились и другие стили, такие как краснофигурная керамика и техника белого шлифования. Такие стили были характерны для последующего эллинистического периода, когда вазопись пришла в упадок.
Интерес к греческому искусству отставал от классической науки в эпоху Возрождения и возник в академическом кругу, окружавшем Николя Пуссена в Риме в 1630-х годах. Хотя скромные коллекции ваз, найденных в древних гробницах Италии, были созданы в 15-м и 16-м веках, они считались этрусскими. Вполне возможно, что Лоренцо Медичи приобрел несколько аттических ваз непосредственно в Греции. Однако связь между ними и образцами, найденными при раскопках в центральной Италии, была установлена гораздо позже.
Большая часть ранних исследований греческих ваз проводилась в форме составления альбомов с изображенными на них изображениями, однако ни в фолиантах Д'Анкарвиля, ни в фолиантах Тишбейна не указаны формы и не сделана попытка указать дату, и поэтому они ненадежны как археологические данные. Серьезные попытки научных исследований неуклонно продвигались на протяжении 19-го века, начиная с основания Института корреспонденции в Риме в 1828 году (позже Немецкого археологического института), за которым последовало новаторское исследование Эдуарда Герхарда "Аусерлезенские исследования Вазенбилдера" (1840-1858), издание журнала Archaeologische Zeitung в 1843 году и последующий выпуск журнала "Археологическая газета". Афинская школа, 1846 год. Именно Герхард впервые изложил хронологию, которой мы сейчас пользуемся, а именно: Ориентализирующая (геометрическая, архаичная), чернофигурная, краснофигурная, полихроматическая (эллинистическая).
Названия, которые мы используем для греческих вазообразных форм, часто являются скорее условностью, чем историческим фактом. Некоторые из них иллюстрируют их собственное использование или снабжены оригинальными названиями, в то время как другие являются результатом попыток ранних археологов сопоставить физический объект с известным названием из греческой литературы - не всегда удачных.
Чтобы понять взаимосвязь между формой и функцией, греческую керамику можно разделить на четыре большие категории, которые представлены здесь вместе с общими типами:
- сосуды для хранения и транспортировки, включая амфоры, пифос, пелике, гидрию, пиксис,
- сосуды для смешивания, в основном для симпозиумов или мужских застолий, включая кратер и динос,
- кувшины и кубки, несколько видов киликса, также называемых просто кубками, кантарос, фиале, скифос, ойнохое и лутрофорос,
- вазы для масла, парфюмерия и косметика, в том числе большой лекифос, а также маленькие арибаллос и алабастрон.
Помимо этих утилитарных функций, некоторые формы ваз ассоциировались с ритуалами, другие - с атлетикой и гимнастическим залом. Не все их виды использования известны, но в тех случаях, когда есть неопределенность, ученые делают приблизительные предположения о том, для чего мог использоваться тот или иной предмет.
Некоторые сосуды были задуманы как надгробные знаки. Кратеры отмечали места захоронения мужчин, а амфоры - женщин. Это помогло им выжить, и именно поэтому на некоторых из них будут изображены похоронные процессии. Белый молотый лекифой содержал масло, используемое в качестве погребальных подношений, и, по-видимому, был приготовлен исключительно с этой целью. Во многих образцах есть скрытая внутри вторая чаша, чтобы создать впечатление, что она наполнена маслом, и в таком виде они не принесли бы никакой другой пользы.
С 8-го века до н.э. существовал международный рынок греческой керамики, на котором Афины и Коринф доминировали вплоть до конца 4-го века до н.э. Представление о масштабах этой торговли можно почерпнуть из составления карт находок этих ваз за пределами Греции. Только существованием рынка подержанных вещей можно объяснить такое количество панафинейских изделий, найденных в этрусских гробницах. Южноитальянские товары стали доминировать в экспортной торговле Западного Средиземноморья, поскольку политическое значение Афин в эллинистический период уменьшилось.
Дальше монеты пошли, вообще - не моя тема...
Первые монеты в Средиземноморье появились то ли в Лидии, то ли в Эгине, то ли в Эолиде в начале VII века до н. э.
Александр Зограф на основании анализа веса монет, их номиналов и типов выделяет следующие основные периоды в истории монетных систем античности:
- архаический период - от возникновения монеты на рубеже VIII и VII веков до битвы при Марафоне (490 год до н. э.),
- классический период - от битвы при Марафоне до завоеваний Александра Македонского (вторая половина IV века до н. э.),
- эллинистический период - от завоеваний Александра до битвы при Акциуме (31 год до н. э.), включая монетную систему Римской республики,
- императорский период - от возникновения принципата до правления Анастасия (491-518 годы) и его реформы монетного дела, которая считается началом формирования собственно византийской монетной системы.
Основная география распространения - Средиземноморье, Причерноморье и Передней Азии, также прилегающие к ним территории Европы, Северной Африки.
Древняя Персия. Дарики играли роль международных денег. Особенность в том, что они биметаллическая, то есть из сплава золота и серебра. Основные единицы - золотой дарик 8,4 гр, и серебряный сикл 5,6 гр. Выпускать золото мог только царь, а подвластные царю сатрапы и города могли чеканить лишь серебро.
Как и любая другая античная, денежная система Древней Греции была основана на единицах массы, которые одновременно выполняли функции и весовых, и счётных единиц. Для Греции это были прежде всего талант, мина, драхма, обол, лепта, а также халк, подчинявшиеся следующим базовым соотношениям, но имевшим множество местных отклонений: 1 талант = 60 мин = 3000 статеров = 6000 драхм; 1 статер = 2 драхмы (дидрахма) = 12 оболов = 96 халков. В виде монет чеканились только статеры, драхмы, оболы, халки, их фракции (например, гекта - 1⁄6 статера) и им кратные (например, тетрадрахма - 4 драхмы). Талант и мина были исключительно счётными понятиями.
Монетная система Римской республики характеризовалась господством в денежном обращении:
- слитков практически необработанной бронзы (Aes rude) и слитков бронзы с нанесёнными изображениями (Aes signatum) - примерно до 312 года до н. э.;
- литых бронзовых монет (Aes Grave) - с 312 по 268 год до н. э.;
- полновесных бронзовых (асс и его производные) и серебряных (прежде всего денария) монет - с 268 по 89 год до н. э.
Долгое время для еврейского народа сикль (шекель) был исключительно названием монет соседних государств (например, тирских статеров или птолемеевских тетрадрахм), а также счётной денежной единицей, используемой, например, для расчёта важного храмового (священного) налога. Сформировавшаяся к началу I века н. э. система мер и весов Иудеи, иногда называемая талмудической, исходила из следующих основных соотношений: 1 талант (киккар) = 60 мин = 1500 священных (библейских, тяжёлых, двойных) сиклей (шекелей) = 3000 простых (лёгких, половинных) сиклей (шекелей). Все перечисленные единицы были исключительно счётными понятиями.
Монетная система Византии поначалу продолжала традиции поздней Римской империи, однако после реформы Анастасия (491-518 годы) приобрела специфические черты. Одной из основных особенностей было господство золотых и бронзовых (иногда посеребрённых) монет при незначительном использовании серебряных. Несмотря на многие специфические черты, основными торговыми монетами Византии остались появившиеся ещё в Римской империи золотой солид и серебряный милиарисий. Солид сохранил значение стандартной монеты почти до падения Константинополя в 1453 году, хотя в последнее столетие существования империи золото как монетный металл уже почти не использовалось. Значение милиарисия ограничивалось IX-XI веками.
Вот и до ювелирного искусства добрались... Вот тут подсмотрел -
https://libq.ru/articles/istorija-iskusstv/juvelirnoe-iskusstvo-drevnej-grecii/.
Ювелирное дело в Греции достигло значительных вершин. Золотом страна была бедна, но оно поступало в обмен на другие товары и всегда высоко ценилось. Иное дело серебро. Рудники Лаврия обеспечивали мастеров достаточным количеством этого металла.
Письменные источники рассказывают об удивительных работах греческих скульпторов, не дошедших до нашего времени, но сохранившихся в памяти человечества. Это статуи богов в хризоэлефантинной технике, мастером которых был знаменитый Фидий. Долгое время их существование ставилось под сомнение, рассеявшееся после одной находки археолога Амандри. Под плиточным полом у входа в Дельфийский храм им были обнаружены фрагменты такой скульптуры, выполненной из слоновой кости, золота и драгоценных камней.
Отличительной особенностью греческой культуры является то, что она не только впитывала художественные традиции соседних регионов, но и активно перерабатывала их творчески - немало из того, что нам представляется истинно греческим, имеет совсем иные корни.
Многие греческие мифы и легенды можно рассматривать как поэтическое отражение важнейших событий истории. Одним из них стало завоевание около 1200 года до н. э. полуострова дорийцами, которые, смешавшись с местными племенами, составили население Древней Греции. К VIII веку до н. э. были заселены уже все прибрежные районы соседних регионов, включая Малую Азию и современную Южную Италию, с которыми греческие племена установили активные экономические и культурные контакты.
Объединению греков способствовала война с Персией в начале V века до н. э. Только сплотившись, греки смогли противостоять грозному врагу. Этот союз просуществовал до конца столетия - в 404 году до н. э. Афины были завоеваны более агрессивной Спартой. А в 338 году до н. э. македонский царь Филипп II объединяет греческие племена в государство. Александр Македонский, сын Филиппа II, создал империю, границы которой охватили Египет, Малую Азию, Персию и протянулись до берегов Инда, что способствовало взаимодействию греческой культуры с восточной. В результате сложились новые художественные формы. Этот период античной истории принято называть Эллинистическим.
Продолжение завтра