Василий Игоревич Нестеренко (род. 28 февраля 1967, Павлоград, Днепропетровская область, Украинская ССР, СССР) - российский живописец, приобретший известность полотнами на темы русской истории и христианской религиозности.
Академик Российской академии художеств (2007; член-корреспондент с 2001). Народный художник Российской Федерации (2004), Заслуженный художник Украины (2008). Лауреат премии ФСБ России (2010, 2019-2020). Член Союза художников России с 1995 года.
Василий Нестеренко окончил МГАХИ им. В. И. Сурикова с красным дипломом. Дипломная картина - исторический холст «Триумф Российского Флота» (310x590 см, 1994) открывает экспозицию Центрального Музея Вооруженных Сил России.
Долина гейзеров
С 1995 по 2002 год работал над художественным убранством Храма Христа Спасителя в Москве. В.И. Нестеренко - автор четырех монументальных росписей на стенах Храма: «Воскресение Христово», «Святой Апостол и Евангелист Матфей», «Крещении Господне», «Вход Господень во Иерусалим», цикла Богородичных икон для центрального объема Храма, Плащаницы дли Главного престола Храма, автор пяти картин на Евангельские сюжеты и десяти росписей для Аванзала Зала Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.
В 1999 году В.И. Нестеренко явился автором художественного убранства Тронного Зала Иерусалимской Патриархии. В Рождество 2000 года под росписью художника в Иерусалиме состоялась историческая встреча всех Патриархов и Президентов православных стран.
В.И. Нестеренко - автор новых росписей в Успенском соборе в Дмитрове (2002-2004), в Храме Успения в Домнино - родовом имении бояр Романовых (2003-2005). Художник создал концепцию живописного убранства Храма Живоначальной Троицы в честь 1000-летия Крещения Руси (награжден за эту работу орденом Андрея Рублева III степени, 2004) и концепцию живописного убранства Софийско-Успенского собора в Тобольске (2008). Главный художник Храма Победы.
Повелители небес
Вулкан Тятя
Произведения художника находятся в крупнейших музейных собраниях России: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Историческом музее, Центральном музее Вооруженных Сил России, Музее Москвы, Музее-заповеднике «Царицыно», в Зале Высшего Церковного Совета в Храме Христа Спасителя и других собраниях.
Карские ворота
Из выставок последних лет следует отметить выставку «Свет Христов просвещает всех» в Ватикане, «С нами Бог и Андреевский флаг», приуроченную к годовщине воссоединения Крыма с Россией в выставочном зале Российского военно-исторического общества «Медиа-палаты».
Новая Земля. Солнце над Маточкиным шаром
Хозяин Арктики
В.И. Нестеренко - автор многочисленных персональных выставок в художественных музеях и картинных галереях Москвы, городов центральной России и Сибири, в столицах Беларуси и Украины, а также в городах дальнего зарубежья: Токио, Нью-Йорка, Сан-Франциско, Парижа, Пекина, Берлина, Никосии.
Новая Земля. Залив Крестовый
Белое море. Прибрежные камни
Произведения Василия Нестеренко признаны в творческой среде: он самый молодой Народный художник России, академик, его картины близки и простым и искушенным зрителям.
Он автор монументальных исторических полотен, ему одинаково удаются и светские портреты, и иконы, пейзажи и натюрморты.
Для популяризации его творчества, в знак признания выдающихся заслуг в мировой культуре более 20 лет назад в Москве создана Московская государственная картинная галерея Василия Нестеренко.
Земля вулканов
Мыс Великан
Награды и звания.
2000 - Орден преподобного Сергия Радонежского II степени Русской православной церкви за росписи в Храме Христа Спасителя.
2003 - Патриаршая грамота за создание новых росписей в Успенском соборе в Дмитрове.
2004 - Народный художник Российской Федерации.
2004 - член экспертной комиссии по присуждению Государственных премий в области литературы и искусства в Центральном федеральном округе.
2004 - Орден преподобного Андрея Иконописца III степени Русской православной церкви.
2007 - действительный член Российской академии художеств (Академик).
2010 - Премия ФСБ России в номинации «Изобразительное искусство» за цикл живописных работ по тематике пограничной службы и личный вклад в патриотическое воспитание российских граждан.
2017 - Орден Почёта (17 августа 2017 года) за большой вклад в развитие отечественной культуры, искусства, средств массовой информации и многолетнюю плодот ворную деятельность.
2020 - Орден Дружбы (21 августа 2020 года) - за большой вклад в организацию и проведение социально важных, общественно значимых мероприятий.
2019 - 2020 - Премия ФСБ России в номинации «Изобразительное искусство» за создание цикла картин антитеррористической направленности «Сирийская земля», художественное оформление Патриаршего собора во ими Воскресения Христова - Главного храма Вооружённых сил Российской Федерации и Храма святого праведного воина адмирала Федора Ушакова в Южном Бутово, а также активное личное содействие органам безопасности в духовно-нравственном и патриотическом воспитании сотрудников.
2022 - медаль «Патриаршая благодарность» (во внимание к трудам в Патриаршем совете по культуре и в связи с 55 летнем со дня рождения).
Камчатка. Устье Халактырки
Лавовые поля. Центральная часть триптиха "Кузница Вулкана"
Камчатка. Вулкан Большая Удина
Камчатка. Вулкан Овальная Зимина
Чертог безмолвия
Василий Нестеренко обрел всеобщее признание как автор масштабных историко-патриотических полотен, икон и монументальных росписей на библейские сюжеты, портретов, пейзажей и натюрмортов, отмеченных высоким чувством гражданской ответственности и поэтической глубиной образного, философского отношения к явлениям и событиям прошлого и настоящего нашего Отечества, искренностью и самобытностью видения окружающего мира.
Для него искусство стало образом жизни. Он неутомим в поисках духовных, нравственных, эстетических идеалов, поэтому живописец постоянно обращается к опыту старых мастеров, к шедеврам русской и европейской живописи, к иконописным образам Православия и открытиям гениев Возрождения. Василий Нестеренко - пытливый и чуткий исследователь бесценного наследия мировой художественной культуры.
Будучи личностью увлеченной, мыслящей масштабно, живописцем, обладающим безупречным мастерством и уникальным даром творческого воображения, он все время ищет и находит новые темы, персонажи, объекты изображения. И это не просто удивляющие нас, зрителей, узнаваемые мотивы и сюжеты - это поэмы, рожденные душой художника, это особое выражение сопричастности автора ко всему, в чем он чувствует и видит значительно большее, нежели открывается взгляду.
То же самое можно сказать и о пейзажах, написанных и творческих поездках и о сложносочиненных натюрмортах мастера.
Без подобной преамбулы трудно было бы в полной мере оценить цикл пейзажей, созданных под впечатлением от путешествия на самые дальние рубежи нашего Отечества - по островам Курильской гряды и Южному Сахалину, по хребтам Саян и берегам Байкала.
Сибирские и дальневосточные работы мастера увлекают воображение, являются образами большой эмоциональной силы. Они обладают завораживающей глаз таинственной, непостижимой красотой, открывают неподвластное времени величие Природы. Эти пейзажи стали результатом раздумий мастера о вечности мироздания, о незыблемых общечеловеческих ценностях, они вмещают в себя неисчерпаемую гамму настроений, впечатлений и переживаний автора, вызывают в памяти череду ассоциаций.
Он не фиксирует, а дает почувствовать мимолетные, быстроменяющиеся состояния природы и тонко отражает настроения, охватывающие, овладевающие им. Из поля зрения художника не ускользают, казалось бы, самые незаметные, нейтральные фрагменты и детали натуры, которые под его кистью становятся волнующими и незабываемыми, обретают вторую жизнь.
Поэтика образного содержания дальневосточных и сибирских пейзажей Василия Нестеренко - это слагаемое непосредственных впечатлений от неповторимых панорамных видов Байкала, Тункинского и Шумакского хребтов Саян, Сахалина и Южных Курил - Кумашира, Шикотана и Итурупа, просторов Охотского моря и Тихого океана. Это совокупность достоверно изображенных мотивов и их одухотворенности творческим воображением художника, это особое, авторское ощущение и понимание законов гармонии и красоты.
Большие полотна Сибирско-дальневосточного цикла Василия Нестеренко стали обобщением живых впечатлений путешественника, сделавшего за время своих поездок немало этюдов, набросков, а главное открытий. Собранные в альбоме пейзажи мастера являются своеобразным олицетворением его представлений, философского и поэтического осмысления границ реального пейзажа как такового, применительно к законам жанра и одновременно к возможностям расширения его диапазона эстетики, содержательного пространства и изобразительной специфики.
Работая над этими масштабными и по формату, и по звучанию пейзажами, Василий Нестеренко, возможно, ставил перед собой синтетические образные задачи, созвучные мыслям Левитана в процессе создания пейзажа-картины «Над вечным покоем» или «Ночи на Днепре» Архипа Куинджи.
Вдохновляясь дикой, нетронутой природой Байкала и Дальнего Востока, Василий Нестеренко как бы проецирует ее на свои уже созданные и еще не написанные картины, но не формально, соединяя в своем воображении найденные и не открытые, только вырисовывающиеся контуры духовно-содержательных доминант. Тем самым художник расширяет тематическую, сюжетную и жанровую сферу своего искусства, дает свободу фантазии зрителя.