Концептуальность фильма "Василиса Прекрасная" (1939)

Mar 22, 2024 22:30



Во всём мире с середины 1920-х до начала Второй Мировой войны царил изысканно-пугающий, шикарный стиль Aр-деко, названный так после нашумевшей выставки 1925 года - Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes. Это были смелые и даже наглые геометрические линии, пересекающие под странными углами, концентрические круги, острые углы (псевдо-готическая изюминка) и - такая же жгучая любовь к экзотике, вроде ожерелий в египетском стиле и странных фигур - человеческих или анималистических - в декоре.





Типовое оформление помещение Aр-деко. Справа интерьер на пароходе "Нормандия", 1935 год, обратите внимание на декор на стенах и сравните с кадрами из сказки ниже


Круглые залы с ощущением зеркальности пространства - изюминка Aр-деко.

Всё это оформлялось очень дорого-богато, с непременным намёком на буржуазные вкусы. А вот в Советском Союзе это направление как-то не любили. Его, в сущности, критиковали за эклектичность и ультра-модность. Его брали (украдкой). Так явное обращение к Aр-деко прослеживается в оформлении станций метро "Аэропорт" и "Маяковская", но в целом СССР воспринял тогда линию неоклассицизма и следовал ей с догматической дотошностью.



Слева станция метро "Аэропорт" (Москва, 1936-1938), архитекторы Б. С. Виленский, В. А. Ершов. Справа станция метро "Маяковская" (Москва 1936-1938),  архитектор А. Н. Душкин, художник А. А. Дейнека

Правда, существовали лазейки для "модничанья" - это ...детские сказки.
Например, киноверсия русской народной сказки "Василиса Прекрасная" - это интереснейшее обращение к штампованным, даже карикатурным, нарочитым образцам Ар-деко. Я о дворце Змея, что, в общем-то, соответствует отношению советского агитпропа к этому буржуйскому Déco. Так мог бы выглядеть банк Главного Буржуина или его же дворец.



Зал Змея - это карикатура на Ар-деко. Но очень талантливая.



Зал Змея - здесь лучше виден пол



Инфернальное Ар-деко

Когда Баба-Яга вводит Василису в идеально-круглый зал с типовым ар-декошным полом (круги-круги-круги) и псевдо-готическими стенами - всё становится ясно. Перед нами - логово врага. И главное, что декораторы подошли к теме с любовью, страстью и большим вкусом. Это - стилистическая супер-пародия на Ар-деко и его зеркальные, как бы многократно повторяющиеся фрагменты пространства - идеально ровного, но при том - искажённого.

image Click to view





Слева Егоров Владимир Евгеньевич эскиз костюма "Гном с драгоценностями у Змея" Фильм "Василиса Прекрасная". 1939 Справа кадр из фильма

Большую часть сцен фильма -сказки "Василиса Прекрасная" записывали в Ялте. Именно туда по частям доставили главную декорацию фильма - Змея Горыныча. Александр Роу отказался от идеи сделать дракона из бумаги и картона. Режиссер заказал его Экспериментальному заводу игрушек в Загорске. Макет разрабатывал художник-конструктор Борис Михин.



Кадр из фильма "Василиса Прекрасная"

Изготовлением занимались кукольники. Горыныч вышел 11 метров длиной и 5 метров высотой. Внутри него, как в Троянском коне, находилось 20 человек, оживляющих это творение. Даже в каждой голове Змея сидел отдельный статист. Именно из-за количества народа внутри, он и имел такой живой вид.
Для перевозки из Загорска в Симферополь использовали четыре железнодорожные платформы, из Симферополя в Ялту - 18 грузовиков.



Кадр из фильма "Василиса Прекрасная"
Надо сказать, что этот Змей раза в три-четыре раза больше дракона, который был в немецкой картине "Нибелунги", к тому же тот был одноголовый.



Дракон Фафнир из "Нибелунгов" Фрица Ланга 1924 г

Изнутри чудищем управляли 20 человек: они поворачивали голову, поднимали лапы и хвост. Змея Горыныча долгое время боялась лошадь Иванушки. Исполнитель главной роли актер Сергей Столяров приучал ее почти неделю.



Кадр из фильма "Василиса Прекрасная"

Фильм «Василиса Прекрасная» стал настоящим прорывом в мировом кинематографе. Его до достоинству оценили киношники разных стран.
Создатели "Багдадского вopa" (1940), например, год спустя без зазрения совести скопировали эпизод встречи главного героя с гигантским пауком-стражем, висящим на паутине из толстой проволоки. И "Вop", между прочим, получил Оскара за спецэффекты и за … вopoвcтво.



Кадр из фильма "Василиса Прекрасная"



Кадр из фильма "Багдадский вор" 1940 г

Что-то похожее на Змея Горыныча в плане спецэффектов сняли и в Японии, но уже гораздо позже, в 1954 году - ту самую первую "Годзиллу":



Размер Годзиллы из одноименного фильма 1954 года

В "Василисе Прекрасной" Георгий Милляр впервые в своей карьере сыграл Бабу Ягу.
Как-то раз, во время подготовки к съемкам фильма Милляр спросил Александра Роу "А можно мне сыграть Бабу Ягу?", на что режиссер, внимательно вглядевшись в лицо актера, ответил: "А что, из тебя получится".



Кадр из фильма "Василиса Прекрасная". Георгий Милляр -  Баба-Яга, Валентина Сорогожская - Василиса Прекрасная

Впоследствии Милляр появился в этом образе еще в трех фильмах Роу - "Морозко", "Огонь, вода и… медные трубы" и "Золотые рога". О своем первом опыте воплощения на экране этого персонажа Георгий Францевич вспоминал:
"Я сыграл с прицелом на страшноту. Этот образ я целиком списал со старой гречанки, которая жила в доме напротив. У нее были сальные, седые патлы и нос крючком. Но, увидев меня в гриме во дворе Ялтинской студии, дети с плачем разбежались. Когда я понял, что, видя меня на экране, дети плачут, то подумал: зачем же я их так пугаю? Чтобы они зла боялись и в слезы от него ударялись? И уже следующие мои бабы-яги были смешными до безобразия".


Валентина Сорогожская - Василиса Прекрасная, Сергей Столяров - Иван, младший сын

Очень интересно, почти как аллегории, в фильме выписаны женские образы
Мне не очень хочется повторять то, что уже было написано в  Киносказка сталинской эпохи и В гостях у сказки Ч.2. / Девицы в голубом, от «Каменного цветка» до «Аленького цветочка»

Пропустим нашу положительную "Девицу в голубом" и перейдем сразу к образам дворянской и купеческой дочери



Ирина Зарубина - Маланья Саввична, купеческая дочь

Материал, использованный для пошива костюмов и купеческой, и дворянской дочерей, выглядит почти сатирически дешевым и лубочным.
В то время при крайней необходимости при съемках фильмов можно было и из музея взять одежду и реквизит на прокат, и что-то из национализированных у богачей предметов одежды перешить. Но тогда купеческая и дворянская дочери выглядели бы в фильме реальной знатью, а целью истории было их высмеять. Поэтому платья им пошили из дешевых ситчиков

Слева неизвестный художник "Портрет купчихи с голубым платочком в руке" 1840-е. ГИМ, В центре Ирина Зарубина - купеческая дочь Маланья Саввична Справа Константин Маковский "Портрет Зинаиды Юсуповой в русском костюме"  1900-е

Вот здесь хорошо видно сравнение платьев в древнерусском стиле 19 века от купчихи и княгини и сказочного купеческого платьишка из фильма
Купеческая дочь выглядит даже слегка как баба на чайник.



Купеческая дочь выглядит даже слегка как баба на чайник.



Кадр из фильма "Василиса Прекрасная".

Ну баба нe баба, а вид у купеческой дочери хотя бы русский, а вот дворянскую дочь сделали иностранкой, водрузив ей на голову эннен и обрядив в нечто полосатое

Эннен (фр. hennin) - это сложный женский головной убор на каркасе из китового уса, металла, накрахмаленного полотна или твёрдой бумаги. Наиболее распространённые варианты эннена исполнялись в виде конуса, усечённого конуса или трубы. Эннены получили распространение в XV в. в период "бургундских мод". Это был любимый головной убор знати.

Слева Ганс Мемлинг "Молодая женщина с с гвоздикой" Диптих Аллегория истинной любви, левая створка. 1485-90 гг. Музей Метрополитен, В центре Лидия Сухаревская - дворянская дочь Беляндряса Петровна. Справа Хуго ван дер Гус "Мария Портинари из Брюгге" фрагмент правой створки "Алтаря Портинари", 1476-1478 гг Галерея Уффицы

Прекрасный пример, как можно через одежду показать чужеродность в течение 200 лет интенсивно европеизированного российского дворянства, что ко времени революции вылилось в сосуществование в Российской империи двух групп населения - русского народа и европейской элиты [часто даже не воспитанной на местах французскими и английскими гувернерами, а просто из Европы понаехавшей]



Лидия Сухаревская - Беляндряса Петровна, дворянская дочь

С моей лично точки зрения одежда Василисы, Маланьи Саввичны и Беляндрясы Петровны - это вообще некие  концептуальные идеи. Население СССР в то время все еще не было поголовно образованным, только-только с грамотностью разобрались, поэтому визуальные образы фильмов играли роль некоего политического концептуального театра, помогавшего без слов, чисто картинкой доносить до населения мысли, идеи и концепции



Слева кадр из фильма. Справа Егоров Владимир Евгеньевич эскиз костюма "Приживала Белендрясы" (арт.Л.Скавронская)  Фильм "Василиса Прекрасная". 1939

Вот тут вот явно просматривается некая монастырская концепция - при том, что героиня явно отрицательная.



Слева Егоров Владимир Евгеньевич эскиз костюма "Отец-Пахарь" (арт.Г.Милляр) Фильм Василиса Прекрасная.  Фильм "Василиса Прекрасная". 1939 Справа кадр из фильма.

Вот такая вот вроде бы простая русская народная сказка. А фильм оказался многослойным, многосмысловым и концептуальным
Отсюда   Отсюда    Отсюда   Отсюда

Культура, Россия

Previous post Next post
Up