В XV перед Рюриковичами начал в полный рост вставать вопрос, как развиваться дальше в качестве полностью самостоятельной от Орды территории и в условиях тех громадных геополитических изменений, которые сотрясали окружающий мир все столетие.
Самым основным было практическое разрушение двух главных цивилизационных центров, которые мощнейшим образом повлияли на становление русской государственности. - и Византии, и Орды.
В 1425 году было отменено лествичное право и началась 30-летняя борьба за централизацию власти, закончившаяся победой Москвы.
Встали вопросы подчинения периферийных территорий как на западе, так и на востоке.
Встал вопрос Русской идентичности.
Цивилизационных путей возможного развития у Москвы начиная с XV века было два - условно Проордынский и условно Пропольский.
Первый подразумевал основной упор в развитии на восток, второй - в развитии на запад.
В управленческом отношении первый подразумевал дальнейшее усиление царской власти с выстраиванием некой вертикали/ условной восточной деспотии - за счет прав не только удельных князей, но уже и бояр, второй ориентировался на права польской шляхты.
В культурном / религиозном отношении первый подразумевал присоединение и адаптацию нехристианских народов на востоке, второй - некий компромисс и встраивание в тoт христианский мир, который сложился на бывших русских землях, оказавшихся за пределами влияния Орды и во многом оказавшихся под контролем Ватикана.
В технологическом отношении выбора особого не было. В Европе случилась мощнейшая технологическая революция, в первую очередь в вооружениях и мореплавании, началась Эпоха великих географических открытий и экономический подъем за счет того, что морская [слегка позже ставшей колониальной] торговля начала заменять сухопутную, а сухопутная начала хиреть. Для примера - Средняя Азия как центр Великого шелкового пути в 7 веке и Средняя Азия как задворки цивилизации в 17 веке - это две очень-очень разные Средние Азии.
Дополнительный очень существенный фактор - на границах после падения Византии появился новый и очень серьезный враг - османы. Справиться с которыми в одиночку Москва бы не сумела, она была слишком слаба.
В 1523 году в Москве сформулировали новую идентичность, ну или официальную идеологию
"Москва - Третий Рим" - 1523 год
"Москва - Третий Рим", преемница Римской империи и Византии, земное воплощение "нерушимого" Римского царства, существовавшего со времени пришествия Иисуса Христа.
Более того, не отказавшись от наследия варягов (заявляя про предков пруссов) московские великие князья начали рассматривать себя потомками и преемниками римских и византийских императоров.
И начали борьбу за римское наследие как с Ватиканом, так и с османами.
Если еще раз перечитать написанное в предыдущих постах, а также вспомнить то, что я писала про Римскую империю, которая так никогда и не стала государством-цивилизацией, она всегда делилась цивилизационно на западную и восточную часть, то станет понятно, что для преемственности от Рима у России не было, нет и никогда не будет никаких оснований.
И попытки подобную преемственность установить искусственным способом приводят к цивилизационному тупику, который часто заканчивается печально.
В России это закончилось Смутой и сменой династии.
Условно пропольская партия сумела избавится от Ивана Грозного и оставшихся Рюриковичей, а после Смуты, когда на трон чуть не сел польский король, выбрать нового царя из своих боярских рядов, временно устранив угрозу вертикали власти как у "восточных деспотов" . О верикали власти как у Франции они не думали, смотрели на польскую шляхту.
Западная /Литовская Русь - 1613 год
А.Д. Кившенко. "Земский собор 1613 года, избравший Михаила Романова русским царем"
Основной цивилизационный толчок этого периода был культурный / религиозный/ идеологический и заключался в церковной реформе Никона
И жутком кровавом расколе
Кстати, именно в это время на Руси было полностью и окончательно покончено с последними остатками язычества и языческих культовых обрядов - не народных, построенных вокруг с/х, а восходящих еще к волхвам. В 1648 году царь Алексей Михайлович подписал указ, который запрещал скоморошество.
Алексей Кившенко "Церковный cобор. 1654 год. Начало раскола".1880 год
В управленческом отношении ни до каких прав польской шляхты в Москве дело не дошло, Боярская дума играла все-таки достаточно формальную роль
А вот с технологиями были проблемы, пришлось ждать реформ Петра
Европа / Балтика - 1721 год
Слово достаточно условное, просто так проще объединить Голландию, которая дала первоначальный толчок реформам Петра, с прочими землями, которые в течение 200 лет поставляли в Российскую империю цариц и условных "новых варягов", - людей, которые переезжали за лучшей жизнью, должностями, званиями, титулами и деньгами, очень-очень сильно за 200 лет российские элиты онемечив.
Дата тоже немного условная, так как реформы Петра начались задолго до того, как Россия была объявлена империей. Но создание империи - важное событие, которое влияет на абсолютно все в стране, и на управление, и на культуру, и на технологии. Более того, статус империи подразумевает собственное влияние - культурное, политическое, управленческое, как минимум на всех соседей.
Цивилизационный толчок был мощнейшим и включал в себя всё, вот просто всё - и управление, и технологии, и культуру.
В технологическом отношении и в управленческом его реформы принесли много пользы и дали ему даже звание "Великий"
А вот с культурной точки зрения это был даже не полный провал, это была катастрофа.
Cтатус империи подразумевает собственное влияние - культурное, политическое, управленческое, как минимум на всех соседей. A Петр решил, что он сделает из России Европу, только лучше.
Петр заложил фундамент для того чтобы в России были искусственно выращены две совершенно разных в культурном отношении общности.
Одна общность называлась народ [русский], а вторая называлась элиты [европейские].
Последствия этого мы до сих пор разгребаем, вот прямо сейчас, в 2024 году. Почему я, собственно, эти посты и пишу.
Сейчас для описания такого уровня копирования чужой культуры, как было в России XVIII века, существуют слова карго-культ и колониализм
С понятием империя и проецированием собственной имперской культуры на соседей это как-то совершенно не совпадает.
Наоборот.
Проблема исcкуственно взращенных российских элит, некоторые из которых и по-русски-то не говорили, даже с а акцентом, была полностью и окончательно осознана после войны с Наполеоном.
И, кстати, только после этого Россия как настоящая империя, начала очень мощно проецировать на мир собственную культуру/ науку и собственные культурные/ научные достижения. Расцвет случился после того, как перестали тупо копировать чужое и начали делать свое.
Одновременно перед Россией в очередной раз встал вопрос - как решать кризис идентичности.
Западники vs славянофилы
Европеизированные российские элиты, разделившись на западников и слaвянофилов, выделили два пути развития России - западный и славянофильский.
Первый подразумевал условное движение в фарватере европейских перемен и реформ, с продолжением попыток перестроить российское общество на нечто более демократическое, капиталистическое и технологически продвинутое. Европейское общество при этом шло семимильными шагами в сторону революций и уничтожения местных монархий.
Второй, основанный на немецких философских идеях и ставший в каком-то роде их калькой, подразумевал некий особый путь России, который, тем не менее, включал в себя миссионерскую деятельность по вразумлению Европы и донесению православной истины до впавших в ересь и атеизм европейских народов (почти как сейчас некоторые призывают)
При этом данная концепция подразумевала, что русские - это, безусловно, европейцы, из семьи прочих братьев -славян, и в миссионерской деятельности надо полагаться на этих братьев.
В качестве кого в этом случае рассматривались всякие неславянские народы Российской империи, вопрос, конечно, интересный. Инородцы, иноверцы... слово "второсортные" никто не употреблял, и Слава Богу.
Подобная ситуация целых двух неправильных цивилизационных путей ничем хорошим кончиться не могла, что мы в 1917 году и увидели.
Я подробно писала об этом, повторяться не буду.
Как Россия потеряла свою идентичность. Часть 1 Как Россия потеряла свою идентичность. Часть 2 Коммунизм vs Евразийство
Битву цивилизационного выбора в 1917 году выиграли западники, сначала масоны французского разлива устроили Февральскую революцию, а потом, когда у них все посыпалось, на сцену вышли масоны немецкого разлива, взяли инициативу в свои руки, победили и.... пошли несколько необычным путем
С одной стороны, они следовали путем немецких товарищей, а с другой стороны, выйдя не из европейских элит, а из более "посконных" и народных, они пошли своим самобытным русским путем.
Полностью поменяли официальную религию с православия на коммунизм и начали строить рай на Земле в рамках... возвращения к неким древним принципам Союза племен. Назвали это Союзом Советских Социалистических Республик. Использовали теории примордиализма и искуственно строили нации, объединенные идеологией. С моей лично точки зрения вернулись к чему-то доордынскому, даже мавзолей построили ( а это исторически очень-очень древнее сооружение, Мавсол жил где-то в Малой Азии еще в 377-353 годах до н. э.)
Тем не менее, можно сказать, что в именно в 1917 году впервые формально оформилась Русская цивилизация. Русская цивилизация, cамостоятельная и несущая в мир собственное видение развития этого мира, с мощнейшим культурным и политическим влиянием, переформатировавшая в ХХ веке весь мир. Всю планету
Почему это случилось именно в ХХ веке?
Во-первых, произошла технологическая революция в энергетике. С древесины человечество перешло на уголь, потом на нефть, газ, разработало ядерные технологии, а сейчас разрабатывает технологии минералов. И именно этот технологический толчок дал России с ее невероятно сложным для выживания климатом экономические возможности массово тратить ресурсы не только на собственное выживание, заимствуя технологии и культуру у тех соседей, у кого исторически есть эти ресурсы - из-за более приятного и приемлемого для жизни климата (собственно, все цивилизационные толчки об этом). Впервые в истории дал. Никто никогда раньше в истории не строил цивилизацию в географических условиях и климате России.
Во-вторых, СССР ака Россия избавилась от европейских элит и европейских семейных элитных связей, которые в прямом смысле как уздой привязывали Российскую империю к европейскому фарватеру развития. В 1917 году Россия избавилась от этой узды и пошла собственным путем
За что сразу же поимела. И горячую фазу борьбы за выживание - Великую Отечественную войну. И холодную - не прекращающуюся до сих пор санкционнную войну за технологические ограничения в сотрудничестве с Западом.
Кроме технологической цивилизационной войны началась еще и холодная культурная война - мягкой силой, через джинсы и жвачку, через актрис и моделей, через секс и рок-н-ролл.
И коммунизм в результате оказался тем самым первым блином, который комом, потому что коммунизм был основан на немецком масонстве и немецком мессианстве.
Hельзя усидеть одновременно на двух стульях - один из которых твой собственный цивилизационный стул Объединителя евразийских земель, а другой - какое-то масонское религиoзное течение из Европы.
В какой-то момент стулья обязательно разъедутся. и усидеть можно будет только на одном. В 1991 году советские элиты решили, что на европейском стуле им будет сидеть удобней.
Как альтернатива коммунизму в среде русских иммигрантов в 1920-30-е годы родились идеи евразийства, про которые я писала в самом первом посте о границах Русской цивилизации.
Как нечто официальное, данный цивилизационный выбор никаких перспектив в иммиграции не имел, тем не менее, он родился и начал развиваться, позднее найдя сторонников в том числе и в России, типа Льва Гумилева, который, правда, оформил это все как пассионарную теорию этногенеза, с непонятными пассионарными толчками из космоса ( по мнению Гумилева это мутации, вызываемые космическим излучением)
А по-моему, так надо смотреть на климат, агрессивных соседей и просто желание людей выжить, отсюда и пассионарность - чего только с голоду или от угрозы жизни не сделаешь и на какие подвиги не пойдешь.
Не зря ученые (в первую очередь историки) эту пассионарную теорию этногенеза массово критикуют. Потому что в биологии это называется "борьба за выживание", ну а если в первых рядах борьбы за выживание оказываются некие пассионарии, то это психология, по-моему, изучает. А в истории и географии никакой пассионарности нет, есть климат и цивилизационные толчки.
Тем не менее, Гумилев первым, по-моему, в СССР проложил дорогу в правильном направлении, а этого очень многого стоит.
Лично мне Гумилев разобраться сильно помог, спасибо ему.
*************************************************
В общем, год на дворе 2024.
В каком-то смысле России повезло, что в братство с Западом поиграли на этот раз всего-лишь 30 лет, не успев вырастить поколение правителей и элит, которые после элитных британских и швeйцарских школ по-русски не умели говорить даже с акцентом.
В каком-то смысле России повезло, что иммигрантские идеи евразийства начали идеологически убого, но мощно проецировать на современную Россию из Украины, объявившей себя чистокровными европо-арийцами, а Россию обзывавшую Ордой, при этом идеи бравшей явно от русских иммигрантов-евразийцев
Подобные наезды помогают взглянуть на некоторые вещи под другим углом и даже попытаться найти там рациональное зерно. Вот малоизвестные в СССР идеи евразийцев поизучать, например
В общем, с новой концепцией развития в России власти определились
Государство-цивилизация.
Границы еще не определены, [технологическая/ культурная?] зона влияния - тоже
И война сейчас на Украине идет гражданская и цивилизационная.