Чем до сих пор актуальны образы фильма "Королева бензоколонки" (1962) ?

Jan 11, 2024 22:30


По следам вечеринки в клубе Mutabor, или что России делать с зажравшимися креативщиками


"Королева бензоколонки" - легкая и незамысловатая комедия о том, как, не попав в балет на льду, молодая девушка Людмила Добрыйвечер становится работницей заправочной станции

Если бы "Королеву бензоколонки" (1962), причём, именно с таким же названием, снимали бы в Голливуде, то финал был бы иной - девушка непременно стала бы звездой балета на льду, зарабатывала миллионы, а её бывшие коллеги и - влюблённые шофёры сидели бы в первых рядам с охапками белых (или ещё каких-нибудь) роз, наскребя из зарплаты на билет.



Но это был советский фильм, созданный не только для смеха, но и с глубокой дидактической целью. В те годы бытовал какой-то нездоровый наплыв молодёжи в "творческие" вузы, и буквально в каждом классе училась девочка, грезившая театром, пением, танцем.

Объяснение этому было с одной стороны простое, с другой стороны, сложное. Просто прoтивoстоянием физиков и лириков это не объяснить.

1960-е годы - это Оттепель.

С одной стороны, стране требовались инженеры, ядерщики и даже космонавты. В общем, "физики".
С другой стороны, самые легкие и быстрые социальные лифты открылись у "лириков". Потому что, когда развенчивают чей-то культ и начинают плясать на костях предыдущего культурного периода, в ряды "лириков" обычно вливается некое количество свежей крови. Происходит или полная смена культурного слоя, или очень большая его замена.
И это не только Оттепели и культа личности касается, то же самое повторялось много раз в разные времена.  И, кстати, вот как-раз сейчас мы в такое время живем. И в России, и в Голливуде...и на всяких Каннских фестивалях. Везде старых "лириков", не способных встроиться в новую парадигму, отменяют и меняют на новых вместе с изменением культурно-лирических тонов .и общественной повестки
Условные галкины и прочие свалившие не дадут соврать.

Тем не менее, проблема конкретно российских лириков не в пугалкиных, она системная и намного глубже "понауехавших"
Собственно, это проблема совершенно неадекватного перекоса российских элит. Описание проблемы можно почитать вот здесь: О составе элиты. 26.12.23

Но вернемся к фильму "Королева бензоколонки" и тому, как во время Оттепели самые легкие и быстрые социальные лифты в СССР открылись у "лириков".



Кадр из фильма "Королева бензоколонки" (1962). Художник по костюмам Алла Чепурко. Людмила постоянно мечтает о красивой работе - не балериной-фигуристкой, так хотя бы экскурсоводом.

Ну вот что делать с девушками, которые мечтают о какой-то красивой работе  - стать  актрисами и танцовщицами... не балериной-фигуристкой, так хотя бы экскурсоводом?
Таких девчонок, толпами штурмовавших "красивую жизнь", в 60-е мягенько пытались разворачивать в сторону реальности.
Балет на льду в 60-е - это считалось ещё шикарнее, чем играть Офелию с Бесприданницей. Это - изысканность, шарм, загранпоездки. Статус этакой богини и уж точно - "не такой, как все". И главное - эстетично. Больше того, у этого поколения в детстве случился культурологический шок от созерцания "Серенады Солнечной долины" - рекламного американского ревю, попавшего в СССР в послевоенные годы. Помимо джаза и дольче-виты, всех сразили номера норвежской фигуристки Сони Хэни - обворожительной чемпионки.



Постепенно Людмила привыкает к работе и - к романтической специфике дороги. Кадр из фильма "Королева бензоколонки" (1962).Художник по костюмам Алла Чепурко

На этом фоне и происходило стихийное формирование вкусов - девушкам хотелось блистать и вертеться в расклёшенной юбочке по глади льда. А не пахать. В то же время, индустриальное общество не было готово к подобным запросам. Балет на льду - это прекрасно и его триумфально возили в кап.страны - являть феерию социализма. Но! Стране нужны инженеры. Массово. А танцоры - только самые-самые и в ограниченном количестве. Поэтому Людмила Добрыйвечер (Добривечір), полагая, что временно устраивается на бензоколонку, оказывается в этой отрасли навсегда.



Людмила и её главный недруг - буфетчица Рогнеда Карповна. Прекрасный харАктерный дуэт. Кадр из фильма "Королева бензоколонки" (1962). Художник по костюмам Алла Чепурко

В  фильме  есть примечательный диалог между главгероиней и - водителем автобуса:
-Вы манекенщицей не пробовали устроиться?
-А что в этом плохого?
-Да нет, ничего плохого. Ходи себе по стенду, крути фигурой. Никакой ответственности! Эффектно!
-Остановите машину!



Кадр из фильма "Королева бензоколонки" (1962). Художник по костюмам Алла Чепурко

Шофёр, высмеивая стремление Людмилы получить хоть какую-нибудь "красивую" профессию, превращает её желания в нелепый фарс. Грубовато опускает и низводит. Экскурсовод, фигуристка - ещё ничего. Но не безответственная моделька-на-каблучках. Оскорблённая девушка не может более сидеть рядом с насмешником! И "что в этом плохого?!" - слабая защита. И он, и она понимают, что в этом - всё не очень. На тот момент.



Худсоветы по обсуждению моделей одежды. 1940-е годы.

Профессия манекенщицы до 1980-х годов считалась непрестижной и - по факту несерьёзной, малосодержательной. Хотя, тут был некий "пограничный" статус: с одной стороны, демонстратор одежды воспринимался человеком второго сорта и зарплата была - соответствующая, а согласно тарифной сетке манекенщица значилась "разнорабочей" последнего разряда, но с другой стороны у красивой девушки, рекламирующей новинки легпрома, была возможность выгодного замужества или - приобретения высоких покровителей.


Дефиле для худсовета. 1950-е гг. Скан из книги "Женщина и ее платье. Россия. Век XX". М.-2000. Авт. Кононова И., Самсонадзе Н.

Уважения к ним было маловато, однако же, красота и близость к дольче-вита создавали дополнительные возможности, коих не имелось у серьёзных тружениц. Поэтому тут всё очень индивидуально. А могло повернуться и другим боком - девушка растрачивала себя, меняла мужей и заканчивала весьма печально. Бывало, что и красоток бросали, как Регину Збарскую.



Ещё одно дефиле для худсовета. 1950-е годы.

Привлекательность - недолговечный ресурс, особенно в те времена, когда человек старел в назначенный природой срок, и омолаживающая пластика была, во-первых, несовершенной, а, во-вторых, малодоступной. В общем, советская (да и западная тоже) манекенщица сильно рисковала будущим.

Всё изменилось в 1980-х, когда наступила эра супермоделей и профессия сделалась престижной, а в СССР это совпало с началом Перестройки.

Но в 1962 году, когда вышла на экран "Королева бензоколонки", уж лучше заправлять бензином грузовики и штудировать высшую математику…
В результате Людмила  едет поступать в автодорожный институт. Вся такая стройная, миниатюрная, в модном платьице с юбкой-колокол и белых туфельках. И все ей рады, и она - обожаема. Зрителю - особенно девицам - давали понять, что крутизна зависит не от профессии, а тебя лично. Можно стать королевой, имея "земное" поприще и обычное тех.образование, а можно всю жизнь провести на десятых ролях в так называемом искусстве. (В другом популярном фильме "оттепельной" эпохи - "Сверстницы" одна из девчат бросает театральный вуз, ощутив свою бездарность).



По сути, Людмиле хотелось не танцев на льду, а популярности. Она её получила при совершенно других обстоятельствах. Кадр из фильма "Королева бензоколонки" (1962). Художник по костюмам Алла Чепурко

Собственно, эта киноистория - о том, что быть королевой и даже богиней можно в самой непрезентабельной обстановке, да и вообще - поступать в автодорожный вуз - это куда великолепнее, чем годами штурмовать приёмную комиссию балета на льду или театрального института, например. Быть рядовым инженером - это прекрасно. Быть средней танцовщицей - тусклая безвестность равная «позору». Никому не известный актёр вызывает жалость, особенно после 30 лет. Он - лузер по мнению толпы.В юмористической и - отчасти сатирической форме "Королева бензоколонки" направляла молодёжь в нужное, верное русло. При этом, оно не выглядело, как суровая насущность и грубое "Надо! - здесь всё подавалось через привлекательное "Хочу!" Людмила не мечте изменила, а изменила мечту. Это очень грамотный, отлично сделанный фильм - прямо-таки золотое сечение, которое вообще - редкость в синематографе. Вечно переборщат. Но тут абсолютно веришь глав-героине, расхотевшей танцевать на льду.



Кадр из фильма "Королева бензоколонки" (1962). Художник по костюмам Алла Чепурко

Ну так чем же до сих пор актуальны образы фильма "Королева бензоколонки" (1962) ?
Абсолютно всем.

Когда лириков слишком много, государству их работой не обеспечить.  И часто, обладая менталитетом "нам государство должно и обязано", эти лирики при невостребованности и отутствии карьеры  попадают в разряд людей, яро оппозиционных власти, которая "сломала им жизнь" и не обеспечила благами, которые они считали по жизни положенными.  Общая для всех времен и народов ситуация "лишних людей", которую государство должно как-то купировать.
Впрочем, конкретно в сегодняшней России некоторая еще советская часть "лириков" не пошла в оппозицию, а просто встроилась в мафию от культуры, разыгрывая патриотизм и взамен сев на совершенно невероятные денежные потоки, посчитала себя неприкасаемыми и богоизбранными и начала себя вести нагло и неадекватно
Создав для государства  проблему уже в квадрате.
Мы находимся сейчас в периоде мощнейшей смены культурного курса.
Стране в очередной нужны не те, кем народ по-модному хочет быть.
Стране не хватает рабочих рук. Стране нужны семьи и дети.
Стране не нужны миллионы блогеров и кривляк а ля Милохин / Собчак / Ивлеева, певцов и певиц ртом с перьями на филейной части и прочих "лириков".
Так что "Королева бензоколонки" - необычайно актуальный и современный фильм.Отсюда Отсюда  и мое личное

В заключение запощу вот такое мнение от не "зажравшегося" и не мафиозного артиста

«Не должны столько бабок получать артисты за то, что спели песню»: Никита Кологривый призвал «отдать пантеон» медикам и спасателям

Решить проблему зажравшихся паразитов можно очень легко - создать для креативных индустрий такое налогoвое законодательство, чтобы платить за кривляния на сцене или в интернете миллионы было финансово невыгодно.
В конце концов, сделать творческую карьеру в любой стране может достаточно ограниченное количество творческих профессий - балет, опера, цирк, балет на льду, классические музыканты. Уже с остальными танцами не сексуального характера и с другой (не классической) музыкой за границей начинаются проблемы, ну а уж по поводу творчества, где используется язык, и говорить не приходится.
И вот эти конкретные востребованные на мировом рынке люди никаких миллионов за выступления не получают. Миллионы получают именно невостребованные, при этом невероятно обнаглевшие
В конце концов работа блогером, где ты кривляешься, показываешь примеры неадекватного поведения и накручиваешь рейтинг сексуальным контентом, не должна считаться креативным творчеством. Это называется или мусорный контент, или порно-культура. И эти вещи надо называть своими именами.Решить проблему реальных, а не полулистских элит России намного труднее. Но начинать надо с долга Родине. На любом фронте.

Обсуждение, Культура, Общество, Россия

Previous post Next post
Up