Египет. Другие достопримечательности Луксора

Jan 11, 2021 05:55


Египет - это, конечно, надорваться с просмотром всех достопримечательностей, а Луксор - это концентрат достопримечательностей и артефактов. От этого голова идет кругом, а история выглядит не наукой фактов и событий, а наукой камней и глыб.

Итак, еще чуть-чуть займу Ваше внимание историческими памятниками Луксора.





Колоссы Мемнона (местное арабское название el-Colossat, или es-Salamat) - две массивные каменные статуи, в действительности изображающие фараона Аменхотепа III, а не Мемнона. Последние 3400 лет они простояли в некрополе города Фивы, по другую сторону реки Нил от современного города Луксор.

Две статуи изображают сидящего Аменхотепа III . Его руки положены на колени, а взгляд обращён на восток к реке и восходящему солнцу. Две меньшие фигуры вырезаны на передней части трона вдоль его ног. Это его жена Тия и мать Мутемуйя. Боковые панели отображают бога Нила Хапи.



Поспешу напомнить, что Аменхотеп III (1388-1353 до н. э.) - древнеегипетский фараон XVIII династии. Сын Тутмоса IV и царицы Мутемуйи. Время правления Аменхотепа III рассматривается как один из величайших периодов расцвета древнеегипетской цивилизации, о чём свидетельствуют грандиозные храмовые комплексы и превосходные памятники скульптуры, изящные туалетные вещицы и многие другие произведения искусства, считающиеся шедеврами лучших египетских собраний музеев мира. Несмотря на обилие этих свидетельств, Аменхотеп III всё ещё остаётся фигурой во многом загадочной и противоречивой. С одной стороны, он как никто другой почитал традиционных египетских богов и сооружал им роскошные храмы, с другой стороны, именно в его эпохе, когда царское самообожествление достигло невиданного размаха, лежат корни грядущей амарнской реформы (превознёс культ Атона взамен господствовавшего культа Амона, чтобы сломить сопротивление жрецов Амона и укрепить свою власть).

Аменхотеп III родился в Фивах в 1388 году до н. э. у фараона Тутмоса IV и его средней жены царицы Мутемуйи. Многочисленные сохранившиеся документы времени правления Тутмоса IV подтверждают, что он был объявлен наследным принцем ещё при жизни своего отца. Скорее всего, он взошёл на престол в очень юном возрасте, - ему не было ещё и десяти лет; этот факт подтверждается многими источниками и не удивляет, если учитывать тот факт, что Тутмос IV умер слишком рано, чтобы иметь наследника в зрелых годах. Значительное число портретов фараона с юными чертами лица восходит именно к этому раннему периоду его правления. Первые годы его правления прошли под властью регента, скорее всего, его матери - царицы Мутемуйи. Воцарение Аменхотепа III, судя по всему, прошло быстро и безболезненно; во всяком случае никто из вельмож двора не был в связи со сменой царя смещён со своей должности. Верховный жрец Амона Птахмес, занявший эту должность в последние годы правления Тутмоса IV, с восшествием на престол нового фараона стал ещё и градоначальником Фив и визирем.



Возвращаюсь к Колоссам Мемнона. Статуи сделаны из блоков кварцитного песчаника, которые были добыты из каменоломни в Джебель-эль-Ахмаре (неподалёку от современного Каира) и транспортированы на 670 км по земле, а не по водам Нила (они были слишком тяжелы для переправки вверх по реке). Блоки, использованные инженерами Септимия Севера для реконструкции северного колосса, могли быть привезены из Эдфу (на север от Асуана). С учётом каменных платформ, на которых стоят статуи, они достигают 18 метров в высоту. Вес каждой статуи оценивается в 700 тонн.

Первоначальное предназначение Колоссов Мемнона было стоять на страже к входу в Поминальный храм Аменхотепа (или просто погребальный храм) - массивный культовый центр, построенный при жизни фараона, где он почитался как воплощённый бог на земле перед и после его отбытия из мира сего. В его дни этот храмовый комплекс был самым большим и самым роскошным в Египте. Покрывая в сумме 35 га, даже последующие соперники, такие как Рамессеум Рамзеса II или Мединет-Абу Рамзеса III, не могли покрыть такую площадь; даже храм в Карнаке, стоявший во времена Аменхотепа, был меньше.

За исключением Колоссов, от храма Аменхотепа сегодня осталось очень мало. Так как колоссы стоят в пойме Нила, ежегодные наводнения размыли их у основания. Известна литография, сделанная в 1840-х годы, изображающая Колоссы окружённые водой.



Греческий историк и географ Страбон, живший в начале I столетия нашей эры, рассказывает о землетрясении (в 27 году до н. э.), которое разрушило северный колосс.

Расколовшись, статуя получила репутацию «поющей» каждое утро на рассвете: легкий стон или посвистывание, возможно, были вызваны повышающейся температурой и испарением влаги внутри пористого камня. Тон издаваемого статуей звука во всём античном мире считался эталонным для настройки музыкальных инструментов. Легенды о колоссах распространились по всему миру, и к ним потянулись путешественники, чтобы восхититься изваяниями. Загадочные звуковые эффекты статуй прекратились в 199 году, когда римский император Септимий Север, в попытке ублажить оракула, приказал собрать треснувшие части.

Прямо с площадки, где мы разглядываем Колоссов, виден храм Хатшепсут.



Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри - заупокойный храм фараона XVIII династии Хатшепсут, возведённый в начале XV века до н. э. в Верхнем Египте у скал Дейр-эль-Бахри на западном берегу Нила, рядом с Долиной Царей. Храм посвящён Амону и Хатшепсут и находится поблизости от заупокойного храма Ментухотепа II, послужившего вдохновением и позже карьером. Джесер-Джесеру является шедевром древнеегипетской архитектуры.

После смерти фараона Тутмоса II регентшей при малолетнем пасынке Тутмос III стала Хатшепсут. В итоге, женщина правила 21 год и провела ряд строительных мероприятий. Возведение заупокойного храма царицы началось при её жизни и продолжалось 9 лет - с 7-го (предположительно, 1482 до н. э.) по 16-й (1473 до н. э.) год правления царицы. Руководил строительными работами архитектор Сенмут, следивший прежде также за возведением заупокойного храма Ментухотепа II. Эти храмы архитектурно схожи.

Пришедший к власти Тутмос III приказал уничтожить следы владычества мачехи. Этому подвергся и её заупокойный храм. Его скульптуры были разрушены и закопаны недалеко от храма. Много столетий спустя археологам удалось восстановить картину былого величия храма.

Храм оставался в употреблении до птолеемского периода; позже копты организовали здесь церковь, которая действовала до XI века.



А мы оттуда едем в храм Мединет Абу, о котором я рассказал несколько раньше.

Но из-за обилия материала опустил снимки сторожевой башни Мединет Абу, приведу их здесь.





























И из храма Мединет Абу мы двинулись в Долину царей, огибая храм по периметру.













И вот мы прибыли в Долину царей.

Долина Царей - скалистое ущелье, где за период Нового царства (примерно 500 лет с XVI век до н. э. по XI век до н. э.) построены гробницы для фараонов, а также ряда их высокопоставленных чиновников и родственников. Долина царей состоит из двух частей: Восточная, где находится основной массив гробниц, и Западная, где расположена небольшая группа усыпальниц, самой крупной из которых является гробница Аменхотепа III.







Эта территория с конца XVIII века стала центром, сначала - кладоискательских, затем - археологических и египтологических исследований, и до сих пор её гробницы продолжают притягивать внимание общественности. В наше время Долина царей стала популярной благодаря открытию усыпальницы фараона Тутанхамона. В 1979 году, вместе с другими частями Фиванского некрополя, она была включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Общее количество гробниц Долины Царей, с учётом новых открытий в 2005 и 2008 годах, составляет 63. Первый фараон, похороненный в Долине царей - Тутмос I из XVIII династии, последний - Рамсес XI из XX династии.







Вероятными причинами выбора этого скалистого ущелья египтологи выдвигают три причины:

- она была изолирована от других частей фиванского некрополя, что облегчало её охрану;

- здесь, на западном берегу Нила, располагался естественный горизонт, ахет - место, где заходит солнце;

- кроме того, Долина находится у основания грандиозной горы, своей формой напоминающей естественную пирамиду, известной сегодня под названием эль-Курн.







Поколение за поколением царские погребальные процессии двигались сюда из заупокойных храмов, расположенных в долине реки, имитируя движение заходящего солнца. За всю историю Нового царства, тип усыпальниц фараонов претерпел несколько изменений. Гробницы XVIII династии имели коридор, поворачивающийся под прямым углом, как, например, в гробнице Тутмоса III и Аменхотепа II. Гробницы царей XIX династии, таких, как Рамсес II или Сети I, представляли собой прямой коридор, по оси которого высекались колонные залы, сокровищницы, шахта и погребальная камера, и достаточно глубоко уходят в толщу скалы. Третий тип, относящийся к XX династии (Рамсес III), собственно, практически ничем не отличается от усыпальниц предыдущего периода, однако для экономии средств и времени, их высекают в самых верхних слоях мягкого известняка и сланца.

Все коридоры и помещения гробниц с самого начала XVIII династии символически связывались с той или иной частью загробного царства и имели соответственные названия: «святилище пребывания божеств востока и запада» (коридор), «зал ожидания» (шахта для сточных вод) и «золотой дом» (погребальная камера).





Прекрасные росписи и раскрашенные рельефы покрывают каждый сантиметр стен большинства царских гробниц. Эти фрески, поражающие яркостью и изяществом, детально воспроизводят области иного мира. Под иссиня-лазуритовым потолком, покрытым золотыми звёздами, умерший царь изображён в бесчисленных сценах предстояния перед богами и духами.





Как громоздкие пирамиды, сооружавшиеся во времена Древнего и Среднего царства, не устояли перед грабителями, так же не уцелела и Долина царей. Особые подразделения охраны пытались оберегать «город мёртвых» и его сокровища от грабителей. Однако есть подтверждения тому, что чиновники не только не противодействовали мародёрству, но сами едва ли не официально занимались организацией этих преступлений. Когда могущество Египта к концу XX династии клонилось к упадку, сокровища первых захороненных фараонов шли в переработку, чтобы наполнить истощённую казну.





Несколько документов - папирус Эббота и папирус Амхёрста-Леопольда II - содержат сведения об официальном расследовании дела о разграблении гробниц некрополя в Фивах, на 16-м году царствования Рамсеса IX. Два летописца из Дейр-эль-Медины сообщили о преступлении градоначальнику Восточных Фив, который доложил фараону о грабежах и чиновниках-мздоимцах.

За три года несколько банд систематически грабили захоронения фараонов и могилы рядовых граждан. В царском некрополе Дра Абу эль-Нага специальная служба провела инспекцию 10 захоронений разных династий и разграбленной оказалась гробница фараона Сехемрашедтауи Себекемсафа (XVII династия) и его жены, царицы Нубхаас.





Во время допроса грабители признались:

«Мы прорыли ход сквозь щебень… и увидели бога, который лежал на спине в месте его упокоения. И мы нашли место упокоения Нубхаас, его супруги, расположенное рядом… Мы открыли их саркофаги и их гробы, в которых они покоились, и увидели священную мумию этого фараона с его мечом. Множество амулетов и золотых драгоценностей было на шее его, и золотая диадема была на нем. Священная мумия фараона вся была обложена золотом, и гробы его были обиты золотом и серебром внутри и снаружи, и все изукрашены всевозможными драгоценными каменьями.

Мы собрали золото, которое нашли на священной мумии бога… и также собрали все, что нашли на ее [царицыной] мумии, и подожгли их гробы. Мы взяли их утварь… из золота, серебра и бронзы и разделили между собой… Потом мы переправились [через реку] в Фивы. А через несколько дней правитель Фив прослышал, что мы грабили на западе, и меня схватили и привели в тюрьму градоначальника Фив. И тогда я взял двадцать дебенов золота, которые достались на мою долю, и отдал их Хаемопе, писцу из квартала пристаней города. Он отпустил меня, и я встретился со своими товарищами, и они отдали мне часть добычи, чтобы я ни о чем не жалел. Так я вместе с другими продолжал до сего дня грабить погребения знатных и простых людей нашей земли, чьи тела покоятся на западе Фив. И многие грабят их так же, как мы…»

Грабежи, вызванные отсутствием центральной власти и хаосом в начале Третьего переходного периода, заставили жрецов с целью сохранения более ранних останков перенести саркофаги с мумиями фараонов в гробницы Аменхотепа II и верховного жреца Амона Пинеджема II и Несихонсу.





Наши дни. В начале 2006 года учёные обнаружили в Долине царей новую нетронутую однокамерную гробницу, в которой упокоены пять мумий в деревянных антропоморфных саркофагах с расписными погребальными масками. Также извлечены около двух десятков больших керамических сосудов с оттисками печати фараона.





Это первое погребение, найденное в Долине после 1922 года, когда Говард Картер открыл гробницу Тутанхамона. Археологи университета Мемфиса (штат Теннесси) датировали находку эпохой XVIII династии (1539-1292 годы до нашей эры).





Экспедиция под руководством профессора Отто Шадена (Otto Schaden) с середины 1990 года работала над раскопками небольшой гробницы эпохи XIX династии. Исследуя в 2005 году нижние горизонты культурного слоя напротив входа в гробницу KV10, они наткнулись на четыре хижины рабочих той же XIX династии, под которыми и обнаружили гробницу KV63.

С января по март 2009 года в Долине царей работала экспедиция Базельского университета. Они исследовали две не декорированные гробницы - KV26 и KV30. В ходе расчистки и исследований египтологи выяснили, что гробницы остались недостроенными, но, несмотря на это, в них делались погребения. От погребений до наших дней дошли лишь небольшие фрагменты саркофагов, керамики и человеческих останков. Обе гробницы удалось датировать эпохой XVIII династии. Кроме того выяснено, что первое разграбление гробниц произошло ещё в древности - в эпоху XXI династии.





В 2017 году в Долине царей для анализа древней ДНК отобраны образцы из захоронений XVIII и XXII-XXV династий. Учёные попытаются идентифицировать неегипетских (левантийских и нубийских) людей, как это предполагается с помощью надписей на керамических кувшинах.

А мы покидаем Долину царей и Луксор, наблюдая, что раскопки древностей и складирование артефактов все ещё продолжаются, а исследование памятников древности займет ещё не одно поколение наших современников.

















Путешествия, Культура

Previous post Next post
Up