Костюмы Натальи Полях в сериале "Графиня де Монсоро" (1998)

May 30, 2020 21:00



"Графиня де Монсоро́" - российский художественный телесериал в 26 сериях по роману Александра Дюма , работа над корорым началась в 1995 году и продолжалась 2 года.

Художником по костюмам в фильме работала Наталья Полях , совмещавшая эту работу с работой над костюмами "Королевы Марго", которая снималась в соседнем павильоне


Наталья Борисовна Полях

Ниже рассказ Ирины Жигмунд, как она работала с Натальей Полях в этом сериале.

Познакомились мы с Наташей на съемках сериала "Графиня де Монсоро", где моя подруга работала ее ассистентом.



В тот момент они снимали в павильонах Мосфильма, где были выстроены декорации улиц Парижа и интерьеров дворца, замков, таверен и разных других помещений, в которых происходило действие фильма.


В фильме участвовало большое количество массовки, которая изображала публику на балах, придворных, прохожих на улице, а костюмы были достаточно сложными (кринолины, подъюбники, фрезы, буфы и пр.), поэтому для таких сцен требовались дополнительные помощники одевать актеров массовых сцен.


Неизвестный художник. "Бал при дворе короля Франции Генриха III" , около 1580 г., Лувр


Вот с этой целью я и пришла на съемки. Наталья Борисовна сразу поразила меня своей феноменальной работоспособностью.

Ведь параллельно с "Графиней де Монсоро" снималась в соседнем павильоне "Королева Марго". И там и там - огромное количество персонажей, одетых по моде XVI века.Более того, все персонажи - королевские и придворные особы, каждая со своим реальным историческим прототипом и яркой индивидуальностью, которую нужно было подчеркнуть костюмом.



Слева портрет Генриха III из собрания Версальского дворца. Справа Генрих III в исполнении Е. Дворжецкого



Слева Генрих Анжуйский. Портрет работы Франсуа Клуэ. (1570) Лувр; справа К. Казаков в роли герцога Анжуйского

Винного цвета бархат "подсказывает" нам агрессивно-кровожадную, подлую сущность герцога Анжуйского (актер К. Казаков).
Надо сказать, что тогда интернета не было, и всю информацию Наташа собирала в Театральной библиотеке, просиживая там сутками. В результате, она досконально изучила эту эпоху.



Но, кроме точного воссоздания моды той поры, нужно было подчеркнуть характер персонажей. Так, например, костюмом надо было противопоставить  миньонов двора Генриха III и свиту герцога Анжуйского. Изнеженность и богемность миньонов подчеркивались с помощью большого количества декоративных деталей и фактур: бантов, кружева, парчи, различных украшений, яркой гаммы их костюмов.



Генрих III и его миньоны (в фильме герцог д’Эпернон, сеньор де Сен-Люк,  граф де Келюс , Луи де Можирон, де Шомберг)

Эти молодые люди шокировали двор своими веселыми и дерзкими проделками, шумными застольями и амурными похождениями. Поговаривали, что король состоит с ними в противоестественной связи.

Юные фавориты короля Генриха III изобретали новые костюмы, отличающиеся вычурнустью пропорций, форм и силуэта. Король и сам обожал переодеваться в женскую одежду, что привело в мужскую моду новый вид брюк, похожих на женские калесоны (Калесоны - это женские брюки для верховой езды, которые носили в Италии женщины под платьем).



К тому же, придворные короля позаимствовали у женщин головной убор ток (toque), благодаря чему костюм приобрел весьма женственный вид.


Слева портрет неизвестного джентльмена (в шляпе ток), художник Роберт Пик-старший, ок. 1585-90, справа карикатура на миньонов, высмеивающая женственность их нарядов и причесок, с надписью "гермафродиты"

Мужественность персонажей свиты герцога Наталья Борисовна подчеркнула локальностью цвета и фактуры костюмов.



Луи де Клермон, граф де Бюсси д’Амбуаз (играет Александр Домогаров) и прочие анжуйцы (миньоны Франсуа, герцога Анжуйского)

Соответственно и образ главного героя графа де Бюсси (в исполнении мало тогда кому известного актера А. Домогарова) был решен в красивой, сдержанной гамме с минимумом декоративных деталей. В его случае, сознательно отказались даже от плоеного воротничка.



Слева портрет настоящего  де Бюсси, который в жизни был личностью с сомнительной моралью. Cправа кадр из фильма



Зато обратите внимание, воротнички героев часто имеют модную в 16 веке вышивку Blackwork!



Слева: образец вышивки Blackwork 16 век.  Справа: вышивка Blackwork по вороту на портрете 1520 - е гг.
Такую вышивку черными нитками по белому холсту часто называли "Spanish work" из-за того, что мода на нее пришла вместе с испанской инфантой Екатериной Арагонской - первой женой английского короля Генриха VIII. Такой вышивкой украшали нижнее белье, сорочки, рукава, воротники.

Героиня же, Диана де Меридор, имела в своем гардеробе платья светлой, пастельной гаммы, которая должна была подчеркнуть ее молодость, неискушенность, нежность, хрупкость и романтический характер.



При этом, платья у нее сшиты по последней моде.

Например, в то время у женщин было популярно закрывать декольте тонкой тканью рубашки, надеваемой под платье. Горловина заканчивалась стойкой, по которой шла рюшка, а позже - плоеный воротник "фреза", который ввела в моду Катарина Медичи.






Еще один интересный и запоминающийся персонаж этого фильма - шут Шико в исполнении актера А. Горбунова. Как многие остальные герои известного романа Дюма, это был тоже реальный персонаж, дворянин по происхождению. Как пишет Википедия: "Он был известен своей жизненной силой и способностью схватывать вещи на лету, а также как великолепный писатель-сатирик. Он был единственный придворный шут в своё время, который участвовал в военной и политической жизни и который носил шпагу. Он пользовался репутацией прекрасного фехтовальщика и солдата". Разумеется, такой персонаж не должен был носить шутовской костюм с бубенчиками, он одет скромно, просто, соответственно своему характеру и уму.




Конечно, помимо этих главных героев, в фильме еще было большое количество других, второстепенных персонажей и большая массовка, в том числе, военная. Всех их надо было одеть в соответствии с драматургией сцены и согласно их образу.



А представьте себе, что тогда в магазинах небыло красивых тканей, отделки. Приходилось многое выдумывать, изобретать. Покупались различные тесемки и кружева, которые перекрашивались в нужные цвета, фактурили ткани. Уже на съемках, часто приходилось прямо на съемочной площадке превращать один костюм в другой - меняли рукава и отделку, благо мода того времени это позволяла.



Но в итоге, получился отличный костюмный сериал, последний хорошо и правильно одетый. Сегодня продюсерам жалко тратить много денег на костюмы, декорации и реквизит, оттого и получаются убогие «Бедные Насти» в капроновых кружевах. Наталья Борисовна никогда не умела халтурить, заставить ее ввести в костюм чуждый, современный элемент было невозможно. Она была из поколения настоящих Художников, не признающих фальши и работающих с полной отдачей. Потому и сгорают такие люди быстро… Но хочется, чтобы о них знали и не забывали.
Отсюда

Культура, Россия

Previous post Next post
Up