Государь зимы седой, старец древний с бородой
Дед Трескун вас в гости ждёт. Он пришёл - зима идёт!
Дед Трескун из Великого Новгорода
Когда-то в посте
Как шуба Деда Мороза стала красной и правильно ли это я написала довольно длинную историю, откуда появился современный Дед Мороз, главный волшебник Нового Года, ответственный за новогодние елки и подарки.
И оказалось, что современный Дед Мороз именно в этом качестве доброго новогоднего волшебника - персонаж довольно молодой, которому всего-то чуть больше ста лет.
А тот Мороз, в которого много веков до этого верили наши предки, был совсем другим. Это был скорее злой и страшный языческий дух зимы, встреча с которым могла закончится смертью. Назывался этот дух по-разному, а может даже и был разными духами, сейчас уже тяжело сказать - Морозко, Студенец, Трескунец (Дед Трескун), Зюзя.
Наши предки считали Мороза ответственным за погоду и за урожай, поэтому на Святки и на Пасху было принято приглашать его на праздничную трапезу (кутью, кисель, блины). Считалось, что если хорошо накормить Мороза, он не будет морозить озимые посевы на полях и в огороде, а укутает их снежком и сохранит.
В восточнославянских сказках Мороз описывается как старик с белой бородой, закутанный в шубу, который "на ёлке потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает да пощёлкивает", усиливая тем самым зимнюю стужу. Можно, например, вспомнить, известную русскую народную сказку "Морозко"
Иллюстрация 1932 года к сказке “Морозко" для сборника "Сказки русской бабушки", художник Билибин.
- Вези, вези, старик, её куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали, чтобы мои уши об ней не слыхали; да не вози к родным в тёплую хату, а во чисто поле на трескун-мороз!
**********
Вдруг слышит: невдалеке Морозко на ёлке потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает да пощёлкивает. Очутился он и на той сосне, под коёй девица сидит, и сверху ей говорит:
- Тепло ли те, девица?
- Тепло, тепло, батюшко-Морозушко!
Морозко стал ниже спускаться, больше потрескивать и пощёлкивать. Мороз спросил девицу:
- Тепло ли те, девица? Тепло ли те, красная?
Девица чуть дух переводит, но ещё говорит:
- Тепло, Морозушко! Тепло, батюшко!
Мороз пуще затрещал и сильнее защёлкал и девице сказал:
- Тепло ли те, девица? Тепло ли те, красная? Тепло ли те, лапушка?
Девица окостеневала и чуть слышно сказала:
- Ой, тепло, голубчик Морозушко!
Тут Морозко сжалился, окутал девицу шубами и отогрел одеялами.
Герман Травников "Зимняя сказка" 1983 г.
А еще в сказке "Морской царь и Василиса Премудрая" есть интересный, хотя и не самый важный персонаж по имени Мороз-Трескун.
Говорит ему Баба-яга: "Иди, дитятко, на море; прилетят туда двенадцать колпиц, обернутся красными девицами и станут купаться; ты подкрадься потихоньку и захвати у старшей девицы сорочку. Как поладишь с нею, ступай к морскому царю, и попадутся тебе навстречу Объедало да Опивало, попадется еще Мороз-Трескун - всех возьми с собою; они тебе к добру пригодятся".
********
Видит водяной царь, что ничто не берет, приказал истопить для молодых баню чугунную жарко-нажарко; истопили баню чугунную, двадцать сажон дров сожгли, докрасна печь и стены раскалили - за пять верст подойти нельзя. "Батюшка, - говорит царевич, - дозволь наперед нашему старичку попариться, баню опробовать". - "Пускай попарится!" Пришел в баню Мороз-Трескун: в один угол дунул, в другой дунул - уж сосульки висят. Вслед за ним и молодые в баню сходили, помылись-попарились и домой воротились.
*****************
Трескунец (Дед Трескун) у древних восточных славян отвечал за сильные трескучие морозы, когда скрипит снег под ногами, трещат на морозе деревья, трещит лед на реке, а сам Трескунец хоть "без зубов да кусает" (щиплет щеки и нос от холода).
На Новгородской земле Трескунец - Дед Трескун из всех Морозов упоминался чаще всего.
Великий Новгород
Великий Новгород
Великий Новгород
Поэтому, когда в Великом Новгороде решили обзавестись собственным сказочным зимним героем, который помогал бы проводить этнографические зимние праздники, Дед Трескун был вне конкуренции.
В отличие от Деда Мороза, любителя и поклонника развлечений и праздничных новогодних застолий, Дед Трескун - свидетель зимних народных традиций и обрядов, основные обязанности у него - следить за погодой и вообще за всем, что происходит в природе и в лесу. Поэтому сопровождают его лесные звери - зайчонок, бельчонок, лисенок и т.д. Дед Трескун старше Мороза, да и вообще он Деду Морозу пращур, то ли дед, то ли вообще прадед. С помощью Деда Трескуна новгородский музей-заповедник занимается социально-культурной деятельностью.
Вообще Трескун как фольклорный герой стал появляться в Новгороде уже несколько лет назад, но очень ненадолго, в связи с объяснением какой-то народной традиции или обычая. Но он нравился публике, и в музее было решено, что Трескуна надо сделать постоянным лицом Новгорода.
Самым трудным было найти правильный образ Деда Трескуна, чтобы его не путали с Дедом Морозом и прочими новогодними сказочниками, коих сейчас появилось очень много. Дед Трескун не имел никаких изображений и никак нигде особо не описывался.
Хотя можно было, конечно, посмотреть на некоторые изображения Mороза в "славянофильском" и "языческом" исполнении, например, костюмы из сказки "Снегурочка".
Слева: В. М. Васнецов "Эскиз костюма Мороз к опере Римского-Корсакова Снегурочка" Частная опера Мамонтова 1882 г.
Справа: В. А. Симов МХАТ "Эскиз костюма к пьесе Островского Снегурочка" МХАТ 1900 г.
Можно было на дореволюционные рождественские открытки взглянуть, на Рождественского деда в тулупе, а можно было посмотреть на изображения каких-то лесных существ - Старика-Лесовика, Лешего..
По-моему, в Новгороде именно так и сделали
В результате музейные сотрудники и художник Светлана Чазова разработали вот такой вот необычный и совсем новый образ Деда Трескуна. Они соединили природные материалы и мотивы русского народного декоративно-прикладного творчества. В итоге получился дремучий, строгий, но дружелюбный к детям и взрослым персонаж.
В 2016 году Новгородский музей-заповедник на уже постоянной основе, запустил серию семейных праздников в Кремле с участием Деда Трескуна, древнего русского фольклорного персонажа, связанного с погодой, играми и обрядами зимней поры. Роль Трескуна взял на себя научный сотрудник Детского музейного центра НГОМЗ Антон Вакуров.
В 2017 году в Детском музейном центре у героя появилась своя резиденция. Каждый день к Трескуну приходили дети, писали письма, отгадывали загадки. В январе 2018 года Дед Трескун принял участие в программе “Сказочное Новогодье” в Музее народного деревянного зодчества “Витославлицы”.
Витославлицы Ярусная церковь Николы 1757 года из деревни Высокий Остров Окуловского района
“Сказочное Новогодье” в Музее народного деревянного зодчества “Витославлицы”.
Так вот усилиями новгородских музейных работников и родился новый сказочный персонаж.
Пока что это зимний проект (до Масленицы), летом Дед Трескун прячется в колодце, поэтому летней резиденции пока нет, но с развитием проекта она скорей всего появится
Зима с Дедом Трескуном в Новгородском кремле А так звучит местная легенда о появлении героя:
Первая Трескунья летопись, найденная недавно в Новгородском детинце, гласит, что в давние-давние времена не было времен года. Потому что было только лето. Трудно ему приходилось одному. И лето нашло себе помощника - осень. Все бы хорошо, но и вдвоем умаялись. Вспомнили тогда про старого волшебника Трескуна. Явился, разворчался, что совсем тут без него погоду распустили. И за работу взялся. Надевал трескунью шубу, шапку-трескунку, рукавицы-трескуницы, валенки-трескаленки. Брал мешок-трескушок с любимыми своими трещотками, дудкой-трегудкой и палку-трескалку...
Тут летопись обрывается, но даже взрослый сообразит, что Дед Трескун зиму делал, а о весне потом уж Солнце позаботилось.
Кое-кто в научных кругах сомневается в подлинности летописи, но кандидат сказковедения профессор Тресканаев (более известный как научный сотрудник музея-заповедника Владимир Варнаев) доказал: все это правда, чистая, как первый снег. "Чтоб мне треснуть!" - сказал ученый.
Вот такая фольклорно-музейно-сказочная история.
Ну что, ждем Морозко и Студенца? Зюзя уже есть у белорусов.