Павильон треста "Главкондитер" на территории ВВЦ

Dec 09, 2019 17:43


Несколько лет назад правительство Москвы взялось за глобальные преобразования на  территории  ВВЦ (бывшая ВДНХ), которая  к тому времени пришла  уже в довольно-таки запущенное состояние. В этот момент  на этой огромной территории, предназначенной для отдыха,  не было фактически ни одного достойного ресторана или кафе, интерьер и кухня которых соответствовали  хотя бы "какому-то" уровню,  куда  можно было бы, не стыдясь, пригласить коллег из Еропы или Азии.

Одно из них находится  теперь в павильоне  "Главкондитер", это здание  считается одним из самых красивых на территолии ВВЦ.  Местечко очень тихое и уютное, всего в нескольких сотнях  метров от павильона "Космос" (правая относительно центрального входа аллея). Здание полностью отреставрировано  внутри и снаружи с полным сохранением архитектурного стиля, напротив - "Гастроном №1".

Когда-то здание выглядело так сразу после постройки, сегодня  вся архитектура сохранена  после реставрации практически без существенных  конструктивных изменений:







Торговый павильон треста "Главкондитер" был построен в 1954 году по проекту Александра Борецкого, ученика знаменитого  архитектора Ивана Жолтовского. Архитектор также проектировал гостиницу Ленинградская и вторую очередь гостиницы Москва.

В   архитектуре  павильона "Главкондитер" модернизм органично сочетается с классикой.
Колонны высокие, тонкие, поставлены с большими промежутками, что создает впечатление воздушности, какая бывает в   беседках. Основание здания прорезано большими полуциркульными окнами, отчего оно тоже кажется легким.
Крышу неоклассического здания с элементами модернизма украшает круглая ротонда со скульптурой "Девушка с виноградом", автор М. Е. Ярославская.
Павильон создан на  границе эпох,   между временем господства  сталинского  классицизма  и хрущевского модернизма, и до 1964 года был советским вариантом лучших европейских кафе, с садом  вокруг и просторной верандой на крыше. Затем кафе закрыли, а в здании располагался  Иностранный отдел ВДНХ СССР.

Также как и другие павильоны ВДНХ, этот павильон  сменил много  названий:

в 1954 году  -  назывался Торговый павильон "Главкондитер",

в 1964 году  - "Иностранный отдел ВДНХ СССР",

Позже - "Дом приёмов".

С 1964 года в здании располагался Зал приемов Иностранного отдела ВДНХ, а в постсоветские времена оно было занято частными офисами.

В результате  реконструкции здания  в  последнее время команда архитекторов и дизайнеров воссоздала внутри легкий праздничный интерьер в духе 1950-х годов. Источниками вдохновения для создания нового интерьера послужили образы советских летчиков и спортсменов, тема  авиации в СССР.
Кафе, находящееся теперь внутри,  находится в нескольких метрах от Дворца бракосочетаний ВВЦ и имеет  два зала (большой,  основной, на 80 человек и малый вип-зал на 50 мест), три  летние веранды. В теплое время года здесь  проводятся   банкеты, приемы, свадьбы.



Два фото ниже - соседнее с павильоном  "Главкондитер" здание ЗАГС на ВВЦ (оба фото наших времен,  второе- более позднее, сейчас здание окрашено в белый цвет):





Старое фото  другого здания,   через дорогу, напротив,   сейчас  "Гастроном №1", а раньше павильон "Главконсерв":



Современное фото   "Гастроном №1",  именно это здание, но с верхнего ракурса видно с веранды на 2-м этаже "Главкондитер",  вид очень красивый, особенно летом,  в обрамлении зелени и цветников:



Современный вид павильона   "Главкондитер" сбоку:



Скульптура  "Девушка с виноградом", находящаяся на  верху  здания  (подход с ближнего ракурса невозможен,  поэтому фото нечеткое, сделала   его сильно издалека):"



А теперь пройдемся по  отреставрированному зданию и осмотрим его.

Центральный холл, он же бар:



Потолок в баре:



Вход в основной зал:



Основной  зал,  деревянные патинированные арочные окна в пол, на стенах фрески  на тему: "Авиация в СССР", роспись на стенах в виде зеленых вьюнов по оштукатуренному с сохранением фактуры кирпичу,  живые растения в кадках, антикварные люстры:





Вип-зал,  тяжелые  бархатные шторы,  состаренные зеркала размером под потолок, в которых отражается живая зелень, потолок с массивными  балками и литыми  (очевидно,  что авторской работы, видимо это старые сохранившиеся или восстановленные по таким  образцам) гипсовыми панелями (этакий микс  стиля "сталинский классицизм" и  стиля "кантри"),  на потолке ненавязчиво, без  вреда для  впечатления от внешнего вида потолка, установлена система кондиционирования.
Вся мебель  антикварная и разнотипная, есть только по нескольку экземпляров одного вида, но, благодаря единой цветовой пастельной  гамме,  после реставрации,   вся  она воспринимается как единый ансамбль, разная высота стульев  с заботой о посетителях скомпенсирована специальными пробками на ножках:



Каждая люстра - тоже антикварная и уникальная, но создается полное впечатление, что все люстры  из одной серии:







Интересное решение -  в сквозных нишах стен сделаны своеобразные буфеты, доступ к посуде, к фужерам и бокалам для воды (для воды бокалы оригинальные, цветные бледно-салатовые и бежевые,  тяжелые, с поверхностью "как  гравированной")  в них есть  и со стороны зала, и со стороны кухни:



Все столики вип-зала   вечером  и  в праздничные дни   обычно   заняты:



Фрески на стенах на тему авиации:





Все эти диванчики и стулья тоже   антикварные:







Ну,  что сказать в целом   ...

Все  съеденное и выпитое нами в кафе было вкусным, несмотря на кажущуюся простоту названий блюд,  их приготовленние, я бы сказала, изысканное. Обслуживание -  вежливое и внимательное,  с возможностью получить полную информацию о составе и способе приготвления блюд  из меню.



P. S. Кафе в пошлом году работало зимой только как банкетный зал, а весной, летом и осенью - обслуживало всех посетителей.

****************************************************************************

Все следующие  фотографии посвящены  теме  туалетных комнат  в здании.

Тамбур перед туалетными комнатами напротив гардеробной:





Во всю стену  холла - состаренное зеркало, раковины из медного сплава с отделкой объемным литьем:





Под цвет включений в мраморной столешнице умывальника -   смесители:



В корзинках - маленькие одноразовые махровые полотенца, дозаторы жидкого мыла встроены в столешницу:



На стенах  холла туалета тоже фрески:



Модель унитаза - подвесная, отделка стен  - сочетание плитки "под мрамор" и "состаренной" штукатурки:



Все выверено, продумано, со вкусом и заботой об удобстве. Приятно  отметить, что образцы культуры и стиля уверенно проникают в нашу повседневную жизнь, становятся доступными все более и более широким слоям. Этот туалет "круче" (если так можно сказать про туалет), чем, например, бывают туалеты  даже в общественных зонах некоторых  четырех-  и пятизвездочных отелей  и ресторанов при них   из нашей российской действительности.
Как говорил булгаковский профессор Преображенский: "... разруха не в клозетах, а в  головах..."

А если подробнее, то так: "Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом?… Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах."

********************************************************************************

1938-1939: Коренная перестройка, из истории ВДНХ

Весной 1938 года в прессе стали появляться обвинения в адрес главного архитектора выставки В. К. Олтаржевского - ему вменяли просчёты в архитектурном решении павильонов, неудачный, «лишённый праздничности и яркости» генеральный план комплекса (недоброжелатели даже увидели в нём тайный знак - якобы архитектор поставил павильоны в виде православного креста); припомнили Олтаржевскому и недавнюю длительную командировку в США (1924-1935), после которой на стройке он нередко изъяснялся по-английски. В июле 1938 года  Олтаржевский был арестован по обвинению в участии в "антисоветской вредительской организации, существовавшей на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке", осуждён и сослан в Воркуту.

Главным архитектором выставки  был назначен С. В. Чернышев - один из авторов генерального плана реконструкции Москвы, в то время занимавший и пост главного архитектора города. Заместителем главного архитектора ВСХВ  (Всесоюзная   СельскоХозяйственная Выставка) назначили А. Ф. Жукова, который, в связи с загруженностью Чернышёва другими проектами, фактически выполнял функции главного архитектора выставки.

После ареста Олтаржевского архитектуру большинства готовых павильонов признали в целом неудачной, а решение некоторых построек - "вредительским". Так, по мнению Жукова, павильон Московской области был "декоративно-пряничным", павильон Белоруссии он сравнил с богатым амбаром, а павильон Украинской ССР - "чистая конюшня в большом княжеском поместье". В итоге было решено снести и выстроить заново Главный вход, павильоны "Московская область", "Юго-Восток", "Механизация", "Украинская ССР", "Северное земледелие", "Сибирь" и ряд других; существенной переделке подверглись также павильоны Белорусской ССР,  Казахской ССР и республик Закавказья.

В 57 сооружениях произвели замену и усиление фундаментов, в 25 заменили крыши, в 15 - полы. Для освобождения места   под новый  павилион "Механизация", который решили поставить по оси Центральной аллеи, пришлось передвинуть стоявшие здесь торговые павильоны - "Главтабак", "Главмясо", "Главконсерв" и "Главкондитер". Место, где первоначально стоял павильон "Механизация", отдали под 25-метровый железобетонный памятник И. В. Сталину.

Несмотря на тотальную перестройку и изменение положения ряда павильонов, первоначально разработанный Олтаржевским генеральный план ВСХВ остался практически без изменений. Значительный объём работ требовал дополнительного времени и вскоре стало ясно, что уложиться в намеченный срок открытия выставки -  1 августа 1938 года -  тоже нереально. 21 августа 1938 года Верховный Совет СССР принял специальный "Закон о ВСХВ", которым вновь перенёс дату открытия выставки - на 1 августа 1939 года.

#ВДНХ, Россия, #Москва, #архитектура, #история, Без политики, Общество, Культура

Previous post Next post
Up