А помните, как пару лет назад Рамзан Кадыров устроил в Грозном торжественный прием по случаю Дня чеченской женщины и пришел на мероприятие в боевом облачении, а в руках нес копье?
Не разобравшись, СМИ написали, что это он чуть ли не под Илью Муромца оделся, и даже сделали всякие забавные видео типа вот этого?
Click to view
А потом выяснилось, что это были доспехи древнего чеченского воина, а похожи они так на древнерусские, потому что в те древние времена у Руси, образовавшейся как государство на двух торговых путях из варяг в греки и по Волге в Персию, был товарообмен с Византией, Персией, Индией и арабскими странами, откуда поступали такие же доспехи и вооружения как и на Кавказ.
Ну а уж когда русские княжества были частью Орды, так и вообще все вооружение могло быть практически идентичным.
"Традиции, религия, культура - это основа прочности любого народа. Сотни народов играли некогда важную роль в событиях мирового масштаба. Утратив корни, они перестали быть единой нацией, способной себя сохранить. Понимая это, я с первых дней на посту главы республики поставил цель: добиться возрождения и сохранения истинно народных традиций, привить всем, особенно молодежи, уважение и любовь к ним" - написал потом Кадыров в соцсетях по поводу этих своих доспехов.
Народный артист Чеченской Республики Николай Басков в национальном чеченском костюме с Рамзаном Кадыровым
По мнению модных экспертов, уже наметились целые регионы России, где народный костюм перестал быть музейным экспонатом и пытается вернуться в повседневную жизнь.
А лет пять назад мода на самобытность в одежде начала волновать и региональных госчиновников.
В частности, вице-премьер правительства Чечни Магомед Селимханов в 2013 году предписал сотрудникам органов государственной власти носить вещи, соответствующие "нормам служебной и вайнахской этики". Сильному полу с той поры 4 дня в неделю рекомендовано облачаться в костюм и галстук, а по пятницам - в "традиционную мусульманскую одежду" (ту самую, в которой большинство россиян регулярно видят главу Чеченской республики на телеэкранах). "Рабочая форма" для дам: платок, платье или юбка ниже колен, и рукав - не менее чем три четверти.
Магомед Селимханов в традиционной чеченской одежде
Чечня стала одним из первых российских регионов с такой инициативой, но не единственным.
А какая она, традиционная чеченская одежда? Что мы про нее знаем, ну кроме того, что доспехи древнего чеченского война были похожи на доспехи древнерусского?
********************************************************************************************
Кавказ - это очень многонациональный регион России. Бок о бок здесь соседствуют различные народы, тесно взаимодействуя и обмениваясь накопленным за столетия опытом.
Национальный чеченский костюм - яркий пример неповторимого творчества народных умельцев, образец старинных обычаев, свидетельство глубокого взаимодействия чеченского народа с соседними народами. В национальном костюме отразился не только образ жизни горцев и их традиций, но и духовные ценности, вера.
Чеченский народ отличается глубоким уважением и почтением к своим предкам, поэтому и национальный костюм не хранится в музеях, а достаточно широко используется в повседневной жизни.
Образ жизни чеченского народа напрямую связан с материалами, которые издревле применялись в изготовлении национальной одежды. Ткани прялись из овечьей шерсти, широко применялся мех и кожа местных животных.
Сукно, войлок - все было собственного производства. Все костюмы изготавливались только самостоятельно. Практически каждая женщина умела шить или прясть. Мастерство по производству национальной одежды передавалось из поколения в поколение и считалось предметом национальной гордости.
Мужской национальный костюм
Главными частями любого мужского костюма были штаны и удлиненный полукафтан (бешмет). Штаны имели крой, зауженный книзу, чтобы было удобно заправить их в сапоги.
Бешмет - это полукафтан, скроенный из легкой ткани, выполнял функцию нательной рубахи. Бешмет плотно облегал фигуру мужчины до пояса, а ниже расширялся почти до колена. Такая форма идеально подчеркивала стройность и мускулистость фигуры чеченского мужчины. На груди бешмет всегда должен быть плотно застегнут на специальные пуговицы-узелки. Такие же пуговицы украшали и манжеты зауженных рукавов полукафтана.
Бешмет использовался и как домашняя одежда и как праздничная. Различие было только используемой ткани. Для повседневного варианта применялась простая хлопковая ткань, а для праздничного - дорогой разноцветный атлас. Несмотря на плотную посадку бешмета по фигуре, он всегда был удобен и не стеснял движений мужчины. Поэтому такая одежда использовалась и для обмундирования войск.
Черкеска - это схожая по виду и крою с бешметом часть мужского костюма. Черкеска выполняла функцию праздничной одежды, поэтому всегда изготавливалась из более дорогих материалов. Обычно использовали сукно самого лучшего качества. Черкесска надевалась поверх бешмета, повторяя его форму. Узкая до талии, она расширялась книзу и закрывала колени. В отличие от бешмета, черкеска застегивалась только на поясе.
Самой интересной деталью этой одежды были газырницы, которые располагались по обеим сторонам на груди. Они служили для хранения запасных патронов. В настоящее время в прямом назначении этой детали надобности уже нет, однако, она все равно присутствует в качестве декора одежды.
Отличительной часть мужского костюма является бурка. Бурка представляет собой войлочный плащ без рукавов с твердыми, зауженными плечами. Она была неотъемлемым спутником пастухов, воинов, путников. Новорожденных мальчиков всегда сперва заворачивали в бурку, чтобы в будущем они выросли настоящими горцами.
Бурку изготавливали только женщины, причем этим правом обладали только лучшие из мастериц. Для производства использовали только качественную овечью шерсть.
Значение бурки трудно переоценить. В непредсказуемых условиях высокогорной местности этот теплый и непродуваемый плащ служил и одеждой, и подстилкой, и одеялом.
Дополняли традиционный костюм головной убор - папаха, и кожаные сапоги до колена, куда мужчины заправляли сапоги.
Папаха - это символ чести и достоинства чеченского мужчины.
Изготавливали ее из натуральной овчины. Она могла быть длинношерстной или короткошерстной (каракулевой). Папаха передавалась по наследству, а если сыновей у мужчины не было, то папаху передавали с огромным почтением самому уважаемому мужчине рода.
Трогать чужую папаху запрещено, чтобы не оскорбить хозяина. Интересно, что в некоторых случаях папаха могла заменить на свидании молодого человека. Друг, взяв папаху жениха, мог заменить его встрече с девушкой. И она могла разговаривать с ним, как со своим любимым.
Папахи и сейчас являются постоянным головным убором чеченцев, выстояв против давления современной моды.
Обязательным элементом костюма был также кожаный пояс. Украшенный металлическими вставками, он служил для ношения холодного или огнестрельного оружия
Женский национальный костюм
Чеченская женщина - это сама скромность, целомудренность и красота. Девушки никогда не демонстрируют свое тело посторонним взглядам. Такое поведение нашло отражение и в крое традиционного костюма.
Женский костюм очень разнообразен по цветовой гамме. Женщины постарше носят одежду более спокойных тонов, а девушки надевают платья самых разнообразных цветов и оттенков, украшенных золотыми и серебряными нитями и дорогими камнями.
Женский наряд состоит из четырех обязательных частей.
Нижнее платье
Имело форму туники и ниспадало до самых щиколоток. Узкое до талии, оно немного расклешалось книзу, образуя легкие струящиеся складки. На груди имелся небольшой вырез, а шею прикрывал воротничок-стоечка с небольшой пуговкой. Нижнее платье всегда отличалось очень длинными рукавами, достающими до кончиков пальцев рук.
Такое платье допускалось носить со свободными шароварами и свободно выходить на улицу, естественно, дополнив костюм соответствующим головным убором.
Нижнее платье было скромным, а для украшения женщины использовали специальные нагрудники. Их заказывали у мастеров и носили, пришитыми к верху туники. Для украшения использовали серебряные и золотые нити, а также драгоценные и полудрагоценные камни. Внешний вид нагрудника отражал материальное благополучие семьи.
Верхнее платье
Напоминало кафтан или длинный халат. Оно не имело воротника и открывало грудь, чтобы прекрасные нагрудники были хорошо видны. На талии оно застегивалось на маленькие крюки, в результате чего женская фигура приобретала очень женственную форму.
Верхнее платье было очень красивым. Использовались самые дорогие и красивые ткани - парча, сафьян, шелк, атлас, бархат. Украшалось оно роскошной вышивкой, камнями, бисером. Полы юбки расходились как два лепестка, что придавало наряду больше изящества.
Такой наряд был характерен только для молодых девушек, а взрослые женщины одевались скромнее.
Платок
Голову чеченки обязательно покрывал либо платок, либо легкая шаль. После замужества девушки надевали специальный мешочек, куда убирали волосы - чухту. Платок для женщины имел такое же важное значение, что и папаха для мужчины. Он символизировал чистоту и целомудрие.
Пояс
Пояс для женщины был очень важен. Для него использовали серебро, золото, драгоценные камни. Его передавали по наследству, а матери дарили первый пояс дочерям перед свадьбой.
Отсюда Помимо приучения чиновников носить народный костюм на работу, в Чечне еще продвигают и собственный модный бренд Firdaws (означает на арабском "рай" или какой-то высший сад рая), магазины которого работают не только в Чечне, но и в других местах, например, в Арабских Эмиратах.
Коллекция Firdaws
Как я уже написала выше, в России есть уже достаточно большое количество регионов, где народный костюм перестал быть музейным экспонатом и пытается вернуться в повседневную жизнь.
Возрождается народный костюм и в других кавказских республиках, и в Якутии, и в Коми, и у ненцев, и у саамов, и у калмыков, и в Приволжье, и на Урале.
Я об этом еще напишу.
А как вы относитесь к инициативе "на местах" носить традиционную этническую одежду на работу хотя бы раз в неделю?
И продвигать свои национальные (включая этнические коллекции) бренды одежды, в том числе за границей?
Оригинал взят у
selyanka1 в
https://selyanka1.livejournal.com/114978.html